Тема урока: "С чего начинается любовь к ближнему". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цель урока: осмысление социокультурных категорий “любовь”, “доброта”. Воспитание доброты, уважительного отношении к людям, взаимовыручки, чувства долга. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению, мотивации на общение в группе.

Оборудование: карточки с пословицами, модель цветка, учебник “Истоки”, 3 класс, рабочие тетради, иллюстрация к притче о милосердном самарянине; фильм, созданный детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята. Дети у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте их поприветствуем.

Учитель приветствует учащихся и гостей.

2. Присоединение.

Учитель открывает доску, на которой магнитами прикреплены цветы в саду добродетелей.

Сегодня на уроке мы снова попадем в наш сад добродетелей, в котором уже распустилось много красивых цветов.

Кому мы доверим сегодня быть главным садовником и его помощником?

Ученики предлагают кому-то из товарищей стать садовником, кому-то его помощником. Учитель просит “садовника” провести всех: (“нас и наших гостей”) по саду.

“Садовник” с помощником рассказывают о цветах в саду добродетелей. Настя и Диана проведите пожалуйста наших гостей и нас по нашему саду.

Садовник. Цветы в нашем саду - это добрые качества души, о которых мы говорим на “Истоках”.

Самый главный цветок в нашем саду добродетелей - любовь.Любовь - это сердечная привязанность, способность проявлять участие к кому-то или чему-то, забывать о себе, даже жертвовать собой ради любимого дела или человека.

Учитель (обращаясь к помощнику садовника). Расскажи нам что-нибудь и ты, Диана.

Помощник садовника. Главный цветок в нашем саду особенный. Он помогает нам понять, с чего начинается любовь к людям и всему миру.

Учитель. В каких же качествах души может проявляться любовь человека к миру и людям?

Помощник садовника. Названия этих добрых качеств - написаны на лепестках нашего цветка. Это:

чуткость,

внимательность,

благодарность,

нежность,

заботливость,

ответственность,

неравнодушие,

милосердие.

Есть и еще одни лепесток - он пока пустой. Но мы знаем, что обозначает он тоже какое-то важное качество души, которая умеет любить.

Поможет нам догадаться, что это за качество, небольшой рассказ, который мы сейчас послушаем.

3. Рассказ “Святой Доктор”.

Почти 200 лет назад жил в России удивительный человек.

Звали его Федор Петрович Гааз. Он был немцем, но считал Россию своим вторым Отечеством.

Федор Петрович был врачом. Закончив операции и прием в больнице, доктор Гааз, несмотря на усталость, шел в бедные дома, приюты, богадельни для того, чтобы без отдыха помогать страдающим людям.

Особенно опекал он заключенных в тюрьмах, жалея их и стараясь облегчить и их страдания. Увидев тяжелейшее положение арестантов, доктор Гааз нашел смысл жизни в помощи обездоленным. Он был убежден, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь, а поэтому к виновному не нужно применять напрасной жестокости, к несчастному должно проявить сострадание, а больному необходимы любовь и забота.

Доктора Федора Петровича Газа называли “святой доктор”. Когда в середине 19-го века в Москве свирепствовала страшная, почти неизлечимая болезнь - холера, доктор Гааз, совершая больничный обход, при всех поцеловал первого холерного больного, появившегося в его больнице, чтобы выразить ему свое сострадание.

До конца жизни доктор Гааз доказывал личным примером, что любовью и состраданием можно воскресить то доброе, что сохранилось даже в озлобленных людях.

Девизом всей его жизни были слова: “Спешите делать добро!” “Доброта - вот та сила, которая не даст людям погибнуть!”.

У ... и ... приготовлен даже стихотворный ответ на вопрос: “Какое же качество помогает проявить любовь к ближнему.

Слово это серьезное,
Главное, важное
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь,
В нем стремление на помощь
Прийти вновь и вновь.

Это чувство всегда
В чутком сердце живет
И о боли других
Позабыть не дает.

И оно поважней,
Чем лица красота,
Догадались, что это?
Сердец ... доброта.

Какое же это важное качество души, которая умеет любить? Сегодня мы будем говорить о доброте и добрых делах.

На доску помещается недостающий лепесток цветка.

Не случайно ограда нашего сада сделана из русских пословиц о доброте. Давайте прочитаем и объясним их смысл:

“При солнышке – тепло, при матери – добро”.

“Добрые дела красят человека”.

“Доброе сердце дороже богатства”.

“Жизнь дана на добрые дела”.

4. Ресурсный круг “Где, в каких делах нужна доброта?”

А теперь давайте в ресурсном круге подумаем, в каких делах нужна доброта? Я беру цветок из нашего сада, передаю его вам, а вы, передавая его товарищам, подумайте и скажите кому нужна доброта. Я считаю, доброта нужна детям, чтобы выросли настоящими добрыми людьми.

Ученики в ресурсном круге отвечают на вопрос, объясняя, почему доброта нужна в разных делах.

Доброта нужна:

- маме

- папе

- бабушке

- дочке

- сыну

- врачу

- воспитателю в детском саду

- учителю

- писателю

- художнику

- композитору

- садовнику

- дрессировщику

- всем жителям любого города

- пассажирам в транспорте

- ученому

- друзьям

- братьям и сестрам

- водителю автобуса

- строителю

- дизайнеру

- продавцу

- портному

- повару

Учитель подводит итог ресурсного круга: Вот в скольких делах нужна доброта.

5. Работа с учебником.

О том, что такое доброта говорится в нашем учебнике по “Истокам”. Откройте учебники на странице 86.

Один из учеников зачитывает вслух определение из учебника. Учитель комментирует определение.

Обратите внимание на слова, что доброта - это природная склонность человека к добру. То есть сердце человека было сотворено добрым. Если сердце черствеет и становится холодным, то, значит, человек открыл его сквознякам и сам позволил ему остыть.

О доброте и добрых людях сложены песни, написаны стихи. Рассказывают о доброте и особые поучительные истории - притчи.

Весь мир знает рассказанную самим Иисусом Христом и записанную в Евангелии притчу о милосердном самарянине. Самарянами называли народ, живший в Палестине во времена Иисуса Христа.

Наши ребята сейчас расскажут эту притчу.

Кто-то из учеников пересказывают притчу (иллюстрация к притче).

Рассказ о самарянине знает весь мир. Он стал примером доброты и сердечного отношения к любому человеку, который нуждается в помощи. А теперь давайте с вами посмотрим, правильно ли мы поняли, что такое добрые дела. Откройте свои тетради на стр. 13. Класс у нас уже поделен на команды. Командиры уже назначены. Начинаем работать.

6. Работа с тетрадью. Активное занятие “Добрые дела”.

А) Индивидуальный этап (3 минуты).

Задание 1. Самостоятельно.

Выбери 5 добрых дел и подчеркни.

  • Думать о родителях.
  • Радоваться неудаче ближнего.
  • Стремиться быть богатым человеком.
  • Подать милостыню.
  • Утешить плачущую сестренку.
  • Познавать истоки родной земли.
  • Помогать ближним.

Б) Работа в команде (3 минуты)

Задание 2. Работа в четверке.

Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение группы.

  • Думать о родителях.
  • Радоваться неудаче ближнего.
  • Стремиться быть богатым человеком.
  • Подать милостыню.
  • Утешить плачущую сестренку.
  • Познавать истоки родной земли.
  • Помогать ближним.

Обсуждение результатов выполнения задания.

Учитель. Меня радует, что вы уже умеете отличать истинное от ложного. Вечные ценности от второстепенного.

Наши размышления о доброте плавно и мудро перетекают от темы к теме. В начале урока мы послушали рассказ о замечательном добром русском человеке - докторе Федоре Петровиче Гаазе. А сейчас мы посмотрим фильм, который сложился из ваших рассказов о добрых людях, живущих рядом с нами, тех добрых людях, которых вы знаете.

Демонстрируется фильм “Самый добрый человек в моей жизни”.

7. Итог урока.

Вот и подходит к завершению наш урок. Подумайте каждый над вопросом: “Удалось ли на сегодняшнем уроке нам понять что-то важное?”.

Хочет ли кто-нибудь ответить на этот вопрос: “..., на что откликнулось твое сердце на сегодняшнем уроке? Что больше всего запомнилось? Что удалось понять?”. Чему вы научились на уроке? (Научились быть добрыми, научились отличать истинную доброту)

Вот скольких важных тем коснулись мы на нашем уроке.

На память о нашем уроке мы приготовили гостям маленькие подарки - цветы из нашего сада с пословицами о доброте.

Дети дарят гостям цветочки с пословицами. Звучит аудиозапись.