Создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочное время – важнейшее условие сохранения здоровья учащихся

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная нагрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности. Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37% , а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу, учителя начальных классов используют в учебном процессе оздоровительные мероприятия. Это – физкультурные минутки, которые предупреждают утомление и восстанавливают умственную работоспособность, используются для профилактики нарушений осанки, а так же физкультурные паузы, динамические перемены.

Целенаправленное использование физических минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету. Они способствуют развитию познавательных процессов.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Формы проведения оздоровительных мероприятий.

I. Оздоровительные.

К ним относятся:

  1. Общеразвивающие упражнения /упражнения для разных групп мышц/.
  2. Подвижные игры /их использование зависит от специфики урока/.
  3. Танцевальные /проводятся под музыку./
  4. Гимнастика для глаз.
  5. Двигательно-речевые /читают небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения.

II. Когнитивные /познавательные/физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.

К ним можно отнести:

  1. Дидактические игры.
  2. Двигательные действия и задания /загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении/.
  3. Развивающие игры.

III. Креативные /творческие/.

  1. Гимнастика для ума.
  2. Оригинальные движения.
  3. Сюжетно-ролевые игры.
  4. Использование карточек.

Игры помогли мне сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность.

В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.

«Внимание! Проверь, дружок,
готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
книги, ручка и тетрадки?»

Во втором полугодии 1 класса достаточно было без проговаривания показать Минутку – и дети быстро готовили рабочее место.

Красочно оформленные строки Маршака « Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.

Учитель входит – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь!

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.

На уроке не болтай,
Как заморский попугай.

На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи. Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном – гласные, в синем – согласные, в белом – твёрдый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Красочное, интересное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, развивает у них целенаправленное внимание.

Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.

Малыши очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется тогда, когда всё понятно и доступно. И игры помогают в этом.

Всестороннее развитие интереса учащихся, активизация их познавательного интереса может происходить плодотворно только в единстве урочной и внеурочной работы. И поэтому организации внеклассной работы я уделяю серьёзное внимание.

Мы участвуем в школьных мероприятиях. Дети с увлечением читают, поют, танцуют, участвуют в соревнованиях, выставках.

Они артистичны, эмоциональны, свободны в общении. Это, естественно, положительно сказывается и на усвоении учебной программы.