Правописание -ться и -тся в глаголах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (610 кБ)


Цель: научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ ца ] на конце слов, относящихся к разным частям речи ; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах; вспомнить написание существительных с - ца на конце; отработка написания словарных слов

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Начинаем урок русского языка.

/слайд 1/

Открываем тетради, записываем: число, классная работа.

II. Минутка чистописания

Из каких элементов состоит буква У

/палочка с закруглением сверху и снизу и большой крючок/

Прописываем строку буквы У

/слайд 2/

Прочитаем пословицу, какой смысл несёт в себе пословица? Как вы понимаете?

Уменье везде найдёт примененье.

Прописывая пословицу подумайте, для чего служит -ь знак в данных словах уменье и примененье

/это разделительный -ь знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным, пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и/

Обратите внимание и вспомните, в каких случаях обозначают 2 звука

III. Работа со словарными словами

Закрепления умения правильного написания слова.

/откроем учебники стр. 102 упр. 5 и положите рядом рабочую тетрадь стр.31 упр. 3/

Прочитаем задание в рабочей тетради и при затруднении дублируем слова в учебнике стр. 102упр. 5 (ответы детей [б'и а г р а ф' и й а] - биография, звук [а] - буква о; звук [й а] - буква я) и т .д.

Проверка словарных слов

Слайд 3

/Cлайд 4/ - Запишите словосочетания, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную в корне слова.

/Слайд 5/ - Прочитайте пословицу справа налево, запишите её.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

IV. Работа по теме. Блок уроков "Правописание"

1. Знакомство с темой урока.

/слайд 6 /Откроем учебники стр.100, прочитаем тему урока: "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Работа с рубрикой "Давайте подумаем" на стр. 100. Сейчас понаблюдаем над сочетанием звуков [ ца ]

/чтение учебника стр. 100 - стихотворения/

Читаем задание ниже

Скажите, правильный ли вывод сделала Лида? Почему?

Докажите

Придумайте примеры из стихотворения /существительные с -ца: синица, водица, птица; глаголы с -тся: садится, струится, гладится и т.д.; глаголы с -ться: гордиться/

Ниже прочитаем рубрику " Подсказка", когда пишем -ь знак в -ться, а когда не пишем . В какой форме стоят глаголы 1 ого столбика

/в начальной форме (н.ф.) и отвечают на вопрос: что делать?/

Слайд 7

В какой форме стоят глаголы 2 ого столбика (форма 3 его лица и отвечает на вопросы что сделает ?, что делает ?, что сделают ?, что делают?)

Рубрика "Тайны языка" (с. 101)

Работа в Р.Т. с. 30 упр. 1

  • читаем задание (прокатиться н.ф.),(не годится 3 л. ед. ч.)
  • подчеркните безударные гласные в 2 х последних строках; назовите проверочные слова (дворе - двор; ледяной - лёд; на горе - горы)

закроем Р.Т.

2. Работа по учебнику над закреплением темы.

с. 101 упр. 1

Прочитайте задание.

Первичное закрепление материала.

Выполняем у доски, 3 человека к доске.

3. Орфографический тренинг, отработка навыка .

Фронтальная работа. упр. 2 с. 101.

Письменно с подробным комментированием

Прочитайте задание. Что непонятно?.

Проверим упражнение.

Слайд 8

4. Рубрика учебника "Давай подумаем" обращает внимание на явление омонимии в русском языке

Прочитайте задание и подумайте

Кто из ребят прав?

Работа над значением слов: теплица, теплиться, теплится.

Какие предложения можно составить с данными словами?

Теплица - участок, помещение с защищённым грунтом для разведения и выращивания растений.

В замерзшем воробушке жизнь еле теплится.

Начинает теплиться в печурке огонёк.

Всю ночь будет теплиться в печурке огонёк.

- В конце участка стояла огромная теплица.

Слайд 9

5. Закрепление навыка.

Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы.

Слайд 10

Слайд 11

6. Работа с комментированием.

Учебник упр. 4 с. 102

Прочитайте задание. Что непонятно? (называем орфограмму в транскрипции)

Выполняем с комментированием.

Заключительная часть.

V. Вывод урока.

  • Чем занимались?
  • Что нового узнали?
  • Выставление оценок

Слайд 12

Д/з упр. 3 с. 101. Р.Т. с. 31 упр. 2.

Прочитайте задание. Что непонятно?

Слайд 13