При составлении урока использовалось УМК И. Г. Афанасьевой «Церковнославянский язык», элементы программы Н.В. Давыдовой по древнерусской литературе, учебник «Уроки языкознания для школьников» О. Е. Дроздовой. (Урок 23. Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому с.314.) При толковании древнерусских слов использовались словарные статьи из « Академического словаря русского языка» и «Этимологического словаря» Шанского.
Тема: «Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».
Эпиграф:
Теснятся все к Тебе во храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам,
Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою,
Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою
Я приношу Тебе душою.
В.А. Жуковский (1821)
Ход урока
I. Вступление.
Читаем название произведения. Лексическая работа со словами названия.
Работа с картой: где находится Великий Новгород – и Иерусалим.
II. Житие.
В первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II создается ряд литературных произведений, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
Краткое содержание трех частей жития.
Слово об авторе – Пахомии Логофете. Этимология имени.
- Загадка эпиграфа. Лексико-семантический анализ эпиграфа.
- Первичное чтение произведения.
Для понимания поступков главного героя и новгородцев нам надо погрузиться в атмосферу древнего Новгорода. Чтение на древнерусском языке отрывка из начала.
Словарная работа (на партах лежат словарики). Толкование лексики. Этимология.
Архиепископ – высший чин духовенства, священник из монахов.
Игумен – настоятель монастыря, духовный наставник.
Монастырь – обитель, общежитие иноков-монахов.
Монах – отрекшийся светской суеты, постриженный (посвященный) в ангельский образ.
Краткий рассказ об устройстве жизни монастыря. Смотрим альбом о монастыре.
Смотрим презентацию: икона.
Слушаем музыку, смотрим, как выглядели ноты – крюки, знамена.
III. Знакомство с картой мира, картой Палестины.
Оцениваем расстояние, отделяющее Древнюю Русь от Палестины.
IV. Работа над сюжетно-композиционными элементами.
A) Определяем, из скольких эпизодов состоит эта часть повести, озаглавливаем их, подбирая ключевые слова:
- «Путешествие».
- «Клевета» (или «Месть»).
- «Прославление».
B) Три эпизода – три ряда, от каждого ряда к доске представитель запишет сюжетно-композиционные элементы. (Имеет право на совет с товарищами.)
«Путешествие»
Вступление – мораль.
Завязка – шелест беса в сосуде.
Развитие действия:
- Заклятие.
- Превращение беса в коня.
- Путешествие.
Кульминация – поклонение гробу Господню.
Развязка – возвращение.
Концовка – исчезновение беса.
«Клевета»
Завязка – угроза беса в 1 эпизоде; рассказ св.Иоанна о
путешествии.
Развитие действия – появление предметов, толки людей.
Кульминация – осуждение.
Развязка – посадили на плот.
«Прославление»
Кульминация – чудо: плот плывет вверх по течению.
Развязка:
- Раскаяние горожан.
- Крестный ход.
- Встреча в монастыре.
- Прощение, молебен.
Концовка – поучение автора (выводы).
V. Характеристика героя.
Работа в группах.
1 группа: характеристика Иоанна Новгородского по поступкам.
2 группа: характеристика Иоанна Новгородского по интерьеру кельи.
3 группа: характеристика Иоанна Новгородского по глаголам:
(Эмоционально-экспрессивный анализ лексики) отношение героя ...
- К бесу.
- К Богу.
- К людям.
Вывод.
VI. Проблемный вопрос.
- Если идеал, то зачем ему такое испытание – позор, клевета?
VII. Чудеса в повести. Беседа со всеми. Смотреть фрагмент мультфильма.
Чудеса «сказочные»
Повесть | Сказка |
Заключил беса в сосуде. | «Волшебная лампа Алладина» . |
Путешествие на бесе в Иерусалим. | Гоголь «Ночь перед Рождеством» поездка в Петербург. |
Цель: поклонение святыне. | Цель: получение предмета. |
Источник чуда: Бог. | Источник чуда: магия (волшебство). |
Чудеса житийные
Чудо | Значение |
Появление того, чего нет: девица, предметы. | Не быть доверчивым даже на очевидное. |
Плот плывет вверх по течению. | Явное уверение в невиновности святого. |
Цель: сначала позор, потом слава. | Укрепление воли, и в позоре, и в славе надо устоять. |
Источник чуда: сначала бес, потом Бог. | Везде Бог показывает, что испытания – свойство жизни: золото очищается огнем. |
VIII. Выводы.
Возвращение к эпиграфу.