Цель урока: уточнить, обобщить и систематизировать знания по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" и закрепить умения и навыки в решении задач на прогрессии.
Задачи:
- Вспомнить необходимые правила, научить учащихся применять их при решении различных примеров.
- Развивать математические способности.
- Воспитывать математическую грамотность и прилежность.
Оборудование:
- индивидуальные пластиковые доски у каждого ученика;
- стенд, кодоскоп, экран, конверты с заданиями.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Повторение теории.
- Устные упражнения.
- Диагностический замер.
- Решение упражнений.
- Домашнее задание.
- Тест.
- Итог урока.
- Дополнительное задание.
Ход урока.
Введение в урок: сообщение целей и задач урока, знакомство с планом.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся по образцу проверяют и оценивают свою домашнюю работу (через кодоскоп).
№ 1.
а5 = -3,7; d = -0,6; аn = -9,7; n – ?
а5 = а1 + 4d; a1 = a5 –
4d; a1 = -3,7
+ 4 * 0,6 = -1,3
an = a1 + d(n – 1)
-9,7 = -1,3 – 0,6(n – 1)
0,6n = 9
n = 15
Ответ: n = 15.
№ 2.
S10
– ?
d = ;
Ответ: .
№ 3.
; ; -?
Ответ: .
Учитель просит сначала поднять руку тех учеников, которые справились со всей работой, затем у кого работа вызвала затруднения.
Повторение теории.
Ученики в парах повторяют теоретический материал.
План ответа:
- Определение.
- Формула n-го члена.
- Формула суммы n-первых членов.
1 вариант отвечает по теме "Арифметическая прогрессия", 2 вариант по теме "Геометрическая прогрессия".
Устные упражнения.
(аn): 4; 9; 16; 25; ...
(вn): 32; -16; 8; -4; ...
(сn): -6; -3; 0; 3; ...
(хn): 1; 8; 27; 64; ...
- Какая из данных числовых последовательностей является арифметической прогрессией? (сn)
- Укажите её разность. (3)
- Найдите сумму четырёх первых членов этой прогрессии. (-6)
- Если поменять порядок членов этой прогрессии на обратный, то будет ли полученная последовательность арифметической прогрессией? (Да.)
- Укажите её разность. (-3)
- Какая из данных числовых последовательностей является геометрической прогрессией? (вn)
- Укажите знаменатель этой прогрессии. (-)
- Найдите шестой член данной прогрессии. (-1)
- Сравните в4 и в5. (в4 < в5)
- Если поменять порядок членов этой прогрессии на обратный, то будет ли полученная последовательность геометрической прогрессией? (Да.)
- Укажите знаменатель полученной прогрессии. (-2)
- Найдите сумму четырёх первых членов полученной прогрессии? (20)
Учащиеся записывают ответы на индивидуальных пластиковых досках и показывают учителю.
Диагностический замер.
(an) – арифметическая прогрессия.
- а1 = 17; d = -3; а2 – ?
- а2 = -1; d = 2; а1 – ?
- а3 = 3,2; а4 = 5,6; d – ?
- а1 = -1; d = 2; а5 – ?
- а1 = 19; а5 = -3; S5 – ?
(bn) – геометрическая прогрессия.
- b1 = -7; q = 3; b2 – ?
- b1 = -12; q = ; b3 – ?
- b5 = 6; b6 = 2; q – ?
- 2; b2; 8; 16 ... b2 – ?
- b1 = 1; q = -2; S5 – ?
На выполнение этого задания 5 минут. Ученики записывают только ответы. Затем стоя проверяют ответы (учитель показывает через кодоскоп), оценивают свою работу и садятся на свои места. Учитель просит поднять руку, кто выполнил на "5", "4" и т.д.
Ответы: 14; -3; 2,4; 7; 40; -21; -3; 1/3; 4; 11.
10 пр. – "5"; 9, 8, 7 пр. – "4"; 6, 5 пр. – "3"; менее 5 пр. – "2".
Решение упражнений.
Ученики выполняют упражнения, которые оцениваются на экзамене 2 балла и 3 балла (3 ученика у доски, остальные в тетрадях). Группа учеников выполняет индивидуальное задание, которое оценивается 4 балла (после выполнения учащиеся получают лист самоконтроля). Ученики, успешно справившиеся с выполнением задания, приступают к выполнению дополнительного задания.
№ 1. Первый член арифметической прогрессии равен 6, а ее разность равна 4. Начиная с какого номера члены этой прогрессии больше 260?
аn = 6; d = 4; аn
260; n – ?
аn = а1 + d(n – 1)
аn = 6 + 4(n – 1)
6 + 4(n – 1)
260
n 64,5
Т.к. n N, n = 65.
Ответ: начиная с номера 65.
№ 2. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с тридцатого по сороковой включительно, если аn = 3n + 5.
аn = 3n + 5; S30-40 – ?
Ответ: 1210.
№ 3. Между числами 3 и 12 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.
Ответ:
Индивидуальное задание. Сумма первого и пятого членов геометрической прогрессии равна 51, а сумма второго и шестого членов равна 102. Сколько членов этой прогрессии, начиная с первого, нужно сложить, чтобы их сумма была равна 3069?
Ответ: 10.
Домашнее задание:
- Сумма первых трех членов геометрической прогрессии равна 39, знаменатель прогрессии равен -4. Найдите сумму первых четырех членов этой прогрессии.
- Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 200, которые не делятся на 6.
- Найдите сумму первых восьми членов геометрической прогрессии, второй член которой равен 6, а четвертый равен 24.
*В геометрической прогрессии (bn), знаменатель которой – число
отрицательное,
b1 * b2 = -,
b3 * b4 = -8. Найдите эти четыре члена прогрессии.
Тест (на выполнение этого задания 15 минут)(см. Приложение).
Итог урока.
Дополнительное задание*. В арифметической прогрессии среднее арифметическое первых десяти ее членов равно 20. Найдите первый член и разность этой прогрессии, если известно, что они являются числами натуральными (a1 = 11, d = 2; a1 = 2, d = 4).