Практическая реализация процесса формирования компетенций у школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная парадигма. Новый этап развития российской системы образования (как отмечают многие исследователи) характеризуется изменением представлений о личности учащегося, выступающей в качестве системообразующего начала образовательного процесса и, в контексте социальных качеств, востребованными становятся субъектные свойства, определяющие ее самостоятельность, способность к саморегуляции и рефлексии.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать “новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции”.[1] Цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существенным образовательным технологиям, критериям оценки, достижение качественно нового образования. В настоящее время еще четко не сложилось однозначного определения ключевых компетенций. Не только научные исследования, но и документы, определяющие стратегию развития образования, дают разную трактовку данных понятий.

В 1992 году впервые на официальном уровне термин “ключевые компетенции” появился в проекте Совета Европы “Среднее образование в Европе”; проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике, так и в отечественной. Данная проблема остается неразработанной в образовательном пространстве средней школы. Основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе раскрывают такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.А. Хуторской. Несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном пространстве. Данное исследование определяется необходимостью разработки технологии формирования у учащихся ключевых компетенций в образовательном пространстве. Проблема исследования заключается в научном обосновании теоретико-методологических основ и практической реализации процесса формирования ключевых компетенций у школьников.

Нам необходимо определить состав ключевых компетенций, выявить условия для формирования ключевых компетенций у школьников, разработать этапы технологии формирования ключевых компетенций в образовательном процессе.

Ключевые компетенции определяются типами ведущей деятельности, которыми овладевает ученик. Эффективность процесса формирования ключевых компетенций будет достигнута при условии становления школьника как субъекта учебной деятельности при помощи решения определенных задач, исследующих взаимосвязь и процесс происхождения теоретических понятий. Коммунарская методика воспитательной работы И.П.Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности. Практика работы предметных кружков 1960-1980 гг., работа в которых предполагала освоение учащимися знаний и умений на практике, а методика была близка к проектной деятельности.

В нашей работе наибольший интерес представляет формирование проектно-исследовательской компетенции на предметах гуманитарного цикла. Вопрос состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования проектно-исследовательской компетенции, наличие которой необходимо для продолжения гуманитарного образования, успешной деятельности. Необходимость развития таких умений и компетенций заложена в концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, так как основными задачами профильного образования являются: развитие творческих способностей учащихся, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, познавательных, предметных и исследовательских умений и компетенций, обеспечивающих выпускнику готовность к продолжению профессионального образования. [6]

В условиях подготовки к гуманитарному обучению и обучению на профиле гуманитарных предметов проблемное обучение необходимо трансформировать таким образом, чтобы повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобрести умений осуществлять практическую деятельность. Этому могут способствовать широко внедряемые в настоящее время проектный и исследовательский методы обучения, являющиеся по сути проблемными. Однако на практике в организации проектной и исследовательской деятельности школьников все же существует ряд проблем. Одной из самых главных проблем является то, что в большинстве случаев деятельность учеников как проектно-исследовательская не вполне самостоятельна, так как они не подготовлены к этой деятельности. Для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся их необходимо последовательно обучать, планировать виды этой деятельности, создать условия для мотивации на данные виды деятельности. Данную проблему пока трудно решить через уроки, если ученики не приучены к такому виду работы во внеурочное время, на элективных курсах. Должен проходить последовательный переход от более простой для учащихся проектной деятельности к более сложной – исследовательской, что способствует появлению мотивации к исследовательской деятельности и более эффективному формированию проектно-исследовательской компетенции.

Учебные исследования необходимо рассматривать, как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основными учебными предметами, ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.[7] Нам необходимо определить создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, культуры. При организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории и практики.

Выбирая содержание ученических исследований, учителю необходимо отслеживать, чтобы все творческие задания были простыми по содержанию и частично связаны с программным материалом, доступными для понимания; учитывать возрастные особенности учащихся. Успех деятельности во многом зависит от правильной и четкой организации. Под руководством учителя необходимо составить план-график выполнения учебного исследования, определяя временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Смысл технологии заключается в том, чтобы помочь учащемуся пройти путь научного познания, выстроить его алгоритм. Самое главное правильно выбрать тему, которая должна заинтересовать ученика, она должна быть оригинальной, с какой-то загадкой, возможно, с какой-то проблемой, чтобы можно было предвидеть несколько путей решения ее. Первые опыты исследования должны выполняться быстро, с увлечением. Необходимо акцентировать внимание на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыт деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен, на учебные достижения, которые надо научиться демонстрировать.

Благодаря исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки использования и применения методов исследования как теоретических, так и эмпирических (анкетирование, опытно-поисковая работа, анализ и оценка полученных данных, статистическая обработка результатов исследования).

Примерные темы проектной деятельности по возрастам

Тема Возраст
1. Лишний человек в литературе (причины его появления) 9-10 класс
2. Тропинками Пушкина через века 7-8 класс
3. Вторая кожа школьника (история и состав школьной формы) 10 класс
4. “Знаменские Садки” часть прошлого моего района 8-10 класс
5. Какая книга была напечатана первой 5-7 класс
6. Человек собаке друг?! 4-5 класс
7. Война или мир?!! (пути решения конфликтов) 9 класс
8. Две столицы – два мира (Москва – Прага) 10 класс

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике изложения, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее, требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих стороны. Более того, у учителя возникают вполне обоснованные опасения по поводу возможности выполнения государственного заказа (в виде “Федерального компонента государственного стандарта общего образования”) за установленное в базисном учебном плане время и нежелание попадать под пресс вышестоящего руководства и общества за перегрузку у школьников.

Как уже было сказано, нужно помочь учителю. Поэтому были разработаны документы, которые мы называем “Рекомендации руководителю проекта”. Ясно, что в школе есть учителя, которые многое знают и умеют сами, но при этом есть и такие, которые не знают, как решить новую методическую и профессиональную задачу, но никогда не признаются в этом. Для них и созданы эти документы, в работе над которыми происходит осмысление технологии организации проектной деятельности в школе. Они постоянно совершенствуются, дорабатываются, добавляются. Мы представляем только некоторые из них. [6]

План проведения учебного исследования (по опыту Н.Ю.Пахомовой)

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта.

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение даты и места защиты;

3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.3. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Памятка руководителя (организатора) проекта:

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).

12. Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Общие правила для руководителя проекта:

1. Подходите к проведению этой работы творчески.

2. Не сдерживайте инициативу учащихся.

3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

– старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Можно отметить, что при организации проектно-исследовательской деятельности используются положительные эффекты проектного и исследовательского методов. С помощью метода проекта можно формировать у учащихся такие компетенции как: предметная – проявление интереса и способностей к предмету; коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней. С помощью исследовательского метода можно формировать такие компетенции как исследовательская – уметь наблюдать, проводить эксперимент, строить индуктивные рассуждения; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хороший старт для учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Для решения проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе необходимо: создать в школе научное общество учащихся; вводить элективные курсы исследовательской деятельности учащихся; обязательно учитывать Портфолио учащегося при поступлении в ВУЗы; материальное стимулирование педагогов, занятых проектной деятельностью.

Внедрение компетентностного подхода предполагает:

– изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, роли ученика в учебном процессе;

– самостоятельное освоение новых видов деятельности;

– развитие независимого творческого мышления;

– создание благоприятных условий для творческой самореализации ученика.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, когда ученики могут овладевать не только теоретическими знаниями, но пытаются применить на практике, в проблемных ситуациях. Формирование ключевых образовательных компетенций положительно влияет на повышение качества обученности. Показатели качества знаний учащихся по предметам подтверждают результативность используемых методов и приемов формирования ключевых образовательных компетенций. Образовательные компетенции ученика играют большую роль, стимулируют мотивацию и интерес в области изучаемых предметов. Повышают уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, критичности мышления, коммуникации, социальные ценности, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию, быть ответственным, самостоятельным и творческим.

Литература

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании/Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф. Радионовой. - С-Пб, 2004.

2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA. -М., 2005.

3. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы//Под ред. О.Б.Репиной. - М., 2007.

4. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. Интернет-журнал Эйдос. -2007. -22 февраля.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

6. Прейзендорф Т.Н. Определение путей внедрения в практику новых образовательных технологий: моделирование. Метод проектов//Сборник статей под ред. Олиференко Л.Я. АПК иПРО. - 2002.

7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе//Библиотека журнала “Директор школы”. М. -№3-4, 1998.