Использование интерактивной системы откликов Turning Point в обучении истории и обществознанию по УМК "Школа-2100"

Разделы: История и обществознание


Использование технических средств обучения является требованием времени, позволяет активизировать учащихся на уроке, разнообразить приёмы и формы работы, экономит время учителя.

Система голосования или интерактивная система откликов Turning Point приобретена в кабинет истории школы в прошлом году. Интерактивная система откликов Turning Point в нашей школе включает в себя собственно программу, 15 пультов (джостиков), которые раздаются учащимся, USB-приёмника, необходимы компьютер и медиапроектор.

Учителю нужно прежде всего создать тест в режиме презентации Turning Point, при этом заранее выбрав правильные варианты ответов в окне Tools. В режиме интерактивной системы откликов Turning Point лучше всего идут тесты с заданными вариантами ответов (от 3 до 4 вариантов). Это позволяет учащимся готовиться в этом режиме к выполнению части А ЕГЭ. Чаще всего я включаю в тест не больше 10 вопросов с тремя заданными вариантами ответов, но в 9-11 классах можно составлять тесты с большим количеством вопросов ответов и с четырьмя или даже пятью вариантами ответов.

Все пульты имеют номера, что позволяет идентифицировать ответы при проверке в окне Tools.

На уроке учителю необходимо выполнять определённый алгоритм действий:

  • заранее выбрать учащихся для выполнения теста, составить список;
  • определить номер пульта для каждого участника опроса;
  • проинструктировать учащихся по пользованию пультами;
  • включить интерактивную систему откликов Turning Point на нужной презентации;
  • включить список с номерами пультов;
  • запустить презентацию кнопкой F5;
  • с помощью клавиши Enter управлять презентацией;
  • проверить выполнение теста в окне Tools;
  • выставить оценки;
  • стереть сессию этого класса.

Участники опроса и остальные дети видят вопрос на доске, выбирают вариант ответа, затем при проверке сразу могут оценить свои знания. Результат работы представлен наглядно в процентном выражении, оценка ясна, все учащиеся могут это видеть.

При оценивании обычно руководствуюсь старыми нормами ЕГЭ (до 2008г), при которых до 80% правильных ответов оценивается оценкой «5», до 60% – «4», до 40% – оценкой «3». Оценки неудовлетворительные в журнал не выставляю, даю возможность исправить оценку либо в устном ответе, либо при выполнении индивидуального задания. Возможно выставление всех оценок в сильном классе или при проведении контрольного тестирования.

Также возможно использование этой системы при организации дискуссий, когда две и более команды защищают свою точку зрения – тогда используется вариант слайда с диаграммой одного из предлагаемых программой 6 видов, где наглядно можно увидеть результаты голосования зрителей.

Опыт показал, что интерактивная система откликов Turning Point лучше всего может использоваться при организации обобщающего повторения, при изучении параграфов, содержащих большое количество терминов, дат, фактического материала, трудного для запоминания, но необходимого в обучении. Привожу примеры некоторых тестов. Все тесты созданы на основе учебников истории Образовательной системы «Школа-2100».

А) Тест для проверки домашнего задания. Древний Египет. Тест по §7 Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, А.А.Николаева «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» Москва, Баласс, 2009 год.

1) Главная река Египта – это ...

  1. Евфрат.
  2. Нил.
  3. Ганг.

2) Оазис – это...

  1. Местность с родником в пустыне.
  2. Участок земли.
  3. Домашнее животное.

3) Сеть каналов и дамб называлась ...

  1. Долиной реки Нил.
  2. Оросительной системой Нила.
  3. Системой земледелия.

4) Одна соседская община в Древнем Египте составляла ...

  1. Ном.
  2. Оазис.
  3. Царство.

5) Рабы в Древнем Египте назывались ...

  1. Военнопленные.
  2. Работники.
  3. «Живые убитые».

6) Знаки древнеегипетского письма назывались ...

  1. Картинки.
  2. Рисунки.
  3. Иероглифы.

7) Единое государство Древнего Египта образовалось ...

  1. Около 2000 г. до н.э.
  2. Около 3000 г. до н.э.
  3. Около 3000 г. н.э.

8. Правитель объединённого Египта назывался ...

  1. Царь.
  2. Фараон.
  3. Вождь.

9) Государство, в котором любой приказ считался волей богов, называется ...

  1. Цивилизацией.
  2. Демократией.
  3. Деспотией.

10) Столицей объединённого Египта стал город ...

  1. Мемфис.
  2. Фивы.
  3. Луксор.

Б) Тестирование по результатам самостоятельной работы над текстом. Капиталистический Запад. § 12 на уроке в 9 классе. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Рогожкин В.А., Павлова Н.С. «Всеобщая история. Новейшее время. XX – начало XXI века». Учебник для 9 класса основной школы. М., Баллас, 2009 г.

1) В европейских странах в 1940-х -1960-х главными ценностями являлись ...

  1. Свобода накопления.
  2. Социальное государство.
  3. Перераспределение собственности.
  4. Постоянная работа для всех.

2) В послевоенной Германии политики определили цель – ...

  1. Поднятие жизненного уровня.
  2. Денацификация общества.
  3. Национализация предприятий.
  4. Восстановление мирной жизни.

3) «Экономическим чудом» в начале 1960-х годов назвали ...

  1. Восстановление хозяйства в СССР.
  2. Рост экономики США.
  3. Вытеснение конкурентов немецкими и японскими товарами с рынка.
  4. Создание ЕЭС.

4) Европейское экономическое сообщество было создано ...

  1. В 1957 году.
  2. В 1948 году.
  3. В 1972 году.
  4. В 1989 году.

5) «Смешанная экономика», позволившая избегать социальной напряжённости, предполагала ...

  1. Большего участия рабочих в управлении предприятиями.
  2. Значительный налог на прибыль – до 50%.
  3. Кредитование мелких собственников.
  4. Подавление протестных выступлений.

6) На демократическом Западе в 1960-х годах сложилось ...

  1. Военнизированное общество.
  2. Социалистическое общество.
  3. Общество потребления.
  4. Антагонистическое общество.

7) Единое мировое хозяйство – это ...

  1. Слияние национальных экономик.
  2. Главенство Евросоюза в мире.
  3. Доминирование США.
  4. Разделение экономики на мировую и национальную.

8) Первая в мире атомная электростанция появилась ...

  1. В США в 1956 году.
  2. В США в 1954 году.
  3. В СССР в 1954 году.
  4. В СССР в 1958 году.

9) Первооткрывателем космического пространства стали ...

  1. СССР в 1957 году
  2. США в 1962 году
  3. СССР в 1961 году
  4. США в 1969 году

10) Структуру молекул ДНК расшифровали в 1953 году ...

  1. Биологи СССР.
  2. Биологи США.
  3. Биологи США и Англии.
  4. Биологи Германии.

11) Сеть Интернет была создана на основе разработок ...

  1. Учёных Московского университета 1969 г.
  2. Учёных Кембриджского университета 1969 г.
  3. Учёных Сорбонны 1956 г.
  4. Учёных Калифорнийского университета 1969 г.

12) Процесс соединения достижений науки с экономикой называется ...

  1. Техническим прогрессом.
  2. Научно-технической революцией.
  3. Конкурентной борьбой.
  4. Развитием экономики.

13) В 1960-е годы стал преобладать информационный продукт, создаваемый по упрощённым правилам – ...

  1. Элитарная культура.
  2. Развлекательная литература.
  3. Массовая культура.
  4. Контркультура.

14) Рокеры, панки, хиппи, скинхеды – представители ...

  1. Контркультуры.
  2. Массовой культуры.
  3. Элитарной культуры.
  4. Классической культуры.

15) НЕ относится к признакам информационного (постиндустриального) общества ...

  1. Становление рынка информационных услуг.
  2. Преобладание сельских жителей над городскими.
  3. Автоматизация труда.
  4. Сокращение доли физического труда.

В) Тестирование на уроках обобщающего повторения и как метод подготовки к итоговой контрольной работе. Исторический путь России. 8 класс. Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. «Российская история нового времени ХIХ века» Учебник для 8 класса основной школы. М., Баласс, 2009г..

1) В первой половине XIX века правление Николая I считали образцовым ...

  1. Либералы-западники.
  2. Консерваторы.
  3. Либералы-славянофилы.

2) Избавление страны от самодержавия и крепостничества, развитие по европейскому пути – единственный шанс спасения для России, считали ...

  1. Либералы-западники.
  2. Русские социалисты.
  3. Либералы-славянофилы.

3) Россия воспрянет, опираясь на свои древние традиции Земских соборов, считали ...

  1. Русские консерваторы.
  2. Либералы-западники.
  3. Либералы-славянофилы.

4) Не входило в число реформ Александра II ...

  1. Рабочее законодательство.
  2. Крестьянская реформа.
  3. Судебная реформа.

5) После проведения реформ Александра II появился новый класс ...

  1. Богатых крестьян.
  2. Интеллигенции.
  3. Пролетариев.

6) Крестьянский вопрос в России – это ...

  1. Нерешённость земельных отношений в деревне, конфликт между крестьянами и помещиками.
  2. Отсутствие рабочего законодательства.
  3. Самодержавная монархия, отсутствие законодательных органов и разделения властей.

7) Политический вопрос в России – это ...

  1. Нерешённость земельных отношений в деревне, конфликт между крестьянами и помещиками.
  2. Отсутствие рабочего законодательства.
  3. Самодержавная монархия, отсутствие законодательных органов и разделения властей.

8) Рабочий вопрос в России – это ...

  1. Отсутствие рабочего законодательства.
  2. Рост революционных настроений.
  3. Эксплуатация рабочих капиталистами.

9) Национальный вопрос в России – это ...

  1. Рост национального самосознания.
  2. Отсутствие законодательного разрешения национальных проблем.
  3. Насильственная русификация национальных окраин.

10) Реформа П.А. Столыпина – это попытка решить ...

  1. Национальный вопрос.
  2. Крестьянский вопрос.
  3. Рабочий вопрос.

Интересно прошла дискуссия в 8 классе на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» (§3, Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. «Российская история нового времени ХVI-ХVIII века». Учебник для 8 класса основной школы. М., Баласс, 2009г.) по теме «Можно ли было не оставлять Москву Наполеону, защищать её?» Две команды отстаивали свои варианты развития событий – одна доказывала, что решение Кутузова было верным, вторая команда пыталась опровергнуть их тезисы. Класс голосовал в интерактивной системе откликов Turning Point следующим образом: 87% учащихся пришли к выводу, что решение Кутузова оставить Москву врагам было верным. Коллективное решение было наглядно представлено в виде столбчатой диаграммы.

Учащиеся в основном положительно отнеслись к использованию на уроках тестов и голосования в интерактивной системе откликов Turning Point.

Положительным моментом этой формы работы считаю то, что возможно неоднократное использование этих материалов, а значит, экономится время учителя, экономится бумага, не нужно тратить время на проверки тестов.

К негативным сторонам интерактивной системы откликов Turning Point отношу отсутствие готовых образовательных продуктов к этой системе, отсутствие инструкции на русском языке. Также минусом является необходимость частой смены батареек в пультах, так как при интенсивном использовании системы они быстро требуют замены.

Считаю, что использование интерактивной система откликов Turning Point в комплексе с другими техническими средствами разнообразит деятельность учащихся на уроке и помогает достичь высокого качества обучения истории.