Занятие по развитию креативного потенциала детей в экологическом образовании. Тематический цикл "Дикие животные. Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Основы креативности закладываются в дошкольном возрасте, являющимся более сензитивным для формирования данного качества личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, И.В.Страхов, Е.И.Флерина). Известно, что некоторые особенности дошкольников оказываются вполне соотносимыми с ключевыми характеристиками природы творчества: малая выраженность стереотипов в восприятии мира и поведении; высокая познавательная активность, любознательность; нарастающие возможности инициативной преобразующей активности дошкольника; широта ассоциативного ряда (Е.А.Аркин, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, и др.).

Реализация креативного потенциала детей  будет эффективна лишь в том случае, если она будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Если человек ощущает себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворенность творчеством выступают главными мотиваторами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание ее сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить все, что вызывает позитивные чувства.

Мною разработана комплексная программа «Эврика» по развитию креативного потенциала детей в процессе экологического образования, которая состоит из игр-занятий с детьми 5-7 лет. При её создании использовалась система занятий по развитию творческих способностей детей С.Г. Королёвой, упражнения для маленьких гениев Е.В. Котовой, креативные задания и схемы Л.Б.Фесюковой, Занятия проводятся 1 раз в неделю. Такая периодичность позволяет детям накопить знания и впечатления, осмыслить их, прочувствовать, получить большой положительный эмоциональный заряд и находиться в ожидании радостной встречи с очередным занятием. Непосредственно-образовательная деятельность детей разделена на несколько блоков, в соответствии с образовательно-воспитательными циклами: «Осенняя пора, очей очарованье», «Зимушка хрустальная», «Весенняя капель». Такой подход является залогом эффективного усвоения материала и устойчивого интереса детей к процессу обучения и развития творческого потенциала.

Каждое занятие имеет тематическую направленность, оно цельно и интересно по содержанию и восприятию, предполагает высокую результативность. Тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента, способствует эффективному усвоению детьми знаний по указанным направлениям. Все темы связаны между собой логически, приурочены к календарным событиям и вместе представляют целостную систему развития креативного потенциала дошкольников. Количество детей на занятиях не превышает 10-12 человек. Общая продолжительность занятия составляет не более 25-30 минут. Основополагающим на занятиях по развитию креативности, воображения является наличие определённых структурных компонентов, последовательность проведения которых является залогом эффективности занятия, достижения поставленных целей.
Каждый блок программы включает в себя определенные виды деятельности

  • Психогимнастика.

Цели: развитие эмпатии; активизация воображения и образного представления; тренировка выразительности мимики и
движений.

Продолжительность – 2-3 минуты.

Созданные в сознании картины увлекают детей и требуют воплощения в виде эмпатии и психогимнастики. Данные игры и упражнения показывают, как постепенно, от занятия к занятию, у детей формируется образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а главное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным. Все эти процедуры позволяют оценить глубину и полноту образов, созданных детьми, степень эмоциональной насыщенности виденного и пережитого.

  • ОФП (общефилософская подготовка) – интеллектуальная зарядка.

Цели: учить решать противоречия; развивать диалектику мышления.
Научить ребёнка творить берется триз (теория решения изобретательских задач) – наука, знающая законы управления талантливым мышлением. ТРИЗ учит детей думать, опираясь на фундамент общих диалектических законов развития. Первоначальным элементом развития является связь, взаимодействие, соединение двух начал и их борьба. Каждая связь есть противоречие. Решение противоречий, видение двойственности любого явления является одной из основных частей занятия. Эта общефилософская подготовка или интеллектуальная зарядка носит характер игры и называется «Данетки».

Противоположные понятия: хорошо – плохо, радостно – грустно, полезно – вредно и другие – развивают у детей философский склад мышления, гибкость ума. Дети учатся размышлять, анализировать. Цель данных игр – показать детям, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие, и плохие стороны. Решение некоторых противоречий позволяет детям найти в некоторых случаях идеальный конечный результат, прийти к определённому умозаключению. Например, обсуждение вопроса «Драться – это хорошо или плохо?» дети обязательно должны закончить на позитивной ноте.

Данная часть занятия проводится в достаточно быстром темпе в форме дискуссии. Продолжительность – 5 минут. Если у вас ограничено время, обсуждаемые проблемы можно сократить.

  • Физ. минутка

Цели: активизация группы; развитие коммуникативных навыков; развитие произвольности; снятие агрессии, страхов; развитие познавательных процессов.
Игры в данной части занятия не только решают эмоционально-личностные проблемы и проблемы познавательного развития, но и являются минутой отдыха для детей, снимают напряжение, несут атмосферу радости и игрового соперничества.

Продолжительность – 2-3 минуты.

  • Фанбука (фантастическая азбука).

Цели: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании.

Продолжительность – 8-10 минут.

Задания, предлагаемые детям в этой части занятия: решить определённую проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства, – всё это предполагает свободу мысли, индивидуализацию и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ. Основной приём, используемый взрослым, – это вариативная система детских ответов. Нельзя сказать, что данные задания были лёгкими для всех детей. На начальном этапе предложение пофантазировать дети встречали недоумением и усмешкой, скрывая за улыбкой собственную неуверенность и скованность. Но очень скоро вопросы типа «А разве так бывает?» отпали сами собой. Детьми овладел дух соперничества в придумывании оригинальных и нестандартных решений, в использовании нестандартных приёмов фантазирования. Дети почувствовали отсутствие преград в отношении инициативы, в высказывании своих мыслей. У них появилась неограниченная возможность манипуляций предметами и мыслями. Чтобы достичь этого, психолог или воспитатель должен быть сам свободен от комплексов и эту свободу дать детям. На занятиях нет слов «нельзя», «не может быть», «не бывает» в отношении высказывания детьми своих мыслей.

Почти каждое занятие в этой части предполагает рисование или работу в рабочей тетради. У детей здесь тоже были сложности. Мало того, что не все обладают художественными способностями, так ещё и нет времени, чтобы всё обдумать, – на рисование даётся всего 3-5 минут! А тут ещё надо абстрагироваться от известных образов и шаблонов и нарисовать, к примеру, гнев, новогоднее настроение или волшебный дождь. Креативный результат обязательно появится, и дети с вашей помощью почувствуют себя волшебниками!

Иногда занятие предполагает не только тематическое или творческое рисование в рабочей тетради, но и анализ продуктов детского творчества. Детям предлагается рассказать о своих ощущениях, переданных в рисунке, или составить маленький рассказ от имени, нарисованного или придуманного персонажа. Важно поощрять речевую активность детей, а также положительно оценивать умение слушать своих товарищей, поддерживать и помогать им.

Занятие по развитию креативного потенциала детей в экологическом образовании в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

Тематический цикл: «Дикие животные. Птицы».

Задачи:

  • обучать детей решать противоречия, развивать диалектику мышления;
  • обучать детей формулированию и построению гипотез, упражнять в фантазировании;
  • развивать невербальную креативность, эмпатию, активизировать воображение и образное мышление;
  • воспитывать коммуникативные навыки, бережное отношение к природе, заботиться о животных и птицах.  

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийное оборудование. Демонстрационный материал для занятий «Птицы и животные – обитающие на территории нашей страны»,  мультимедийная разработка непосредственно-образовательной деятельности «Природный мир», схематическая модель для изображения несуществующего животного (или альбомный лист), разрезная картинка птицы клёст.

Структура занятия.
Цель занятия и упражнений.

Методы, формы и техника работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная часть.
Организационный момент

Тренировка мимики и пантомимики, умения выражать эмоции

Отгадывание загадки

Психогимнастика

Воспитатель: Здравствуйте дети. Послушайте загадку:

«Солнце печёт,
Липа цветёт, рожь поспевает.
Когда это бывает?»

Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.
Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

Опять засветило солнышко, нам тепло и приятно.

Игра повторяется несколько раз.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу, но для того, чтобы лес принял нас, я превращу вас в гномов и научу разговаривать на его языке  «Ну-ка глазки закрывайтесь, дети в гномов превращайтесь! Раз, два, три, четыре, пять буду в гномов превращать! А вот волшебные шапочки, которые никто не видит, берите каждый по шапке, одеваем на голову. Вот мы и оказались в волшебном лесу

 

Лето

имитируют расслабление;
напрягаются;
показывают расслабление и удовольствие.

Речевая гимнастика Чистоговорки

 

2 слайд

Воспитатель: Ребята не шумите в лесу, не мусорите.  Я вас научу говорить на языке гномов. Повторяйте  за мной.

Ось-ось-ось – ест осинку лось.
Оси-оси-оси – по берегу бродят лоси.
Зы-сы-зы-сы – хвост пушистый у лисы.
Ло-ло-ло – белка спряталась в дупло.

 

Дети повторяют

 

Ребус
Развитие зрительного внимания, мышления
3 слайд

 

 

 

 

4 слайд

Воспитатель:  Ребята, послушайте кто-то пищит, кто же это?  Отгадайте его имя. Оно зашифровано. Вы  должны переставить буквы в соответствии с цифрами под ними и назвать получившееся слово.

«Расшифруй слово».

Е П Ц Е Т Н
3  1  6  5 2 4

Воспитатель: Молодцы ребята.  

Птенец: Птенец говорит, что его мама улетела за кормом, а он выпал из гнезда. Птенчик просит найти его маму. Поможем?

Воспитатель:  На нашем пути будут встречаться разные препятствия, которые мы будем преодолевать, за это вы будете получать картинки символы, с помощью которых вы узнаете, кто мама птенца. В добрый путь друзья.

Дети отгадывают имя по опорным цифрам.

 

 

 

 

Птенец

Поможем.

2. Основная часть.

 

 

 

 

 

Упражнять детей в фантазировании, развивать невербальную креативность

 

 

 

 

 

 

Развивать творческое воображение, теоретическое мышление, фантазию
ОФП – интеллектуальная зарядка – учить детей решать противоречия, развивать диалектику мышления

Отгадывание загадки

5 слайд

 

 

 

6 слайд

Фанбука
Мозговой штурм

 

7 слайд
Отгадывание загадки
8 слайд

 

 

 

Дискуссия

9 слайд

 

 

 

 

 

10 слайд

 

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Воспитатель: Ой, ребята, кто же это так громко ревет?
– Правильно, он нас не пропустит до тех пор, пока мы не выполним его задание.

Задание 1.

  • Игра «На что похоже дерево или сучок?».

Воспитатель:

Интересно летом наблюдать за деревьями или сучками. Они могут быть похожи на разных животных, птиц, человеческие лица и т.д. Назови как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурками людей.
Молодцы ребята, получаем первый символ.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

Ребята кто-то стучит, да так громко? И он приготовил для нас задание.

Задание 2.

  • «Придумай историю о жизни дерева»
  • Игра «Данетки». (ОФП – общефилософская подготовка))

Воспитатель: Предложить решить проблему, приводя поочерёдно аргументы «за» и «против». «Сучок на ветке – это хорошо или плохо?» (Хорошо, потому что на него белочка нанизывает грибы; плохо, потому что делает дерево некрасивым; хорошо, потому что из сучка можно сделать поделку; плохо, потому что об сучок можно пораниться, и т. д.)
«Так хорошо или плохо, когда на дереве есть сучок?» (И хорошо, и плохо.) Дискуссия проводится в достаточно быстром темпе и продолжается до тех пор, пока дети готовы высказывать свои ответы. Желательно активизировать максимальное количество детей. Поощрять интересные высказывания детей
Молодцы ребята, получаем второй символ.

 

Дети отвечают.
Медведь.

 

 

 

 

Дети придумывают названия

 

 

 

Дятел

 

 

 

Дети выполняют

Зрительная гимнастика. 11 слайд

12 слайд

Помоги зайке найти друга. Дети следят за движениями зайки
Развивать словесно-логическое мышление

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого воображения, развитие умения подбирать названия к заданным объектам.

 

 

 

Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов

 

 

 

 

 

Упражнять детей в фантазировании, развивать невербальную креативность

Отгадывание загадки
13 слайд

 

Продуктивное задание, творческое рисование

 

 

 

14 слайд
15 слайд
Отгадывание загадки
16 слайд

 

 

 

17 слайд
Аналогии

 

 

18 слайд
Отгадывание загадки

 

 

19 слайд

20-21 слайд
Фанбука (фантастическая азбука)
22 слайд

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...

Воспитатель: Ребята, кто так громко ухает? А вот и задание совы.

Задание 3.

  • «Несуществующее животное»

Воспитатель: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет, и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх», и придумай ему название.
Молодцы ребята, получаем третий символ.

Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем – громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит

Воспитатель: Ребята, что это за животное? Правильно Лось.

Задание 4.

  • Игра «Облака – загадки»

Воспитатель: Интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Назови как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурками людей.
Молодцы ребята, получаете четвертый символ.

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...

Воспитатель: Ребята, кто воет? Правильно волк.

Задание 5.

  • Игра «Придумай имя»

Воспитатель: Детям показывается рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного, и им предлагается придумать ему имя.

Получили пятую фишку.

 

Сова

 

 

Дети садятся за столы и выполняют задание.

 

 

 

 

Лось.

 

 

 

 

 

 

 

Волк

 

 

 

 

Дети выполняют

Физкультминутка
Импровизация движений в такт песенки
23 слайд Вышли на полянку там веселятся зайки, поиграем вместе с ними.ч «Зайка прыгал»  Екатерина Железнова Дети выполняют движения
 

Развивать логическое мышление.
Обучать составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что

 

 

 

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных

 

 

Развивать умение детей выдвигать гипотезы

Отгадывание загадки
24 слайд
25 слайд

26-28 слайд
29-31 слайд
32 слайд

 

 

 

33-35 слайд

36 слайд
Отгадывание загадки
37 слайд

 

 

 

 

 

38 слайд
Фанбука (фантастическая азбука)

39 слайд

40 слайд

41 слайд

42 слайд

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.

Задание 6.

  • Игра «4 лишний»

Дети должны найти лишний предмет и объяснить, чем он отличается от остальных.
Дифференциация животных и птиц.

Получают шестой символ.

Задание 7.

  • Игра «Чей, чья, чье?»

Дети по иллюстрациям называют животных и птиц, которым принадлежат уши, хвосты, лапы, жилище и т.д.
Чье дупло?, Чья нора?, Чье гнездо? Чья лапа? и.т.д.
Дети получают седьмой символ.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

Воспитатель: Ребята, кто так заливисто поет? Правильно синичка.

Задание 8.

  • Игра «Точка зрения»

– О чём думает солнце?
– О чём мечтает зайчик?
– Что желает ромашка?
Дети получают восьмой символ.
Составление разрезной картинки КЛЁСТ.
Ребята а вот и мама нашего птенца, как зовут эту птицу? Клест, значит как зовут птенца клеста, я вам расскажу о нашей птичке:
Это один из самых крупных и сильных представителей семейства клестов. Распространение клеста-сосновика весьма ограниченно. Он населяет северо-запад Европейской части России. Чрезвычайно силен клюв сосновика, которым он без всякого усилия сокрушает очень крепкие сосновые шишки. Отсюда, видимо, и произошло его название — сосновик. Призывной крик его «цок-цэк» весьма громок и благозвучен. Пение сосновика довольно приятно  и состоит из красиво построенных флейтовых строф. Он сравнительно малочислен, а поэтому видеть его в клетке — довольно большая редкость.

 

 

Лиса

Дети выполняют

 

 

 

 

 

 

 

Синица

 

 

 

 

Дети выполняют задание

Дети собирают разрезную картинку клёст

 

Клестеныш
Клестята.

3.Заключительная часть. 43 слайд Возвращение из волшебного леса. Взрослый заканчивает занятие:
– Пришла пора возвращаться обратно.
– Сегодня в волшебном лесу нам повстречались животные и птицы...
– Какие испытания предстояли нам в пути?
– Чьи идеи вам особенно понравились?
– Кому вы хотели бы вручить искорку?
Педагог тоже дает дифференцированную оценку и выделяет наиболее активных.
Затем дети снимают волшебные шапочки, берутся за руки и говорят друг другу «До свидания!».
Дети подводят итоги

Дети по очереди называют понравившиеся идеи и вручают их авторам искорки.