Данный урок является уроком закрепления по теме «Предложение. Связь слов в предложении». Задача урока проверить степень усвоения материала, с которым учащиеся познакомились на предыдущих занятиях. При планировании были учтены психологические и физические возможности учащихся класса.
В процессе наблюдения за учащимися класса и тестирований были выявлены ребята, из категории так называемых гиперактивных детей. Также выявлено, что уровень подготовки и скорость прохождения психических процессов у учащихся не одинаковы.
Такие особенности необходимо учитывать при подготовке к урокам и продумывать дополнительные задания для учащихся, работающих быстрее остальных. Для решения проблем с гиперакивностью, использовать упражнения для их коррекции, в том числе с использованием мультимедийного формата.
При составлении плана урока учтены и продуманы дифференцированные задания для сильных учащихся, работающих быстрее остальных. Дифференциация заданий логична и интересна, направлена на развитие творческих способностей учащихся.
Выбранные методы и приемы работы над закреплением материала обоснованы и разнообразны.
Учащиеся выполняли задания в заранее подготовленных и напечатанных плакатиках-формах. В конце урока они были сданы для контроля и оценивания усвоенных знаний.
На отдельных этапах урока для проверки правильности выполнения заданий учитель использовал самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
Для проведения урока задействовано все пространство кабинета: организована выставка творческих работ «Деревня Смешариков», оформлена выставка рисунков «Мой любимый Смешарик», на доске в отдельных файлах представлены задания, которые были скрыты и появились неожиданно для ребят, когда это стало необходимо по плану урока. Использована интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации к уроку и выполнения на ней отдельных заданий.
На уроке учащиеся проявляли большую активность, оставаясь работоспособными до звонка. Этому способствовали и быстрый темп работы, и частая смена видов деятельности, использование элементов здоровьесберегающих технологий, физминуток, интересные нестандартные задания, необычная форма урока в виде путешествия с героями любимого мультфильма.
Была сделана попытка связать внеклассную и учебную деятельность ребят. В течение недели, предшествующей уроку, ученики подбирали необходимые материалы по теме «Смешарики», рисовали рисунки, лепили деревню для Смешариков, узнавали о характерах, увлечениях любимых мультгероев. Весь материал был систематизирован, оформлен и использован на уроке. Таким образом, ребятам представилась возможность, стать соавторами урока, во время которого использовались материалы, подготовленные ими в течение недели Смешариков.
Во время проведения урока учащиеся продемонстрировали самостоятельность суждений, показали высокий уровень активности и способность работать самостоятельно, были внимательны и дисциплинированы, заинтересованы темой урока.
Рациональное построение структуры урока позволило в полной мере выполнить поставленные цели и задачи.
Цели и задачи урока:
- повторить теоретические знания о предложениях и их членах;
- упражняться в самостоятельном составлении предложений, выборе словосочетаний, восстановлении деформированного текста;
- проверить умение использовать правила орфографии и пунктуации на письме;
- развивать воображение, речь, внимание, интерес к предмету;
- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре, уважать чужое мнение.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- компьютерная презентация;
- индивидуальные карточки для работы учащихся;
- карточки для работы в парах;
- оформление доски: плакаты с изображением Cмешариков на вспомогательной доске.
ХОД УРОКА
Слайд 1. Оргмомент
– Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о предложениях.
Слайд 2. Актуализация знаний
– Прежде чем вы узнаете, кто проведет с нами
этот урок, нужно пройти дорогой знаний и выбрать
путь правильных ответов. Чем вернее вы будут
ответы, тем скорее откроется сюрприз и начнется
урок.
– Итак, выберите, какого цвета стрелка указывает
на правильный ответ.
Дети отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из двух вариантов.
Слайд 3. Гиперссылка «Ответ неверный» используется в случае неверного ответа на вопрос.
Клик 1.
– Предложение выражает законченную мысль или состоит из одной или нескольких букв?
Клик 2.
– Что ставится в конце предложения на письме?
Клик 3.
– Какие из членов предложения несут на себе
основную смысловую нагрузку?
– Как называются остальные члены предложения?
Клик 4.
– Как называется предложение, если в нем что-то сообщается?
– Если в предложении о чем-то спрашивается, то какое это предложение?
– Если повествовательное предложение произносится с чувством, то такое предложение является каким?
Клик 5.
– Как связаны в предложении слова между собой?
Клик 6.
– Ребята, вы правильно отвечали, поэтому нас приглашают в город Знаний.
Слайд 4. Развитие внимания.
Клик 1.
– Сегодня на уроке мы с вами, ребята, займемся повторением. А вот кто нам в этом поможет, вы узнаете, если внимательно посмотрите на этот слайд. Кто спрятался среди зелени сада, угадайте.
Дети рассматривают слайд, отгадывают, кто спрятался.
Клик 2. Появляются стрелки .
– Всех ли героев назвали. Кто они такие?
Лосяш, Совунья, Крош, Кар-Карыч, Пин, Копатыч, Ёжик, Нюша, Бараш.
Учащиеся узнают , кого они еще не назвали.
– Все это герои мультфильма «Смешарики».
Слайд 5.
Клик 1.
– Правильно!
Сегодня мы узнаем этих героев поближе и вместе со Смешариками, повторим все, что знаем о предложении.
Ребята слушают тему урока и его цели. На доске появляются скрытые прежде файлы с плакатиками-формами для работы. ( Приложение 1). К каждому файлу прикреплено изображение Смешарика.Дежурные раздают плакатики каждому учащемуся.
Слайд 6. Повторение. Постановка проблемы, поиск решения.
Клик 1.
– Как зовут этого Cмешарика? Какой он, чем увлекается, что любит?
Это Лосяш. Он рассеянный ученый, умеет предсказывать будущее, погоду, является лауреатом нобелевской премии, любит готовить.
Клик 2.
– Посмотрим, какой вопрос он приготовил для
нас.
– В облачке какого цвета написано не
предложение? Докажи, что ты прав.
Клик 3.
В деревню Смешариков пришла весна
Клик 4.
весело проведут
Клик 5.
Как хорошо пахнут весенние цветы
Клик 6.
А ты любишь весну
Клик 7.
Убрать облачко, в котором написано не предложение.
Учащиеся на уроке работают с формами-плакатиками. (Приложение 1)
– У вас на партах лежат плакатики, найдите в них
рамочку с заданием от Лосяша.
– Попробуйте прочитать первое предложение с
различной интонацией.
– Определите, какие по интонации эти предложения
.
– Расставьте знаки препинания в конце
предложений в зависимости от их интонации.
Работа по развитию речи.
Придумать предложение со словосочетанием
«весело проведут», обратить внимание на
многозначность данного словосочетания.
Проверка, зачитывание нескольких примеров.
Слайд 7.
Клик 1.
– Что интересного знаете об этом Смешарике?
Копатыч – знатный огородник и садовод. Он умеет выращивать любые овощи и фрукты, кроме ананасов. Он добродушный, отзывчивый, целеустремленный.
Клик 2.
– Посмотрим, какое задание он приготовил для нас.
Клик 3.
– Какие слова спрятались в колечке? Отгадай зашифрованные слова, запомни их и напиши по памяти.
Дополнительно: напиши название еще нескольких плодов, которые может выращивать Копатыч.
Клик 4.
Самопроверка.
Слайд 8. Работа по алгоритму.
Клик 1.
– Как зовут этого Cмешарика? Что интересного можете рассказать о нем?
Ежик – застенчивый, серьезный, тихий, воспитанный. Выполняет данные им обещания.
– Определите, какие предложения по цели высказывания произнес Ежик? Докажите, что правы.
Клик 2.
– На плакатике найдите рамочку с заданием от Ежика. Определите в каждом предложении главные члены.
Ребята подчеркивают главные члены в каждом предложении.
Клик 3.
Дополнительно. Составьте свое предложение о весне, чтобы оно закончило текст.
Установить связь слов в третьем предложении.
Клик 4.
Для того, чтобы не ошибиться, воспользуемся подсказкой Ёжика и повторим правила определения связи слов в предложении.
Слайд 9. Самопроверка по интерактивной доске
Слайд 10. Здоровьесберегающая минутка. Физминутка 1.
– Кто этот Cмешарик? Чем она знаменита?
Совунья – деловая дама знаменитая спортсменка, активистка, врач. Она любит физкультуру.
– Вместе с Совуньей сделаем привал. Кто объяснит, что означает это слово?
Клик 1.
Выполняются упражнения на внимание. Дети смотрят на картинку со Смешариками и выполняют движения, копируя мультгероев.
Слайд 11.Развитие речи, воображения, внимания
Клик 1.
– Мы видим двух Cмешариков. Ваша задача состоит в том, что бы не называя имен, описать каждого их них так, чтобы всем стало понятно о ком идет речь. Подумайте, кого вы опишите, как он выглядит, какой у него характер, чем он отличается от других Смешариков и только тогда поднимайте руки.
Дети устно описывают выбранного Смешарика, не называя его.
Она – модница, красавица, боится страшных
историй. Это Нюша.
Он – любит сочинять стихи, любит Нюшу. Это –
Бараш.
Клик 2.
– Правильно, это Нюша, а это Бараш.
Слайд 12.Самостоятельная работа
– Бараш решил написать письмо Нюше, но не уверен в правописании некоторых слов.
Клик 1.
Бараш пропустил буквы в тех словах, где есть опасные места для написания. Найдите на плакатике рамочку с заданием от Бараша и попробуйте помочь ему , заполнив пропуски.
Клик 2.
Дополнительно.
– А те, кто быстрее остальных выполнит работу, попробуйте продолжить сихотворение о Нюше, которое стал сочинять Кар-Карыч, но не окончил.
Клик 3.
В тексте пропущены буквы в словах, вставить их, используя знание различных правил. Взаимоконтроль.
Проверка полученных рифмовок, чтение заготовки учителя:
Наша Нюша так прекрасна,
Так чудесно хороша,
Что бледнеют даже розы
И грустнеют небеса!
Слайд 13. Здоровьесберегающая минутка. Физминутка 2.
Упражнение для снятия напряжения с глаз, развитие концентрации внимания
– Совунья снова приготовила для нас минутку отдыха. Она решила прокатиться на роликах, а шлем взять забыла, проследим за движущейся точкой , каким путем попадет Совунья домой.
Слайд 14. Самостоятельная работа. Восстановление деформированных предложений
Клик 1.
– Мы помогли Барашу с письмом, а теперь Нюша ждет нашей помощи. Она хоть и красивая, но невнимательная, слова написала, но все их перепутала. Найдите на плакатике рамочку с заданием от Нюши и расставьте слова в предложениях по порядку.
Лексическая работа со словосочетанием «солнечный зайчик».
– Какого зайчика называют солнечным?
Клик 2.
– Как он выглядит и откуда появляется?
Самостоятельная работа.
1) В, пестрит, глазах, от, цветов
2) Дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
3) Над, звенят, лесом, веселые, птиц, песни
Клик 3-4.
– А те ребята, которые закончат раньше остальных, выполнят задание Бараша, подобрать близкое по значению слово к прилагательному из третьего предложения.
Слайд 14. Самопроверка
Устно, коллективная работа.
– Какие словосочетания можно выделить в
третьем предложении?
– Какое слово подобрали к прилагательному из
третьего предложения?
Слайд 15-16.Работа в паре. Взаимоконтроль
– Ребята, мы видим, что Ежик, со своим другом попали под дождь. Как зовут друга Ежика? Что можете о нем рассказать?
Крош – энтузиаст, оптимист, весельчак, любит приключения, походы, подводные плавания.
–Я, думаю, что нам необходимо выручить Смешариков из беды, поэтому мы должны выполнить следующее задание.
Гиперссылка голубого цвета
– Сейчас вам раздадут задания – одно на парту. Работая в паре, совместно вы должны выполнить задание. (Приложение 2).
Сверкнула _____. Прокатился _______грома.
Приближалась ________ . _____ и _____ спрятались под
дерево. Полил _______. Капли застучали по __________.
Для работы воспользуйтесь словами для справок.
Слова для справок: молния, гроза, Ёжик, Нюша,
дождь, листья, раскат, Смешарики.
Используя слова для справок, ребята вписывают необходимые по смыслу слова в форму-плакатик
Гиперссылка.
Клик по слайду.
– Итак, многие закончили работу, поэтому я думаю, что мы помогли Смешарикам спастись от дождя.
Гиперссылка фиолетового цвета.
Проверка, чтение получившихся предложений.
Слайд 17. Фронтальный опрос.
– Кто этот Смешарик? Чем он знаменит?
Пин – пингвин-изобретатель, живёт в холодильнике , выделяется своей необщительностью среди других Смешариков. Несмотря на доброту, готовность помочь другу и решительность, Пин рассеян и гораздо лучше разбирается в «железе», чем в жизни, поэтому порой его изобретения не очень удобны или бесполезны.
Давайте ответим на его вопросы, ведь урок подошел к концу и мы многое повторили из того, что знаем о предложениях.
Клик 1.
– Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?
Клик 2.
– Что выражает предложение?
Клик 3.
– Из чего состоят предложения?
Клик 4.
– Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
Клик 5.
– Как пишутся слова в предложении?
Клик 6.
– Как называется предложение, в котором о чем-нибудь спрашивается?
Клик 7.
– Как установить связь слов в предложении?
Слайд 18. Подведение итогов урока. Итоговая рефлексия.
– Если урок понравился, то голосуй за Кроша, а если было скучно, как Совунье, голосуй за нее.
У ребят плакатики, на которых с одной стороны изображен Крош, с другой грустная Совунья. Показывая картинку с Крошем учителю, ребята подтверждают, что урок им понравился. (Приложение 3)
Слайд 19. Решение воспитательной задачи урока.
Клик 1.
– Сегодня на уроке мы не только повторили тему «Предложение», но еще и учились общаться друг с другом, много трудились, узнали, что разных по внешнему виду и характеру Смешариков объединяет дружба, также как и людей.
– Люди могут прекрасно понимать друг друга, необходимо только внимательнее относиться к тому, кто находится рядом.
Итог урока.
– Ребята, сдайте формы-плакатики для проверки. Спасибо за урок!