Цели урока:
- дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе;
- дать представление об изменениях в жизни растений весной;
- показать связь этих изменений;
- развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать у детей интерес и любовь к природе.
1. Организационный момент.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг нам дуть,
На корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Проверка домашнего задания.
- Проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока. Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будет все, что связано с водоемами.
1.
Кругом вода,
А с питьем беда. (Море.)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи :
Нет опоры для ноги. (Болото.)
3.
Лежит зеркало посреди поля:
Рама зеленая, стекло голубое. (Пруд.)
4.
Тихий, Северный Ледовитый,
Атлантический, Индийский - это :(Океаны.)
5.
В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка. (Ручьи.)
6.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)
- Разделите все названные водоемы на две группы. Объясните свой ответ. (Естественные и искусственные водоемы.)
- Какие еще искусственные водоемы вы знаете? (Водохранилище, канал.)
- Для чего создают искусственные водоемы?
3. Введение в тему урока.
- Послушайте стихотворение А.Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (Весна.)
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)
- Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
4. Работа над новой темой.
- Давайте перечислим названия весенних месяцев по порядку.
- Послушайте загадки о весенних месяцах и скажите названия каждого месяца. И обязательно запомните признаки этого месяца.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?... (Май.)
- Какие признаки весны мы можем выделить?
- Как поднимается солнышко?
Солнце выше, чем зимой.
- Продолжительность дня изменилась?
Дни стали длиннее.
- Что происходит с температурой?
Потепление.
- Какое небо весной?
Небо высокое, голубое.
- Какие облака?
Облака белые, легкие.
- Какие осадки выпадают весной?
Осадки: снег(в марте), снег и дождь (в апреле), дождь (в мае).
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.)
Первая гроза.
Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит:
- Что происходит с почвой весной?
Происходит оттаивание почвы.
- Что происходит со снегом? (Снег тает. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает.)
Происходит таяние снега.
- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает . В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)
В мае, когда река переполняется водой, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной? (Дети отвечают, используя схему.)
5. Физкультминутка.
6. Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
- Что происходит с деревьями и кустарниками? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.)
- Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)
- Какие вы знаете раннецветущие растения?
- Почему подснежник зацветает так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много влаги и света, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Можно ли собирать букеты весенних растений? Почему?
- Весна вносит изменения и в жизнь растений. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в свое время. Отгадайте загадки и скажите, в какой месяц возвращается каждая птица на родину.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица: (Грач)
Март-время прилета грачей в родные края.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Время прилета жаворонков - начало апреля.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая.
- А почему стали возможны изменения в жизни птиц? (Стало больше корма.)
- Как встречают весну звери?
Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У многих животных рождаются детеныши.
Весной животные охраняются особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах и т.д.)
7. Закрепление изученного.
- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? Разобраться нам поможет таблица.
8. Домашнее задание.
В тетрадке №7 на стр. 39.