Актуальность обращения к жизнь и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, передовых идей о развитии отечественной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработка национальной просветительской концепции.
План подготовки “Урока М.В. Ломоносова”
- Конкурс творческих работ ( 10.03.2011г)
- Конкурс чтецов (11.03.2011г)
- Вопросы викторины ( ответы к 05.03.2011г)
- Ломоносовские чтения (15.03.2011г)
- При подготовке “Урока М.В. Ломоносова” в школьной библиотеке организована выставка книг, в кабинете химии подобран наглядный материал, фотографии, список литературы для работы учащихся.
- Проведена викторина “Гений земли русской”, конкурс чтецов стихи М.В. Ломоносова и о М.В. Ломоносове.
Проведение урока М.В. Ломоносова
Презентация лучших проектов конкурса.
1. “Мозаика Руси”. Приложение 1
3. “Ломоносов и география” Приложение 3
4. “Ломоносов - физика и астрономия” приложение 4
5. “Имя, рожденное Севером. Имя Ломоносова на карте мира” Приложение 5
Ломоносовские чтения “М.В. Ломоносов — первый российский академик”
(Готовили и проводили учащиеся 7б, 9,10 класса)
Вступление.
- Поморье-родина великого ученого.
- Через учение счастлив будешь.
- Возвращение в Россию, достижения в области химии.
- Физик и астроном.
- Темы литературного творчества М.В. Ломоносова.
- Работы М.В. Ломоносова в области языка и теории поэзии.
- Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.
Заключение.
Подведение итогов, награждение.
К 295-летию со дня рождения М.В. Ломоносова я проводила в школе неделю химии.
Сценарий вечера, посвященного М.В. Ломоносову, напечатан в газете “Химия” (Издательский дом “ Первое сентября”) №04 за 2009год, стр.46-48.
Мозаика Руси
Ещё в период обучения а Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
В середине 40-х годов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов ( смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М.И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт.
Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.
Постройка в 1748г. химической лаборатории позволил Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Уже в мае 1749г. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ, он "делал химические опыты, до крашения стёкол надлежащие".
Разработку практических проблем по созданию рецептуры цветных прозрачных и непрозрачных стёкол Ломоносов старался увязать с вопросами теоретической физики и химии. Ученый для получения цветных стекол провёл многочисленные опыты. Он постепенно усложнял составы смальт, устанавливал влияния температуры плавки на физические свойства стекла, изучал прозрачность получаемых стёкол, их цвет и т.д. Работы Ломоносова шли успешно. В январе 1750г. он продемонстрировал изготовленные им цветные стёкла а Академическом собрании.
В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом. Уже в сентябре 1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу - образ Богоматери. сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайно трудоёмкой в изготовлении. "Всех составленных кусков, - писал Ломоносов, - поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи".
Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики,Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками ( палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.
Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. " Все материалы,- писал Ломоносов, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило правоту слов Ломоносова.
В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.
В июне 1761г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И.И. Шувалов и М.И. Воронцов. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.
"Полтавская баталия" - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел ученого изготовить другую картину этой же серии - "Азовское взятие" остался неосуществимым.
В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М.И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносова был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие жизни.
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Работы М.В. Ломоносова в области производства стекла, фарфора. Усть-Рудица - царство стекла.
Зачинатель стеклянного фарфорового производства, изобретатель фарфоровой массы и производитель цветных стекол и красок для окрашивания стекла и фарфора.
В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752-1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трехлетних усилий- это была первая научно- исследовательская и учебная лаборатория в России.
“Без лаборатории принужден только одним чтением и химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть.”-М. В. Ломоносов.
В октябре 1748 года, когда она,наконец, была построена и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого ученого,он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов,стекловарению,получению цветных стекол, изготовлению красок из отечественного сырья. Здесь он провел более 4-х тысяч опытов.
Ученый работал со стеклами и другими силикатными расплавами еще в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт- Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стекол М.В. Ломоносову.
В четырехлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М.В. Ломоносовым, и потребовавших упомянуть четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа:
- Расширение ассортимента исходных материалов.
- Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей посредством химической обработки природных и искусственных соединений.
- Изучение действия красителей на стекле.
Результатом комплекса научных исследований явилось также создание им собственной теории света и цвета, основывающейся на представлении о распространении света посредством колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство (уже в XIX веке академик Б.Б Голицын назовет ее “теорией волнения”).
Множество разнообразно окрашенных стекол было получено М.В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементом, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность- очень искусно варьируя приемы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счет введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ.
Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики “скарцетами” и “лаками”. Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась ученым также для получения зеленых и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества Ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зеленых оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.
И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М.В. Ломоносова в основании науки о стекле- и не только в его отечестве: “Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральные явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие...Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают.”
Ломоносов стремился возродить в России древнее мозаичное искусство, известное еще в Киевской Руси, а потом совершенно забытое. В середине XVIII века искусством мозаики славились итальянские мастера, но они хранили свой секрет приготовления смальт в строжайшей тайне. Ломоносов проделал тысячи опытов и добился того,что полученные им смальты были ярче и красивее итальянских.
25 октября 1752года Ломоносов подал на имя императрицы “Предложение о учреждении здесь мозаичного дела”. Никакого ответа ученый не получил. Тогда месяц спустя он обратился в сенат с прошением “о разрешении открыть фабрику разноцветных стекол”. Ломоносов писал: “..желаю я к пользе и славе Российской империи зависть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи”.
Указом Сената от 14 декабря 1752 года Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики. Ему была предоставлена беспроцентная ссуда- 4000 рублей, с условием, чтобы через пять лет он ее возвратил в казну.
После длительной волокиты ученый получил наконец по указанию императрицы 9000 десятин земли в Копорском уезде и рабочих. Для строительства фабрики Ломоносов выбрал участок на правом берегу реки Рудицы, немного выше ее слияния с рекой Черной.
Фабрика была заложена 6 мая 1753 года. В рапорте Мануфактур-конторе Ломоносов сообщал: “...мая 6 числа в Коважской мызе близ деревни Усть- Рудицы заложена мною фабрика”. А в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики ученый проявляет свои инженерные и конструкторские способности. Начиная с выбора места строительства,расчетов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу;- проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов;- и кончая оформлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве.
Пришлось заново строить дороги, которые были бы приспособлены к перевозке такого хрупкого груза, как стекло. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы(смальты).Через год появляются граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы- все из разноцветного стекла, по большей части бирюзового, постепенно, по происшествии нескольких лет , было налажено производство крупных вещей: дутых фигур,цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
На территории фабрики стоял дом, где жил великий ученый, приезжая в Усть- Рудицу, так называемый “дом для приезду”.
Усть- Рудицкая фабрика была в то время единственным в России предприятием, где изготовляли смальту для мозаичных работ. Ломоносов и его ученики создали 43 мозаичных портрета и картины,из которых 23 до сих пор не найдены.
Вершиной творчества усть- рудицких мастеров является выполненная в 1762-1764 годах монументальная мозаичная картина “Полтавская баталия”. Она была набрана по рисунку Ломоносова.
...В последние дни своей жизни тяжело больной ученый не переставал беспокоиться о судьбе созданной им фабрики. Незадолго до смерти он писал “Проект прошения в Сенат о лицах,которым может быть доверено мозаичное после смерти Ломоносова”. Он считал,что продолжать его дело могли обученные ими люди- шурин Иван Цильх, старший мозаичный мастер Матвей Васильев и некоторые другие мастера.
В 1768 году фабрика была закрыта, постройки ее уничтожены,и на ее месте в течении многих лет находилась усадьба потомков Ломоносовых, перешедшая позже Раевским,а потом Орловым. В 1919 году, когда Юденич наступал на Петроград,усадьба была разгромлена, а главное усадебное здание сожжено.
В 1949 году Академия наук СССР организовала экспедицию, которая должна была произвести археологическую разведку и точно установить местонахождение скрытых под землей остатков усть- рудицкой фабрики, а затем начать раскопки.
Раскопки проводились в течении нескольких лет и были завершены в 1953 году. Участники экспедиции нашли фундаменты фабричных зданий и дома, в котором жил Ломоносов, остатки стеклоплавильных печей, куски цветного стекла, стеклоплавильных горшков. Возле устья Рудицы были обнаружены части плотины и обломки главного мельничного колеса. Благодаря этим уникальным находкам ученые узнали много нового об изготовлении цветного стекла XVIII веке.
В память о заслугах ученого его имя в 1925 году было присвоено одному из старейших предприятий Ленинграда- фарфоровому заводу. А возле старых дубов, на том месте, где стоял дом Ломоносова, установили гранитный обелиск с надписью: “ Здесь работал М.В. Ломоносов. 1753-1756”.
Ломоносов и география.
Великий ученый XVIII в. М. В. Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание.
Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его “Слова похвального... императрице Елизавете Петровне”: “Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенная обширность единому взгляду подвергает”.
Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение; дал замечательный по глубине анализ силе обобщений и могучему научному предвидению очерк учения о формировании лика Земли; огромны его заслуги в картографии, страноведении и экономической географии, которой он является одним из основоположников, выделившим эту отрасль знаний в самостоятельную науку.
В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.
Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны.
Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал “экономической географией”.
Взяв на себя руководство географическим департаментом Академии наук в 1758 г., Ломоносов писал: “...мне поручили между прочими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии”.
Другой крупной работой Ломоносова по экономико-географическому изучению России было составление “Экономического лексикона российских продуктов”, в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. Таких карт предполагалось сделать две: одну для Европейской части России и другую для Сибири. Кроме отметки мест, в которых имеется тот или иной продукт, на них указывались географические сведения и по природе и по экономике; отмечалась судоходность рек, характер судов, пристани, перевозы, волоки, соединение верховий рек, высокие горы и др. Все описание, по мнению Ломоносова, должно было поместиться в одной небольшой книге. “Экономический лексикон российских продуктов” не был составлен, но сбор сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после смерти Ломоносова.
Всесторонне изучив горное дело, Ломоносов специально занимался вопросом о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями он считал наличие достаточного количества руды, наличие топлива и путей сообщения. Особенно важно было наличие реки, имеющей большое значение в качестве транспортной артерии и для обеспечения водой производства. Он считал необходимым при выборе места для организации рудников и металлургических заводов учитывать и наличие рабочей силы.
Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая, что процветание и могущество государства зависят от наличия большого количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд мер к “размножению и сохранению российского народа”.
Так, задуманная им география России должна была явиться неотъемлемой частью атласа, сбор экономико-географических сведений проводился в связи с составлением карт. “Экономический лексикон...” сопровождался составлением географических карт с экономико-географическими показателями. Связь экономической географии с картографией Ломоносов подчеркивал введением в науку особого термина “экономическая ландкарта”.
Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с физико-географическими условиями и зависимость их от географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.
Ломоносов: физика и астрономия.
В 1746 г. Ломоносов первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Тогда же опубликовал перевод краткого изложения “Экспериментальной физики” Х. Вольфа.
В 1748 г. по его инициативе была построена первая в России научно-исследовательская химическая лаборатория, в которой Ломоносов проводил свои исследования в области физики и химии.
Его также интересовали астрономия и геофизика. С помощью разработанной им конструкции маятника он исследовал земное тяготение.
Написанный Ломоносовым “Курс истинной физической химии” поражал глубиной высказанных мыслей. Создание физической химии он определил свое время более чем на сто лет.
Ломоносов посвятил много времени изучению электричества, обогатив и этот отдел физики новыми ценными наблюдениями и идеями. Вместе со своим другом, академиком Г.В. Рихманом он проводил опыты в области электричества.
Им принадлежат первые опыты, посвященные количественному изучению электрических явлений. Они же исследуют электрические явления при помощи электрического указателя. Для изучения атмосферного электричества Ломоносов укрепил на крыше своего дома деревянный шест с прикрепленной к нему железной стрелкой.
В 1752-1754-ых годах Ломоносов прочитал студентам Академического университета лекции физической химии. Лекции сопровождались практическими работами, выполненными студентами.
Для выполнения практических работ по физической химии Ломоносов сконструировал ряд физических приборов. К сожалению, сохранилось описание только немногих из них. Советским ученым удалось обнаружить рисунки Точила “для исследования твердости камений разных и стекол” и прибора, для исследования вязкости жидких материй по числу капель. Материалистический подход к явлениям природы, знакомство с достижениями науки того времени позволили Ломоносову впервые объединить в одной формулировке принципы сохранения материи и движения. Этот закон он назвал “всеобщим естественным законом” и в 1760 г. опубликовал его в “Рассуждений и о твердости и жидкости тел”.
Прибор, предназначенный для определения твердости тел, применяется и в наше время почти без всяких изменений. Ломоносов первым применил для ускорения фильтрования выкачивание воздуха из сосуда, в который поступает профильтрованная жидкость.
Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения: “ Ночезрительной трубы”, “горизонтального телескопа”. Смело вводя новые физические методы исследования Ломоносов с успехом использовал в своих физико-химический исследованиях микроскопические наблюдения.
26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца. Эти наблюдения привели Ломоносова к заключению, что вокруг названной планеты существует атмосфера.
Ломоносов был первым астроном, поставившим задачу постигнуть подлинную физическую природу небесных тел- Солнца, планет, комет, бесконечно далеких звезд.
“Когда бы смертным толь высоко
Возможно, было возлететь,
Чтоб к солнцу бренна наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горячий вечно Океан.Там огненны волы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, капят,
Горящи там дожди шумят.”
Ломоносов объяснил вертикальным опусканием холодного воздуха внезапные похолодания, иногда наступающие после оттепели зимой. Наличие этих потоков Ломоносов пытался доказать на опыте, производя многочисленные измерения плотности воздуха при различных температурах.
Подводя итоги научной деятельности Ломоносова, нужно отметить, с одной стороны, поразительную разносторонность его научного творчества, которое охватывало различные вопросы теоретической и прикладной физики и химии.
С другой стороны, необходимо также подчеркнуть оригинальность и глубину его научного мышления, которые позволили ему обогатить эти разнообразные области знания идеями, опередившими его время на столетия.
Имя, рожденное Севером.
Имя М.В. Ломоноса, чей гений прославил русскую науку на века, неотделимо от Севера. Здесь в ноябре 1711 г. в приморской семье появился на свет, отсюда ушел покорять просторы науки, сюда всю жизнь стремился мыслями и душой. Какой же была архангельская земля тогда, что связывает Архангельск с его славным сыном сегодня?
Архангельск восемнадцатого века поражал мощным комплексом Гостиных дворов и Михайло-Архангельского монастыря, великолепным каменным собором и многочисленными приходскими церквями с высокими колокольнями.
С южного конца городскую панораму открывал Михайло-Архангельский монастырь с каменным пятиглавым собором. Монастырь стоял за городом
в окружении распаханных земель и речных просторов. На пути из Холмогор в Архангельск именно он первым встречал Ломоносовых.
Есть в Архангельске и большой Ломоносовкий округ, занимающий южную правобережную часть города, а в четырех километрах от Холмогор, на Курострове, раскинулось село Ломоносово- родина российского академика.
Именем Ломоносова названы горный хребет на Новой Земле и подводный хребет в Северном Ледовитом океане, хребет и ледник на острове Шпицберген, вулкан на Курильских островах, город в Ленинградской области, бывший Орниенбаум. На карте Луны можно найти кратер Ломоносова. Так что слова о гении архангельского помора вышла за пределы планеты Земля.
Имя Ломоносова на карте мира.
Имя нашего великого земляка Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
Именно Ломоносов, будучи руководителем Географического департамента Российской академии наук, задумал создать первый Большой атлас Российской империи для доказательства практического значения географических наук. Атлас при жизни Ломоносова напечатан не был, только часть карт увидела свет в 1773 году.
1. Полуостров Ломоносова находится на западном побережье Амурского залива и разделяет бухты Перевозная и Нарва. На полуострове находится мыс Ломоносова(самая восточная точка полуострова).
Рельеф полуострова преимущественно холмистый, местами заболоченный. Высочайшая точка 85м. Южный берег крутой, обрывистый, скалистый; северный пологий, болотистый. Флора преимущественно лесная. Склоны используются в сельском хозяйстве.
2. Горный хребет им. Ломоносова. В 1913 году Георгий Седов, начальник первой русской экспедиции к Северному полюсу, назвал именем ломоносова самый крупный горный хребет на побережье острова Новая Земля.
3. Гора им. Ломоносова. Открытая в 1931 году экспедицией Арктического института на Новой Земле. Это дань работе Михаила Васильевича о происхождении гор и природных богатствах, скрытых в них.
4. В 1762 году Ломоносов предсказал наличие в центре Арктического бассейна островов, влияющих на направление морских течений. В 1948 году этот хребет был назван именем М.В. Ломоносова.
5. Горы и ледник им. Ломоносова. В 1932-39 гг. экспедиция Института океанографии СССР открыла неизвестные до сих пор горы и ледник на острове Шпицберген и присвоила имя Ломоносова, который предусматривал проход из морей Атлантики и Северного Ледовитого океана в Тихий океан высокими широтами, т.е. мимо Шпицбергена.
6.Плато в Гренландии. В 1930-х годах шведско-советская экспедиция пересекла Гренландию с востока на запад и открыла в цетре острова обширное плато. Ломоносов был почетным членом Шведской академии наук за трактат “Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях”.
7. Бухта им. Ломоносова. В 1940 году гидрографическая экспедиция на шхуне “Ломоносов” исследовала район берега Лаптевыа и назвала именем Ломоносова безымянную бухту. В наше время Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан- регулярно действующая магистраль, как и мечтал Михаил Васильевич в свое время.
8. Хребет Ломоносова -подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названнй в честь М.В.Ломоносова. Хребет пересекает центральную часть океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Ширина варьируется от 60 до 200 км, высота над дном океана — от 3300 до 3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 м. Склоны относительно крутые, расчленены каньонами и покрыты слоем песчанистого ила. Хребет был открыт в 1948 году советскими высокоширотными экспедициями.
9. Горный хребет им. Ломоносова. В Антарктиде советской экспедицией открыт горный хребет в 1961 году.
10. Течение им. Ломоносова в Атлантическом океане. В 1959 году экспедиция Морского гидрофизического института УССР открыла в тропической Атлантике мощное поверхностное течение под Южным Пассатным течением и назвала его в честь первого русского океанолога.
11. Село Ломоносов. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов( Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово.
12. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносовым была основана знаменитая лаборатория и стекольная фабрика. Здесь Михаил Васильевич создал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя.
13, 14. Гавань т отмель им. Ломоносова. Гавань на Балтийском море у города Ломоносов, отмель на Финском заливе.
15. Кратер Ломоносова на Луне. В память об астрономических исследованиях и открытиях Ломоносова в 1961 г. его именем назвали кратер на Луне.
"Темы литературного творчества М.В.Ломоносова"
Ломоносов был не только великий ученый, но и поэт своего времени. Гражданин- патриот, он ценил то искусство, которое служит пользе общества.
Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и поэту.
Писать стихи он начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых разных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Его любимым жанром была ода.
В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два “Размышления”. Они представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов дает в “Утреннем размышлении” научное описание физического строения солнца. А в “Вечернем размышлении” свою теорию происхождения северного сияния.
Основные темы од Ломоносова.
Торжественных од Ломоносов писал около двадцати. Несмотря на то, что эти оды Ломоносова были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт- гражданин. У него есть замечательное стихотворение “ Разговор с Анакреоном ”, показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. ( Анакреон - древнегреческий поэт конца VI и начала V века до н.э., певец любви и земных радостей). Ломоносов перевел 4 стихотворения Анакреона и на каждое дал свой ответ.
В одном из ответов Ломоносов заявляет:
“Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.”
Ломоносов противопоставляет певцу Анакреону себя, как певца героев. А заканчивается их разговор такими стихами: Анакреон просит живописца нарисовать портрет любимой им женщины и дает её описание. Ломоносов тоже обращается к художнику с той же просьбой, но он дает описание не женщины, а своей “возлюбленной матери”- родины, которую он славит как поборницу мира:
Одень, одень ее в порфиру
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец,
О, коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно!
Великая, промолви, Мать,
И повели войнам перестать.
Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава- это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “расписных колумбов”, великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит, прежде всего, в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. Нет ни одной оды, в которой Ломоносов не воспевал бы Петра. Петр был дорог ему как великий преобразователь, как поборник просвещения.
Одной из важнейших тем в поэзии Ломоносова была тема науки. Это была его любимая тема. Она бралась им не отвлеченно, а всегда понималась и как тема служения родине, сливалось с ней в одно целое. В своих одах, как и в своих трудах Ломоносов рисовал широкие картины возможного и обязательного служения науки родине.
Все указанные темы, объединяемые Ломоносовым в оде, насыщали ее большим идейным содержанием, превращали оду в своего рода программу деятельности, в “наказ” царям и царицам. Ода Ломоносова говорила не столько о настоящем поэте, сколько о желаемом будущем. Рисую мечту поэта, она звучала, как призыв направить все усилия на развитие культуры, науки, технологии.
Работа М.В. Ломоносова в области языка и теории поэзии.
Очень важное значение имеют научные Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основой 18 и 18 веках и дошла до наших дней.
Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии к “Российской грамматике” он пишет о русском языке: “Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он к российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того- богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.
Но Ломоносов не мог видеть, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском языке. Ломоносов понимал, что славянский и русский- это разные языки, но в то же время и близкие друг другу, родственные. Он считал, что для русского литературного языка обращение к славянскому языку будет полезно. Богатство словаря, разработанность Синтаксиса славянского языка- те ценные его стороны, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, осторожно употребление славянского языка, родственному русскому, мыслит Ломоносов, предохранит русский язык от порчи его чуждым ему иностранными словами и выражениями. Однако основным источником развития литературного языка должен явиться “природный язык”, на котором разговаривает русский народ.
Исходя из этих соображений, Ломоносов в своем рассуждении “О пользе книг церковных в российском языке” (1757) излагает свое учение о “трех штилях”. Здесь он говорит, что в “российском языке есть три рода “речений”, т.е. три рода слов. К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского, и для русского языка, например: слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны каждому грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насажденный, вызываю. “неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, например: обаваю(очаровываю), рясны( ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)”. К третьему относятся слова, которых нет в церконославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов трех групп рождаются три “штиля”- “высокий”, “средний” (Ломоносов называл его “посредственным”) и “низкий”.
“Высокий штиль” составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе0 ораторские речи “о важных материях”. “Средний штиль” должен состоять преимущественно из русских слов,т.е. Слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т.е. второго рода, но делать это надо с большой осторожностью, “чтобы слог не казался надутым”. Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические сочинения. “Низший штиль” состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, “описания обыкновенных дел”.
Учения о трех штилях не было изобретением Ломоносова. Они были известно еще в древнем Риме и на Руси в 17 веке. Но у Ломоносова эта теория принимает, совершенно иной вид и особое значение. Во-первых Ломоносов, вводя учение о трех штилях, преследует высокую цель- укрепить, утвердить положение русского языка как языка литературного, ограничив применение церковнославянского, приблизить литературный язык к разговорному; во- вторых, он относится к каждому штилю определенные литературные жанры, стремясь к соответствию формы и содержания. Последнее соображение ему подсказывалось классицизмом. Вот почему во время господства в русской литературе классицизма у строгих его последователей учение Ломоносова о трех штилях будет сохраняться как закон.
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского иностранщиной. Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти слова для выражения научных понятий и тем заложил русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и принимаются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова “квадратуум” он писал квадрат, вместо “оризонт” - горизонт, вместо “препорция” - порция.