Основы креативности закладываются в дошкольном возрасте, являющимся более сензитивным для формирования данного качества личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, И.В.Страхов, Е.И.Флерина). Известно, что некоторые особенности дошкольников оказываются вполне соотносимыми с ключевыми характеристиками природы творчества: малая выраженность стереотипов в восприятии мира и поведении; высокая познавательная активность, любознательность; нарастающие возможности инициативной преобразующей активности дошкольника; широта ассоциативного ряда (Е.А.Аркин, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, и др.).
Реализация креативного потенциала детей будет эффективна лишь в том случае, если она будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Если человек ощущает себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворенность творчеством выступают главными мотиваторами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание ее сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить все, что вызывает позитивные чувства.
Мною разработана комплексная программа «Эврика» по развитию креативного потенциала детей в процессе экологического образования, которая состоит из игр-занятий с детьми 5-7 лет. При её создании использовалась система занятий по развитию творческих способностей детей С.Г. Королёвой, упражнения для маленьких гениев Е.В. Котовой, креативные задания и схемы Л.Б.Фесюковой, Занятия проводятся 1 раз в неделю. Такая периодичность позволяет детям накопить знания и впечатления, осмыслить их, прочувствовать, получить большой положительный эмоциональный заряд и находиться в ожидании радостной встречи с очередным занятием. Непосредственно-образовательная деятельность детей разделена на несколько блоков, в соответствии с образовательно-воспитательными циклами: «Осенняя пора, очей очарованье», «Зимушка хрустальная», «Весенняя капель». Такой подход является залогом эффективного усвоения материала и устойчивого интереса детей к процессу обучения и развития творческого потенциала.
Каждое занятие имеет тематическую
направленность, оно цельно и интересно по
содержанию и восприятию, предполагает высокую
результативность. Тематическое планирование
составлено с учетом регионального компонента,
способствует эффективному усвоению детьми
знаний по указанным направлениям. Все темы
связаны между собой логически, приурочены к
календарным событиям и вместе представляют
целостную систему развития креативного
потенциала дошкольников. Количество детей на
занятиях не превышает 10-12 человек. Общая
продолжительность занятия составляет не более
25-30 минут. Основополагающим на занятиях по
развитию креативности, воображения является
наличие определённых структурных компонентов,
последовательность проведения которых является
залогом эффективности занятия, достижения
поставленных целей.
Каждый блок программы включает в себя
определенные виды деятельности
- Психогимнастика.
Цели: развитие эмпатии; активизация
воображения и образного представления;
тренировка выразительности мимики и
движений.
Продолжительность – 2-3 минуты.
Созданные в сознании картины увлекают детей и требуют воплощения в виде эмпатии и психогимнастики. Данные игры и упражнения показывают, как постепенно, от занятия к занятию, у детей формируется образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а главное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным. Все эти процедуры позволяют оценить глубину и полноту образов, созданных детьми, степень эмоциональной насыщенности виденного и пережитого.
- ОФП (общефилософская подготовка) – интеллектуальная зарядка.
Цели: учить решать противоречия; развивать
диалектику мышления.
Научить ребёнка творить берется триз (теория
решения изобретательских задач) – наука, знающая
законы управления талантливым мышлением. ТРИЗ
учит детей думать, опираясь на фундамент общих
диалектических законов развития. Первоначальным
элементом развития является связь,
взаимодействие, соединение двух начал и их
борьба. Каждая связь есть противоречие. Решение
противоречий, видение двойственности любого
явления является одной из основных частей
занятия. Эта общефилософская подготовка или
интеллектуальная зарядка носит характер игры и
называется «Данетки».
Противоположные понятия: хорошо – плохо, радостно – грустно, полезно – вредно и другие – развивают у детей философский склад мышления, гибкость ума. Дети учатся размышлять, анализировать. Цель данных игр – показать детям, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие, и плохие стороны. Решение некоторых противоречий позволяет детям найти в некоторых случаях идеальный конечный результат, прийти к определённому умозаключению. Например, обсуждение вопроса «Драться – это хорошо или плохо?» дети обязательно должны закончить на позитивной ноте.
Данная часть занятия проводится в достаточно быстром темпе в форме дискуссии. Продолжительность – 5 минут. Если у вас ограничено время, обсуждаемые проблемы можно сократить.
- Физ. минутка
Цели: активизация группы; развитие
коммуникативных навыков; развитие
произвольности; снятие агрессии, страхов;
развитие познавательных процессов.
Игры в данной части занятия не только решают
эмоционально-личностные проблемы и проблемы
познавательного развития, но и являются минутой
отдыха для детей, снимают напряжение, несут
атмосферу радости и игрового соперничества.
Продолжительность – 2-3 минуты.
- Фанбука (фантастическая азбука).
Цели: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании.
Продолжительность – 8-10 минут.
Задания, предлагаемые детям в этой части занятия: решить определённую проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства, – всё это предполагает свободу мысли, индивидуализацию и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ. Основной приём, используемый взрослым, – это вариативная система детских ответов. Нельзя сказать, что данные задания были лёгкими для всех детей. На начальном этапе предложение пофантазировать дети встречали недоумением и усмешкой, скрывая за улыбкой собственную неуверенность и скованность. Но очень скоро вопросы типа «А разве так бывает?» отпали сами собой. Детьми овладел дух соперничества в придумывании оригинальных и нестандартных решений, в использовании нестандартных приёмов фантазирования. Дети почувствовали отсутствие преград в отношении инициативы, в высказывании своих мыслей. У них появилась неограниченная возможность манипуляций предметами и мыслями. Чтобы достичь этого, психолог или воспитатель должен быть сам свободен от комплексов и эту свободу дать детям. На занятиях нет слов «нельзя», «не может быть», «не бывает» в отношении высказывания детьми своих мыслей.
Почти каждое занятие в этой части предполагает рисование или работу в рабочей тетради. У детей здесь тоже были сложности. Мало того, что не все обладают художественными способностями, так ещё и нет времени, чтобы всё обдумать, – на рисование даётся всего 3-5 минут! А тут ещё надо абстрагироваться от известных образов и шаблонов и нарисовать, к примеру, гнев, новогоднее настроение или волшебный дождь. Креативный результат обязательно появится, и дети с вашей помощью почувствуют себя волшебниками!
Иногда занятие предполагает не только тематическое или творческое рисование в рабочей тетради, но и анализ продуктов детского творчества. Детям предлагается рассказать о своих ощущениях, переданных в рисунке, или составить маленький рассказ от имени, нарисованного или придуманного персонажа. Важно поощрять речевую активность детей, а также положительно оценивать умение слушать своих товарищей, поддерживать и помогать им.
Занятие по развитию креативного потенциала детей в экологическом образовании в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет
Тематический цикл: «Дикие животные. Птицы».
Задачи:
- обучать детей решать противоречия, развивать диалектику мышления;
- обучать детей формулированию и построению гипотез, упражнять в фантазировании;
- развивать невербальную креативность, эмпатию, активизировать воображение и образное мышление;
- воспитывать коммуникативные навыки, бережное отношение к природе, заботиться о животных и птицах.
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийное оборудование. Демонстрационный материал для занятий «Птицы и животные – обитающие на территории нашей страны», мультимедийная разработка непосредственно-образовательной деятельности «Природный мир», схематическая модель для изображения несуществующего животного (или альбомный лист), разрезная картинка птицы клёст.
Структура занятия. |
Методы, формы и техника работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Вводная часть. Организационный момент Тренировка мимики и пантомимики, умения выражать эмоции |
Отгадывание загадки Психогимнастика |
Воспитатель: Здравствуйте
дети. Послушайте загадку: «Солнце печёт, Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица
греет ласковое солнышко. Опять засветило солнышко, нам тепло и приятно. Игра повторяется несколько раз. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу, но для того, чтобы лес принял нас, я превращу вас в гномов и научу разговаривать на его языке «Ну-ка глазки закрывайтесь, дети в гномов превращайтесь! Раз, два, три, четыре, пять буду в гномов превращать! А вот волшебные шапочки, которые никто не видит, берите каждый по шапке, одеваем на голову. Вот мы и оказались в волшебном лесу |
Лето имитируют расслабление; |
Речевая гимнастика | Чистоговорки
2 слайд |
Воспитатель: Ребята не шумите
в лесу, не мусорите. Я вас научу говорить на
языке гномов. Повторяйте за мной. Ось-ось-ось
– ест осинку лось. |
Дети повторяют
|
Ребус Развитие зрительного внимания, мышления |
3 слайд
4 слайд |
Воспитатель: Ребята,
послушайте кто-то пищит, кто же это? Отгадайте
его имя. Оно зашифровано. Вы должны
переставить буквы в соответствии с цифрами под
ними и назвать получившееся слово. «Расшифруй слово».
Воспитатель: Молодцы ребята. Птенец: Птенец говорит, что его мама улетела за кормом, а он выпал из гнезда. Птенчик просит найти его маму. Поможем? Воспитатель: На нашем пути будут встречаться разные препятствия, которые мы будем преодолевать, за это вы будете получать картинки символы, с помощью которых вы узнаете, кто мама птенца. В добрый путь друзья. |
Дети отгадывают имя по опорным цифрам.
Птенец Поможем. |
2. Основная часть.
Упражнять детей в фантазировании, развивать невербальную креативность
Развивать творческое воображение,
теоретическое мышление, фантазию |
Отгадывание загадки 5 слайд
6 слайд Фанбука
7 слайд
Дискуссия 9 слайд
10 слайд |
Летом ходит без дороги Воспитатель: Ой, ребята, кто же это так
громко ревет? Задание 1.
Воспитатель: Интересно летом наблюдать за деревьями или
сучками. Они могут быть похожи на разных
животных, птиц, человеческие лица и т.д. Назови
как можно больше вариантов их сходства с
предметами, животными, растениями, фигурками
людей. Кто в беретке ярко-красной, Ребята кто-то стучит, да так громко? И он приготовил для нас задание. Задание 2.
Воспитатель: Предложить решить
проблему, приводя поочерёдно аргументы «за» и
«против». «Сучок на ветке – это хорошо или
плохо?» (Хорошо, потому что на него белочка
нанизывает грибы; плохо, потому что делает дерево
некрасивым; хорошо, потому что из сучка можно
сделать поделку; плохо, потому что об сучок можно
пораниться, и т. д.) |
Дети отвечают.
Дети придумывают названия
Дятел
Дети выполняют |
Зрительная гимнастика. | 11 слайд 12 слайд |
Помоги зайке найти друга. | Дети следят за движениями зайки |
Развивать словесно-логическое мышление
Развитие творческого воображения, развитие умения подбирать названия к заданным объектам.
Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов
Упражнять детей в фантазировании, развивать невербальную креативность |
Отгадывание загадки 13 слайд
Продуктивное задание, творческое рисование
14 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд 20-21 слайд |
Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает ... Воспитатель: Ребята, кто так громко ухает? А вот и задание совы. Задание 3.
Воспитатель: «Давай посмотрим, как ты
умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое
животное, которого на самом деле нет, и никогда не
было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в
компьютерных играх», и придумай ему название. Не голос – громкая труба, Воспитатель: Ребята, что это за животное? Правильно Лось. Задание 4.
Воспитатель: Интересно летом
наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака
могут быть похожи на разных животных,
человеческие лица и т.д. Назови как можно больше
вариантов их сходства с предметами, животными,
растениями, фигурками людей. Дружбу водит лишь с лисой, Задание 5.
Воспитатель: Детям показывается рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного, и им предлагается придумать ему имя. Получили пятую фишку. |
Сова
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Лось.
Волк
Дети выполняют |
Физкультминутка Импровизация движений в такт песенки |
23 слайд | Вышли на полянку там веселятся зайки, поиграем вместе с ними.ч «Зайка прыгал» Екатерина Железнова | Дети выполняют движения |
Развивать логическое мышление.
Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных
Развивать умение детей выдвигать гипотезы |
Отгадывание загадки 24 слайд 25 слайд 26-28 слайд
33-35 слайд 36 слайд
38 слайд 39 слайд 40 слайд 41 слайд 42 слайд |
За деревьями, кустами, Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало... Нет ни дыма, ни пожара. Задание 6.
Дети должны найти лишний предмет и объяснить,
чем он отличается от остальных. Получают шестой символ. Задание 7.
Дети по иллюстрациям называют животных и птиц,
которым принадлежат уши, хвосты, лапы, жилище и
т.д. Спинкою зеленовата, Воспитатель: Ребята, кто так заливисто поет? Правильно синичка. Задание 8.
– О чём думает солнце? |
Лиса Дети выполняют
Синица
Дети выполняют задание Дети собирают разрезную картинку клёст
Клестеныш |
3.Заключительная часть. | 43 слайд | Возвращение из волшебного леса.
Взрослый заканчивает занятие: – Пришла пора возвращаться обратно. – Сегодня в волшебном лесу нам повстречались животные и птицы... – Какие испытания предстояли нам в пути? – Чьи идеи вам особенно понравились? – Кому вы хотели бы вручить искорку? Педагог тоже дает дифференцированную оценку и выделяет наиболее активных. Затем дети снимают волшебные шапочки, берутся за руки и говорят друг другу «До свидания!». |
Дети подводят итоги Дети по очереди называют понравившиеся идеи и вручают их авторам искорки. |