Слайд 1. Презентация <Приложение 1>
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд 2
Перед вами отчет работы творческой группы «Школа молодого классного
руководителя».
Руководитель творческой группы Эпова Ольга Львовна, учитель начальных классов
средней общеобразовательной школы №30.
Слайд 3-4
Участники творческой группы – это учителя – классные руководители имеющие стаж менее трёх лет:
- Кузьминская Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса МОУ СОШ №13.
- Горшкова Наталья Алексеевна, учитель химии, классный руководитель 6 класса МОУ СОШ №24.
- Захарова Татьяна Игоревна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса МОУ Гимназия №133.
- Цыбакова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса МОУ СОШ №3.
- Строганова Лиана Александрвна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса МОУ СШ №30.
Слайд 5
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.
Деятельность классного руководителя по формированию культуры поведения актуальна, потому что общество всегда нуждается в коррекции поведения, а прежде чем корректировать поведение его нужно сформировать
Актуальность выбранного нами направления «Школа молодого классного руководителя» объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
Слайд 6
Многие, учителя, особенно начинающие, испытывают высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью выполнять функции классного руководителя.
Молодой учитель пришел в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, но становление его мастерства как воспитателя приходит на практике. Именно, впервые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определяет степень мастерства учителя-воспитателя. Молодой классный руководитель часто не знает, что делать, когда оказывается перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализирует результаты своей встречи с родителями. Не всегда может правильно организовать внешкольную и внеурочную работу с классом. Все это и повлияло на организацию работы творческой группы учителей города «Школа молодого классного руководителя»
Слайд 7
Цель работы творческой группы – это создание условий для профессионального педагогического становления молодых специалистов.
Задачи, которые были поставлены перед участниками группы:
- организовать работу по формированию у молодых классных руководителей конструктивно-содержательных и конструктивно-операционных умений;
- помочь молодому специалисту адаптироваться и максимально использовать свой потенциал в жизни и профессиональной деятельности;
- повысить уровень профессионального мастерства молодого специалиста – классного руководителя.
Слайд 8
Нами были определены этапы работы творческой группы.
Этапы работы творческой группы:
- 1 этап. Подготовительный (аналитико-диагностический): октябрь 2010 – ноябрь 2010.
- 2 этап. Основной этап: ноябрь 2010 – февраль 2011.
- 3 этап. Заключительный этап (обобщение работы группы): март 2011.
За время работы было проведено с октября 2010 г. по март 2011 г. 7 заседаний. Все они были различны по тематике и форме проведения. Частота заседаний творческой группы – 1-2 раза в месяц.
Слайд 9
Целью подготовительного этапа работы творческой группы была организация аналитико-диагностической деятельности молодых классных руководителей, для определения круга проблем и задач для дальнейшей работы творческой группы.
На первом заседании группы было проведено анкетирование среди 16 собравшихся молодых классных руководителей, в результате которого выяснилось, что на вопрос:
- Знаете ли вы как планировать воспитательную работу с классом – утвердительно ответили – 3; частично – 5; не знают – 8.
Слайд 10
- Знаете ли вы формы, содержание и методы работы классного руководителя с родителями – утвердительно ответили – 2; частично – 3; не знают –11.
- На вопрос умеете ли вы провести мониторинг результата воспитательной работы в классе – умею – 3; частично – 3; не умеют – 10.
На ряд других вопросов, касающихся деятельности классного руководителя были тоже получены не утвердительные ответы.
Слайд 11
После анкетирования был определен круг вопросов для обсуждения и формы работы творческой группы.
- Планирование воспитательной работы с классом в современных условиях.
- Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями.
- Обучение классных руководителей методике психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы.
- Самообразование, самовоспитание и самоанализ в работе классного руководителя.
- Качественное составление плана воспитательной работы классного коллектива.
- Владение умением подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
- Умение делать самоанализ воспитательного мероприятия.
- Владение формами работы с родительской общественностью.
- Умение разрабатывать мини-проекты по воспитательной тематике.
- Участие в школьных конкурсах.
- Создание портфолио классного руководителя.
- Проведение мониторинга результативности воспитательной работы в классе.
- Изучение семьи ребенка.
- Неблагополучные семьи. Работа с детьми из неблагополучных семей.
- Организация внеклассной и внешкольной работы.
- Использование проектной деятельности во внеклассной работе.
- Предупреждение конфликтных ситуаций.
- Гиперактивный ребенок в школе.
- Как быстрее адаптироваться в современной школе.
- Адаптационный период (1 класс, 5 класс).
Слайд 12
По результатам анкетирования на следующем заседании творческой группы была составлена Профессиограмма классного руководителя, то есть были определены те качества, которыми должен обладать классный руководитель. Личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию, духовно-нравственная.
Личностные качества можно определить как:
- Ярко выраженная гражданская позиция в отношении к людям, к деятельности, к самому себе.
- Гуманистическая направленность личности, развитые духовные потребности, эрудиция.
- Нетерпимость к эгоизму, потребительству, нечестности, фальши, аморальным поступкам, лени.
- Честность, искренность, эмпатия, сочувствие в отношениях детей и взрослых.
- Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим.
- Интеллигентность, целеустремленность, настойчивость.
- Работоспособность, самодисциплина, трудолюбие, добросовестность.
- Педагогическая интуиция, чувство нового.
- Искусство общения, коммуникативность, культура речи, эмоциональная уравновешенность.
- Умение устанавливать контакты: классный руководитель – класс; классный руководитель – ученик; классный руководитель – родители учащихся.
Слайд 12.
Профессионализм.
- Готовность к инновационным преобразованиям творческой деятельности.
- Владение современными методиками работы с детьми.
- Умение найти в ребенке наиболее сильные стороны личности, вселить уверенность в своих силах.
- Способность увлечь ребенка
- Организация коллектива и управление с учетом динамики развития учащихся.
- Умение трансформировать, реализовывать, использовать идеи других авторов в собственной практике.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Слайд 13
Содержание работы основного этапа определялось вопросами, которые были определены на аналитико-диагностическом этапе. В системе работы «Школы молодого классного руководителя» в качестве важнейших ее элементов выступают: лекции, встречи; индивидуальные и групповые консультации; обучающие семинары, тренинги, практикумы; взаимопосещение воспитательных мероприятий; социально-психологическое консультирование по проблемам воспитания учащихся и работе с семьей; самообразование; анализ и мониторинг воспитательной работы.
Срок | Тема заседания, форма проведения |
Октябрь-ноябрь | Направление творческой группы.
Анкетирование классных руководителей. Форма: круглый стол. |
Ноябрь | Изучение семьи. Педагогическая поддержка семейных отношений. |
Декабрь | Неблагополучные семьи. Работа с детьми из неблагополучных семей. |
Декабрь | Гиперактивный ребенок в школе. |
Январь | Как быстрее адаптироваться в
современной школе. Адаптационный период 1 класс, 5 класс. |
Февраль | Предупреждение конфликтных ситуаций.
Подростковый суицид. Форма: теоретический семинар, обучающий практикум |
Март | Организация внеклассной и внешкольной
работы. Использование проектной деятельности во внеклассной работе. Форма: круглый стол, проектная мастерская. |
В ноябре был проведен обучающий семинар по теме: «Изучение семьи. Педагогическая поддержка семейных отношений». Целью этого семинара было:
- Познакомить молодых классных руководителей с путями эффективного взаимодействия с родителями.
- Выявить формы и методы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, семинары родителей по обмену опытом работы.
В процессе работы семинара были даны рекомендации по изучению семьи. Значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. разработаны формы акта посещения семьи, памятки для родителей. Сформулированы советы молодым классным руководителям при предстоящей встрече с семьей.
В декабре было проведено два заседания творческой группы, тема одного из которых вытекала из предыдущей работы учителей группы. В процессе посещения семей были выявлены неблагополучные семьи и сразу встал вопрос как работать с такими семьями?
На данное заседание был приглашен психолог из центра психологической помощи «Доверие» Марина Сергеевна Сурменко, которая рассказала о неблагополучных семьях, дала классификацию данным семья и рекомендации по работе с неблагополучными семьями. Памятка для классного руководителя при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Слайд 14
Второе заседание декабря было посвящено теме: «Гиперактивный ребенок в школе».
На каждое заседание творческой группы были приглашены учителя города Уссурийска и Уссурийского городского округа для обмена опытом, а также специалисты центра планирования семьи.
Одно из заседаний было посвящено конфликтным ситуациям среди подростков и подростковому суициду. На данном заседании участники познакомились с работой школьной службы примирения и о возможных путях предотвращения суицида.
Слайд 14-17 (фотографии)
Слайд 18
Результатом нашей деятельности является создание «Методической копилки».
В помощь молодому классному руководителю, в которую входят тесты, анкеты, разработки родительских собраний, презентации по теме «Подростковый суицид», «Человек и компьютер», «Шум и здоровье», материал которых можно использовать как для классных часов, так и для проведения родительских собраний.
Слайд 19
Отвечая на вопрос «Чему научились, посещая занятия творческой группы», учителя показали следующие результаты:
- 80% учителей научились планировать воспитательную работу с классом;
- 80% учителей владеют формами работы с родителями;
- 80% учителей овладели методами изучения семьи;
- 50% Учителей используют в внеклассной работе проектную деятельность.
Вместе с тем, обозначились проблемы:
- 50% учителей не умеют проводить мониторинг результативности воспитательной работы в классе.
Результаты анкет позволяют также констатировать высокую заинтересованность учителей в продолжении работы творческой группы.
Перспективы работы творческой группы учителя видят в следующем:
- создание электронных пособий для мониторинга результативности воспитательной работы в классе;
- работа по самоанализу деятельности классного руководителя и самоанализу воспитательных мероприятий.
Литература.
- http://adalin.mospsy.ru/l_02_07.shtml – Коррекция гиперактивности у детей.
- http://school15eisk.ucoz.ru/index/giperaktivnyj_rebenok_v_shkole/0-35 – Гиперактивный ребенок в школе.
- Степанова Елена Георгиевна – stepanovajelena.narod.ru › p11aa1.html тесты, анкеты.
- Акимова М.Е. «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников». -М., 1998. -120с.
- Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе. 1924, №1. 61с.
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». -М.: Просвещение, 1986. 85с.
- Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. №6.
- Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 120с.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. -М.: 5 за знания, 2005. 240с. (Методическая библиотека.)
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. -Волгоград: Учитель, 2007. 128 с.