Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


При составлении урока использовалось УМК И. Г. Афанасьевой «Церковнославянский язык», элементы программы Н.В. Давыдовой по древнерусской литературе, учебник «Уроки языкознания для школьников» О. Е. Дроздовой. (Урок 23. Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому с.314.) При толковании древнерусских слов использовались словарные статьи из « Академического словаря русского языка» и «Этимологического словаря» Шанского.

Тема: «Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».

Приложение

Эпиграф:
Теснятся все к Тебе во храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам,
Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою,
Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою
Я приношу Тебе душою.

В.А. Жуковский (1821)

Ход урока

I. Вступление.

Читаем название произведения. Лексическая работа со словами названия.

Работа с картой: где находится Великий Новгород – и Иерусалим.

II. Житие.

В первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается история Великого Новгорода.

Краткое содержание трех частей жития.

Слово об авторе – Пахомии Логофете. Этимология имени.

  1. Загадка эпиграфа. Лексико-семантический анализ эпиграфа.
  2. Первичное чтение произведения.

Для понимания поступков главного героя и новгородцев нам надо погрузиться в атмосферу древнего Новгорода. Чтение на древнерусском языке отрывка из начала.

Словарная работа (на партах лежат словарики). Толкование лексики. Этимология.

Архиепископ – высший чин духовенства, священник из монахов.
Игумен – настоятель монастыря, духовный наставник.
Монастырь – обитель, общежитие иноков-монахов.
Монах – отрекшийся светской суеты, постриженный (посвященный) в ангельский образ.

Краткий рассказ об устройстве жизни монастыря. Смотрим альбом о монастыре.

Смотрим презентацию: икона.

Слушаем музыку, смотрим, как выглядели ноты – крюки, знамена.

III. Знакомство с картой мира, картой Палестины.

Оцениваем расстояние, отделяющее Древнюю Русь от Палестины.

IV. Работа над сюжетно-композиционными элементами.

A) Определяем, из скольких эпизодов состоит эта часть повести, озаглавливаем их, подбирая ключевые слова:

  1. «Путешествие».
  2. «Клевета» (или «Месть»).
  3. «Прославление».

B) Три эпизода – три ряда, от каждого ряда к доске представитель запишет сюжетно-композиционные элементы. (Имеет право на совет с товарищами.)

«Путешествие»

Вступление – мораль.
Завязка – шелест беса в сосуде.
Развитие действия:

  1. Заклятие.
  2. Превращение беса в коня.
  3. Путешествие.

Кульминация – поклонение гробу Господню.
Развязка – возвращение.
Концовка – исчезновение беса.

«Клевета»

Завязка – угроза беса в 1 эпизоде; рассказ св.Иоанна о путешествии.
Развитие действия – появление предметов, толки людей.
Кульминация – осуждение.
Развязка – посадили на плот.

«Прославление»

Кульминация – чудо: плот плывет вверх по течению.
Развязка:

  1. Раскаяние горожан.
  2. Крестный ход.
  3. Встреча в монастыре.
  4. Прощение, молебен.

Концовка – поучение автора (выводы).

V. Характеристика героя.

Работа в группах.

1 группа: характеристика Иоанна Новгородского по поступкам.
2 группа: характеристика Иоанна Новгородского по интерьеру кельи.
3 группа: характеристика Иоанна Новгородского по глаголам:

(Эмоционально-экспрессивный анализ лексики) отношение героя ...

  1. К бесу.
  2. К Богу.
  3. К людям.

Вывод.

VI. Проблемный вопрос.

- Если идеал, то зачем ему такое испытание – позор, клевета?

VII. Чудеса в повести. Беседа со всеми. Смотреть фрагмент мультфильма.

Чудеса «сказочные»

Повесть Сказка
Заключил беса в сосуде. «Волшебная лампа Алладина» .
Путешествие на бесе в Иерусалим. Гоголь «Ночь перед Рождеством» поездка в Петербург.
Цель: поклонение святыне. Цель: получение предмета.
Источник чуда: Бог. Источник чуда: магия (волшебство).

Чудеса житийные

Чудо Значение
Появление того, чего нет: девица, предметы. Не быть доверчивым даже на очевидное.
Плот плывет вверх по течению. Явное уверение в невиновности святого.
Цель: сначала позор, потом слава. Укрепление воли, и в позоре, и в славе надо устоять.
Источник чуда: сначала бес, потом Бог. Везде Бог показывает, что испытания – свойство жизни: золото очищается огнем.

VIII. Выводы.

Возвращение к эпиграфу.