Цели:
- закрепить понятие “Солнечная система”, уточнить знания детей о планетах солнечной системы, дать понятие “Метеориты”;
- развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Оборудование:
- плакат “Солнечная система”;
- карточки с изображением планет;
- магнитная доска, магниты;
- мука, поднос;
- “Послание инопланетян”.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам пришло послание.
“Мы, жители другой планеты. Наши исследователи отправились в путешествие по космосу. Но, что-то произошло, и они оказались на разных планетах. Друзья, помогите!”.
Воспитатель. Поможем инопланетянам определить, где они находятся?
Дети. Да!
Воспитатель. Вот первый расшифрованный сигнал.
“Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.
Дети. Это Венера. Венера - вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты – Венеры. Венера покрыта толстыми слоями облаков и на ней царит жара. Это самая яркая планета на небе.
(Ребенок находит иллюстрацию с изображением планеты и прикрепляет ее на доску)
Воспитатель. Читаем второй расшифрованный сигнал.
“Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу”.
Дети. Это Меркурий. Меркурий – самая близкая планета к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога – Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
(Ребенок находит иллюстрацию с изображением планеты и прикрепляет ее на доску)
Воспитатель. Читаем следующий сигнал.
“Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы”
Дети. Это Марс. Марс – четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны – Марса. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того, как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.
(Ребенок находит иллюстрацию с изображением планеты и прикрепляет ее на доску)
Воспитатель. Следующая расшифровка.
“Я оказался на самой большой планете в Солнечной системе. Она состоит из жидкости и газа”
Дети. Это Юпитер. Юпитер – пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога – Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Это гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Воспитатель. Еще одна расшифровка.
“Когда я подлетал к этой планете, то увидел кольца, окружающие ее”
Дети. Это Сатурн. Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими кольцами, окружающими ее. Каждое из колец состоит из газа, льда, камней и песка.
Воспитатель. А эта расшифровка очень странная.
“Нахожусь на “лежачей планете”
Дети. Это Уран. Уран – седьмая планета от Солнца, названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют лежачая планета.
Воспитатель. Читаем следующую расшифровку.
“Я оказался на восьмой, считая от Солнца планете.
Дети. Это Нептун. Нептун – восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная и синяя. Там дуют самые сильные ветры в Солнечной системе. Состоит она из газа и жидкости.
Воспитатель. Ну, что ж, читаем дальше.
“Нахожусь на самой удаленной от Солнца и самой холодной планете”
Дети. Это Плутон. Плутон – девятая самая удаленная от Солнца планета названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно об этой планете.
Воспитатель. Зачитываем последнюю расшифровку.
“Пролетаю над планетой, раскрашенной в разные цвета: коричневый, голубой, синий, зеленый. Такая красота!”.
Дети. Это Земля. Земля – третья планета от Солнца. Находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни низкой. Есть достаточной количество воды, поэтому на ней есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.
Воспитатель. Давайте рассмотрим модель Земли - глобус. Какого больше цвета на глобусе?
Воспитатель. Ребята, а есть еще какие-нибудь небесные тела в Солнечной системе?
Дети. Астероид – небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета – небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Воспитатель. Ребята, есть еще планетоподобное небесное тело, которое называется метеорит.
Метеориты – это небесные камни, т.е. те камни, которые упали с неба. Размеры космических камней оказываются довольно внушительными и причиняют немало хлопот, как исследователям, так и тем, кто оказался в непосредственной близости от места падения метеоритов.
Опыт “Метеориты”
Представьте, что мука – это поверхность земли, а шар – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, яма. Почему это произошло?
(Поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, а метеорит тяжелый, поэтому образуется кратер, т.е. углубление)
Воспитатель. Вы молодцы, определили, на каких планетах находятся марсиане. А теперь, прежде, чем отправляться в полет, давайте отдохнем.
Физминутка.
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте)
Мы отправляемся на марс,
Звезды, в гости ждите нас
Три, два, один … летим
(подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(имитация плаванья)
К марсу путь был очень длинным,
Стоп ! Выходим из кабины
Мы с полета возвратились,
И на Землю опустились
(Садятся за парты)
Вбегает Незнайка с шариками.
Незнайка. Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я услышал, что вы хотите отправиться в полет и помочь инопланетянам найти друг друга. Я тоже хочу. Вот и шарики у меня есть.
Воспитатель. Это очень хорошо, что ты хочешь помочь. А как ты собираешься это сделать с помощью шариков?
Незнайка. Полечу на них, да и все тут!
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, Незнайка сможет долететь хоть до одной планеты на воздушных шариках?
Дети. Нет.
Воспитатель. Вот тебе несколько видов транспорта, выбирай, на каком полетишь.
(Иллюстрации с изображением аэроплана, парохода, самолета, ракеты)
Незнайка. Ну, раз нельзя на воздушных шарах, значит, полечу на аэроплане.
Воспитатель. Ребята, Незнайка прав?
Дети. Нет. Самая быстрая – ракета.
Незнайка. Ладно, полечу на ракете.
Воспитатель. А в чем же ты собираешься лететь?
Незнайка. Как в чем? Вот у меня замечательная рубашка и штанишки. Вам, что не нравится?
Воспитатель. Да нам-то нравится, но разве в космос можно отправляться в такой одежде, ребята? Выбирай специальную одежду.
(Иллюстрации смокинга, спортивного костюма, скафандра)
Незнайка. Ладно, выбираю вот этот спортивный костюмчик.
Дети. Нужна специальная одежда - скафандр.
Незнайка. Хорошо, надену скафандр, быстренько слетаю, всех найду, а то у меня завтра много дел.
Воспитатель. Незнайка, а ты знаешь, что добраться, например, до Солнца на велосипеде понадобится 3000 лет, на машине – 1000 лет, на самолете – 20 лет, а на ракете – несколько месяцев.
Незнайка. Ой, как долго. Но, зато я буду первым, кто побывал в космосе!
Воспитатель. Ребята, Незнайка прав?
Дети. Первыми в космосе побывали собаки Белка и Стрелка. А первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли за 108 минут.
Незнайка. Ну, я так не играю. Я хотел быть первым.
Воспитатель. Незнайка, а разве главное быть первым? Главное – помочь другим.
Незнайка. Ребята, в космос-то я собрался, но названия ни одной планеты не знаю.
Воспитатель. Давайте расскажем Незнайке считалку, которая поможет запомнить названия планет.
Аркадий Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель. Запомнил, Незнайка?
Незнайка. Спасибо, ваши знания и мне помогут в освоении космоса.
Мы сейчас возьмем зеленый пластилин и слепим марсиан, таким образом, поможем им собраться всем вместе. Садись, Незнайка, с нами помоги нам. Ребята, а почему мы будем работать только зеленым цветом?
Дети. Люди считали, что на ней живут зеленые инопланетные существа.
Выполняется сюжетная лепка. “Марсиане”.