Судя по всему, проблема одаренных детей столь же стара и многослойна, как и сама педагогика. И дело совсем не в том, что одаренных детей слишком много и примерами детской одаренности история буквально переполнена. Опыт практической педагогики подсказывает, что дифференциация интеллектуальных способностей учащихся - это вполне обыденное дело, процесс, который сопутствует любой педагогической деятельности. Сама успеваемость - один из критериев педагогического процесса - есть ничто иное, как дифференцированное фиксирование персональных способностей, знаний, умений и навыков определенным педагогом, в определенный период и определенных обстоятельствах. Выставляя оценки, мы не только стимулируем учебный процесс, но и отмечаем тот или иной уровень способностей, мотивации, выявляя "отстающих", намечая мероприятия по оказанию им оперативной педагогической поддержки. Но мы выявляем и более способных, с легкостью осваивающих программу, стремящихся сделать при этом "нечто большее", имеющих высочайший уровень мотивации.
Помимо этого мы с завидной периодичностью встречаемся с проявляющими поистине уникальные способности. И тогда педагог сталкивается с многотрудной задачей: избрать верный путь в создании благоприятных учебных и педагогических условий для поступательного развития одаренного ребенка. При этом деятельность учителя должна гармонично сочетаться с такими обстоятельствами, как становление отношений с учащимися собственного класса, приобретение им жизненного опыта, вхождение в социокультурное пространство общества, словом, со всем тем, что теперь называется емким и многослойным понятием "социализация личности". Ведь не секрет, что порой одаренный ребенок, находящийся в коллективе испытывает дискомфорт и зачастую вынужден "маскировать" свои способности, дабы не остаться вне круга сверстников.
Однако, это лишь общая задача. Существует и проблема специфическая, касающаяся техники, стиля и самой потенции педагога в работе с дифференцированным коллективом. Часто мы видим, что работа с одаренными детьми есть прерогатива "одаренных педагогов", равно как и выявление самого факта "одаренности". Современная организационно-педагогическая реальность такова, что работа с одаренными детьми представляет собой скорее дискуссию, теорию, чем ежедневный рутинный труд.
Общеобразовательная задача, а также задача воспитательная при этом отводятся на задний план. Возникает противоречие в постановке педагогической цели: "полноценное, счастливое и веселое детство", которое возможно лишь в коллективе сверстников, определенном социуме, ставится в зависимость от персональных уникальных способностей. Все это серьезно ограничивает возможности, как педагогического сообщества, так и самих одаренных детей.
Безусловно, современная отечественная школа не может взять на себя всю работу с одаренными детьми. Этому препятствуют не только объективные условия, но и целый ряд обстоятельств технического свойства. Например, классно-урочная система, рассчитанная на "усредненную" работу со всем коллективом класса. Это ограничивает творчество учителя и перспективы "продвинутых" учеников. Несоответствие методик и режима классно-урочной системы задачам развития одаренных детей представляется главной проблемой на этом педагогическом направлении.
Однако современная школа может решать важную вспомогательную задачу по выявлению одаренных детей, развитию их способностей. Это может существенно расширить системную работу с одаренными детьми, а также усовершенствовать механизм их выявления.
Большие возможности в этом плане открывают методики, стимулирующие активность учащихся. Оговоримся, что нам не свойственно убеждение, будто существует универсальная и наилучшая методика обучения одаренных детей. Все до сих пор известные методы и способы воздействия, последовательность действий учителя и ученика имеют эффект лишь тогда, когда учебные задачи "не только поставлены перед учащимися, но и приняты ими". Иными словами, имеют значение и учебные задачи, и психологическая обстановка, и отношения между наставником и классом.
Интерактивные методики в этом смысле представляют собой большой интерес, поскольку помимо высокой степени занимательности выполняют важные комплексные методические задачи. Эти задачи могут быть сформулированы следующим образом.
1.Интерактивные методики способствуют первичному выявлению специфических способностей у учащихся, ранее их не проявлявших в силу различных причин. Они создают игровую обстановку, способствующую активности всех без исключения.
2.Они формируют условия для социализации одаренных детей, что позволяет решить важную психологическую проблему адаптации одаренного ребенка к коллективу сверстников, либо детей другого возраста.
3.Интерактивные методики формируют навыки активного применения наличных знаний, способностей, умений и навыков в процессе учебной деятельности. Знания становятся востребованным инструментом социализации, и они же подвергаются практической экспертизе в процессе учебы.
4.Потенциал интерактивных методик заключается еще и в том, что в рамках существующей классно-урочной системы появляется дополнительная возможность совершенствования работы с одаренными детьми. Эти методики частично адаптируют классно-урочную систему к задачам дифференцированного обучения.
Если постараться классифицировать все существующие ныне методики по принципу проявления учащимися различных форм активности, то мы получим три основные группы методов.
1.Пассивные методы.
Активность учащихся ограничивается аудированием. Они остаются объектом воздействия учителя, не проявляя ни каких действий. Наиболее часто встречающаяся учебная ситуация пассивного метода-это класс, внимательно слушающий учителя, объясняющего какой-либо материал. Этот метод имеет важную положительную сторону, поскольку сама учебная ситуация способствует тому, что учитель имеет возможность неспешно и обстоятельно преподать большое количество учебного материала. Поэтому пассивные методы применимы в случаях, когда учебный материал сложен и нуждается в подробном, а иногда многократном объяснении.
Отрицательной же стороной пассивных методов является полное отсутствие возможности обсудить учебный материал, применить его к жизни и т.д. Таким образом, ученик остается молчаливым участником учебного процесса.
При преимущественном выборе пассивных методик, учитель, навряд ли получает возможность индивидуального подхода к одаренным детям. Он озабочен проблемой, оснастить знаниями всех, вне зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, работу с одаренными детьми он вынужден выносить за пределы урока, что приводит, как правило, к двум негативным последствиям:
1.десоциализации одаренных детей, поскольку со временем они оказываются на более высокой ступени знаний, и это впоследствии делает излишним посещение уроков; 2.излишней индивидуализации работы с одаренными детьми, что влечет за собой все те же последствия десоциализации: ощущение одиночества, эгоизм, чувство превосходства, отсутствие навыков общежития, поведения в коллективе.
2.Активные методы.
Активность учащихся не ограничивается лишь аудированием. Напротив, коллектив класса становится объектом активного усвоения материала. Каждый из учащихся имеет возможность изложить свою собственную точку зрения, обращаясь непосредственно к учителю. Данная группа методов широко применима, однако она также имеет свои положительные и отрицательные стороны. Безусловно, положительным является преодоление пассивности. Усвоенный материал подвергается осмыслению и обсуждению. Возникающие при этом эристические ситуации лишь способствуют повышению активности учащихся. Недостатком, по - видимому, следует считать некоторую ограниченность учащихся в самостоятельной деятельности, поскольку организация урока требует очередности и последовательности выступлении.
При преимущественном выборе активных методик учитель получает возможность более целенаправленно и планомерно работать с одаренными детьми в рамках классно-урочной системы общеобразовательной школы. Данные методики предусматривают некоторую индивидуализацию работы, посредством преференций в предоставлении слова, индивидуальных заданий и т.д. Работа с одаренными детьми становится частью рутинной деятельности, что, безусловно, является весьма, положительным обстоятельством. Вне всяких сомнений, дефицит внимания к одаренным детям при данном подходе постепенно преодолевается и это позволяет им не только "оттачивать" навыки и повышать уровень знаний, но и ощущать себя полноправным членом коллектива.
Таким образом, сближение воспитательной и образовательной задач становится вполне реальным делом, и школа начинает играть более значительную роль в воспитании и образовании одаренных детей.
3.Интерактивные методы.
Было бы неверным утверждать, что интерактивные методики вошли в практику отечественного народного образования совсем недавно и являются не только ярким новшеством, но и веянием профессиональной моды. Данные методики известны не один десяток лет. Примерно столько же они применялись творческими учителями. Однако, лишь в последнее десятилетие они были обоснованы научно-методически в полном объеме и легли в основу разработок целых учебных программ.
Принцип интерактивных методик заключается в создании, формировании навыков самостоятельной работы и презентации собственных знаний. Очень часто ученик выполняет роль учителя, формируя точку зрения по тому или иному вопросу, возникшему в ходе обсуждения. Недостаток - в их ограниченности с точки зрения количественного усвоения материала, поскольку, привлекая учащихся к самостоятельной деятельности, учитель всегда испытывает дефицит времени. Это обстоятельство делает невозможным обучение, базирующееся лишь на интерактивных методиках. Однако их доля в комбинации с другими может быть значительной.
Интерактивные уроки имеют всегда четыре основных этапа.
1. Предварительный.
На этом этапе учитель планирует структуру урока, подбирает необходимый материал, дает персональные задания. Это дает возможность привлекать к работе одаренных детей уже на стадии подготовки, включая их в процесс планирования и отбора материала, что делает их соавторами того или иного урока, повышает их ответственность, активность и делает их знания востребованными в конкретной работе.
2. Вводная часть.
Учитель сообщает тему урока, его план, структуру и основную задачу. Затем он приступает к необходимым организационным мероприятиям: например, разделяет класс на рабочие группы, назначает капитанов и т.д. и знакомит учащихся с той интеллектуальной базой, которая необходима для усвоения темы. При этом он может опереться на помощь одаренных детей, (Доклад, сообщение, дополнительная информация и т.д.)
3.Основная часть.
На данном этапе учащиеся обсуждают основную задачу, опираясь на полученный материал самостоятельно в группах. Дети с повышенным уровнем подготовки, могут привлекаться как к обсуждению в группах, на равных правах, так и осуществлять межгрупповые связи и составлять, на основании услышанного, собственное резюме.
4.Заключение.
Практически, заключение интерактивного урока есть его главная часть. На этом этапе идет обсуждение всего того, что происходило на уроке. Группы через своих капитанов представляют результаты обсуждения, учитель фиксирует основные мысли, делает выводы, анализирует работу групп и отдельных учащихся.
Так выглядит примерная схема интерактивного урока. Как видно из вышеизложенного, работа с одаренными детьми с точки зрения ее организации имеет серьезные перспективы в рамках общепринятой классно-урочной системы. При этом выполняется двуединая задача:
1.Школа остается активным участником в деле выявления и поступательного развития одаренных детей. Она в состоянии усовершенствовать и расширить деятельность по дальнейшей дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания на основе комплексного внедрения интерактивных методик.
2. Благодаря комплексному внедрению интерактивных методик, школа остается не только центром работы с "массовым учеником", но активно формирует знания, умения, навыки одаренных детей. Она укрепляет свои позиции в деле социализации одаренных детей, их психологической адаптации к коллективу, сообществу сверстников. В силу того, что учитель получает возможность привлечения одаренных детей к процессу преподавания, знания и способности последних становятся востребованными в практической деятельности, что непременно повышает их значение.
Таким образом, внедрение новых методик интерактивного обучения в классно-урочную систему является весьма эффективным путем и богатой перспективой в деле обучения и воспитания одаренных детей.