Цель: научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ ца ] на конце слов, относящихся к разным частям речи ; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах; вспомнить написание существительных с - ца на конце; отработка написания словарных слов
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Начинаем урок русского языка.
/слайд 1/
Открываем тетради, записываем: число, классная работа.
II. Минутка чистописания
Из каких элементов состоит буква У
/палочка с закруглением сверху и снизу и большой крючок/
Прописываем строку буквы У
/слайд 2/
Прочитаем пословицу, какой смысл несёт в себе пословица? Как вы понимаете?
Уменье везде найдёт примененье.
Прописывая пословицу подумайте, для чего служит -ь знак в данных словах уменье и примененье
/это разделительный -ь знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным, пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и/
Обратите внимание и вспомните, в каких случаях обозначают 2 звука
III. Работа со словарными словами
Закрепления умения правильного написания слова.
/откроем учебники стр. 102 упр. 5 и положите рядом рабочую тетрадь стр.31 упр. 3/
Прочитаем задание в рабочей тетради и при затруднении дублируем слова в учебнике стр. 102упр. 5 (ответы детей [б'и а г р а ф' и й а] - биография, звук [а] - буква о; звук [й а] - буква я) и т .д.
Проверка словарных слов
Слайд 3
/Cлайд 4/ - Запишите словосочетания, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную в корне слова.
/Слайд 5/ - Прочитайте пословицу справа налево, запишите её.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную.
IV. Работа по теме. Блок уроков "Правописание"
1. Знакомство с темой урока.
/слайд 6 /Откроем учебники стр.100, прочитаем тему урока: "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Работа с рубрикой "Давайте подумаем" на стр. 100. Сейчас понаблюдаем над сочетанием звуков [ ца ]
/чтение учебника стр. 100 - стихотворения/
Читаем задание ниже
Скажите, правильный ли вывод сделала Лида? Почему?
Докажите
Придумайте примеры из стихотворения /существительные с -ца: синица, водица, птица; глаголы с -тся: садится, струится, гладится и т.д.; глаголы с -ться: гордиться/
Ниже прочитаем рубрику " Подсказка", когда пишем -ь знак в -ться, а когда не пишем . В какой форме стоят глаголы 1 ого столбика
/в начальной форме (н.ф.) и отвечают на вопрос: что делать?/
Слайд 7
В какой форме стоят глаголы 2 ого столбика (форма 3 его лица и отвечает на вопросы что сделает ?, что делает ?, что сделают ?, что делают?)
Рубрика "Тайны языка" (с. 101)
Работа в Р.Т. с. 30 упр. 1
- читаем задание (прокатиться н.ф.),(не годится 3 л. ед. ч.)
- подчеркните безударные гласные в 2 х последних строках; назовите проверочные слова (дворе - двор; ледяной - лёд; на горе - горы)
закроем Р.Т.
2. Работа по учебнику над закреплением темы.
с. 101 упр. 1
Прочитайте задание.
Первичное закрепление материала.
Выполняем у доски, 3 человека к доске.
3. Орфографический тренинг, отработка навыка .
Фронтальная работа. упр. 2 с. 101.
Письменно с подробным комментированием
Прочитайте задание. Что непонятно?.
Проверим упражнение.
Слайд 8
4. Рубрика учебника "Давай подумаем" обращает внимание на явление омонимии в русском языке
Прочитайте задание и подумайте
Кто из ребят прав?
Работа над значением слов: теплица, теплиться, теплится.
Какие предложения можно составить с данными словами?
Теплица - участок, помещение с защищённым грунтом для разведения и выращивания растений.
В замерзшем воробушке жизнь еле теплится.
Начинает теплиться в печурке огонёк.
Всю ночь будет теплиться в печурке огонёк.
- В конце участка стояла огромная теплица.
Слайд 9
5. Закрепление навыка.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы.
Слайд 10
Слайд 11
6. Работа с комментированием.
Учебник упр. 4 с. 102
Прочитайте задание. Что непонятно? (называем орфограмму в транскрипции)
Выполняем с комментированием.
Заключительная часть.
V. Вывод урока.
- Чем занимались?
- Что нового узнали?
- Выставление оценок
Слайд 12
Д/з упр. 3 с. 101. Р.Т. с. 31 упр. 2.
Прочитайте задание. Что непонятно?
Слайд 13