Формы контроля на уроках сольфеджио

Разделы: Музыка


Как известно, роль музыкального образования в системе эстетического воспитания личности ребенка чрезвычайно велика. В музыкальной школе учатся дети, имеющие разные музыкальные данные и разный уровень развития.

Предмет “сольфеджио”, как и прочие дисциплины (“инструмент”, “хор”, “музыкальная литература”), призван способствовать расширению общего музыкального кругозора, формированию вкуса детей.

Специфика предмета сольфеджио на начальной стадии обучения музыкой состоит в том, что он объединяет в себе два взаимосвязанных направления в работе с учениками: овладение теоретическими сведениями и развитие слуховой и исполнительской практики. В учебном плане музыкальной школы нет предметного разграничения на теорию музыки и сольфеджио, как это имеет место в среднем звене специальных музыкальных учебных заведений. Поэтому перед преподавателями сольфеджио в школах стоит непростая задача: заложить и последовательно формировать необходимую базу теоретических знаний, без которой невозможны ни практика освоения игровых и слуховых навыков, ни желание и умение музицировать.

Достижение данной цели на уроках сольфеджио возможно при условии постоянной работы группы по всем разделам программы. К ним относятся: сольфеджирование, чтение с листа, осознание метроритма, воспитание музыкального восприятия и творческих навыков, музыкальный диктант. Важно также научить ребенка грамотно и красиво записывать музыкальный текст. Эта обязанность возлагается в первую очередь на преподавателя сольфеджио.

В связи с этим немаловажная роль отводится письменным работам. Каждый ученик имеет три нотных тетради. Одна – для работы в классе. В ней записываются названия новой темы с нотными примерами, прорабатываются диктанты разного рода (ступеневый, ритмический, интервальный, аккордовый, мелодический), выполняются небольшие самостоятельные работы. Две других тетради предназначены для домашних работ. Письменные задания обязательны к каждому уроку. Ученики младших классов сначала просто учатся переписывать нотный текст, затем, по мере накопления материала, задания усложняются: разделить мелодию на такты, транспонировать в другую тональность, построить интервалы или аккорды в тональности и от звука и т.д. Проверяя работы учащихся, преподаватель предлагает исправить ошибки, либо сделать аналогичное задание в других тональностях или от других звуков. Это позволяет глубже проработать теоретический материал с каждым учеником и в итоге делает более эффективным весь учебный процесс, высвобождая значительную часть времени на уроках сольфеджио для коллективной работы.

Важную роль играют творческие задания: сочинить мелодию в какой-либо тональности на заданный ритм, придумать слова к предложенной мелодии, написать ритмические вариации, в обозначенной тональности записать последовательность данных ступеней нотами, оформить ее метроритмически, сочинив свой собственный ритм.

Конечно, проверка тетрадей с домашними работами требует от преподавателя дополнительного сверхурочного времени, но цель оправдывает себя тем, что постоянно дисциплинирует детей, воспитывая в них чувство ответственности за свои учебные обязанности, выполнение которых постоянно фиксируется и оценивается педагогом. К тому же, довольно часто, как показывает опыт общения с детьми разного возраста, учащиеся со средними слуховыми данными постепенно, все лучше усваивая теоретический материал, обретают большую уверенность в своих силах, получают реальную возможность развить свой слух, со временем иногда даже опережают своих сверстников с лучшими природными данными, но ленивых.

Большая загруженность в общеобразовательной школе, кружки и спортивные секции не позволяют уделять достаточное внимание подготовке, поэтому задания должны быть минимальными с тщательной проработкой их на уроке. Особенно важно хорошо продумать систему взаимодействия ученика и преподавателя. С этой целью применяются меры, которые помогают детям естественно и легко ориентироваться в непростом предмете сольфеджио. Так, все теоретические определения в соответствии с программой ученики получают в виде листков-памяток в начале учебного года и обращаются к ним на протяжении всех лет обучения. Перечень определений охватывает весь объем элементарной теории музыки. Постоянная, не меняющаяся нумерация определений упрощает их запоминание, облегчая работу с повторением пройденного материала (Приложение 1). Например, знакомство с тональностью Ре мажор в первом классе начинается с повторения теоретических понятий: полутон, тон, тоника, трезвучие, строение мажорной гаммы, порядок ключевых знаков альтерации и т.д. Выяснив все детали, ученики приступают к построению гаммы и ее элементов.

Особое внимание уделяется игре на фортепиано, где действует принцип “вижу, осязаю, слышу”. Однако здесь есть свои нюансы. Если учащийся фортепианного отделения может воспроизвести на инструменте те или иные элементы музыкального языка (интервалы, аккорды в тональности и от звука, разные виды гамм) и мелодии, то у учеников других отделений игра на фортепиано вызывает большие затруднения. Ученик может правильно назвать ключевые знаки тональностей, ступени, на которых строится интервал или аккорд, но сев за рояль, он игнорирует знаки альтерации, постоянно ошибается, особенно когда начинается изучение тональностей с большим количеством ключевых знаков. Существенную помощь в таких случаях оказывает работа на уроке с рисованной клавиатурой. Ученики по очереди играют на рояле гамму, тоническое трезвучие, вводные звуки, разрешения неустойчивых ступеней, остальные “играют” эти элементы на рисованной клавиатуре с обязательным сольфеджированием. При этом педагог держит в поле зрения каждого ученика группы, а в случае необходимости вносит свои поправки, предлагая повторить задания, но уже без ошибок. Для закрепления темы даются короткие устные диктанты. Ученику предлагается пропеть мелодию нотами, сыграть на рояле, показать на рисованной клавиатуре. Такая форма работы обостряет слуховое внимание каждого ученика в отдельности и развивает ансамблевое пение.

Уже с первых уроков сольфеджио уделяется внимание воспитанию навыков анализа элементов музыкального языка: наличие характерных мелодических оборотов, несущих в себе выразительный смысл, ритмических особенностей и т.д.

Тщательному анализу подвергаются одноголосные мелодии, которые входят в домашнее задание последующих уроков. Обычно каждая мелодия (особенно в начальных классах) сначала проговаривается ритмослогами с пульсом, далее с дирижированием, затем нотами, ступенями, затем сольфеджируется и проигрывается на фортепиано. После такой обстоятельной проработки домашнего задания ученики на следующем уроке отвечают более уверенно и получают, как правило, хорошие оценки, с удовольствием занимаясь в группах по сольфеджио.

И последнее: запись домашних заданий происходит в конце урока и отнимает много времени. Ученики пишут с ошибками, кое-как, записывают не все; кроме того, нередки пропуски уроков. В результате – неправильно выполненное или недовыполненное задание. Поэтому, чтобы ученик не отстал от учебного плана, задание дается на всю четверть (Приложение 2). В проверяемых домашних тетрадях педагог пишет число следующего урока и номер задания, а в дневниках ставит оценки за работу на уроке и расписывается.

Таким образом, весь процесс усвоения материала находится под контролем педагога, что повышает успеваемость учащихся.