Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная нагрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности. Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37% , а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу, учителя начальных классов используют в учебном процессе оздоровительные мероприятия. Это – физкультурные минутки, которые предупреждают утомление и восстанавливают умственную работоспособность, используются для профилактики нарушений осанки, а так же физкультурные паузы, динамические перемены.
Целенаправленное использование физических минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету. Они способствуют развитию познавательных процессов.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Формы проведения оздоровительных мероприятий.
I. Оздоровительные.
К ним относятся:
- Общеразвивающие упражнения /упражнения для разных групп мышц/.
- Подвижные игры /их использование зависит от специфики урока/.
- Танцевальные /проводятся под музыку./
- Гимнастика для глаз.
- Двигательно-речевые /читают небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения.
II. Когнитивные /познавательные/физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
К ним можно отнести:
- Дидактические игры.
- Двигательные действия и задания /загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении/.
- Развивающие игры.
III. Креативные /творческие/.
- Гимнастика для ума.
- Оригинальные движения.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Использование карточек.
Игры помогли мне сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность.
В игре «Минутка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.
«Внимание! Проверь, дружок,
готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
книги, ручка и тетрадки?»
Во втором полугодии 1 класса достаточно было без проговаривания показать Минутку – и дети быстро готовили рабочее место.
Красочно оформленные строки Маршака « Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.
Учитель входит – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь!Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи. Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном – гласные, в синем – согласные, в белом – твёрдый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Красочное, интересное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, развивает у них целенаправленное внимание.
Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.
Малыши очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется тогда, когда всё понятно и доступно. И игры помогают в этом.
Всестороннее развитие интереса учащихся, активизация их познавательного интереса может происходить плодотворно только в единстве урочной и внеурочной работы. И поэтому организации внеклассной работы я уделяю серьёзное внимание.
Мы участвуем в школьных мероприятиях. Дети с увлечением читают, поют, танцуют, участвуют в соревнованиях, выставках.
Они артистичны, эмоциональны, свободны в общении. Это, естественно, положительно сказывается и на усвоении учебной программы.