В последнее время увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в адаптации и обучении.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь 10%. Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Наиболее сложным и стойким вариантом речевого нарушения является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга (во время беременности, родов и в первые годы жизни ребенка).
У таких детей при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, мелкой и общей моторики.
Значительно хуже, чем у их сверстников с нормальной речью, у них сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание, память и мышление.
Дети с ОНР - это социально неуверенные дети.
Они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Речевая активность с возрастом у таких детей без специального обучения резко падает. Если недостатки речи не были своевременно выявлены и устранены, то они с большим трудом включаются в процесс обучения и составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальной школе, поэтому нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Прежде, чем начинать работу по социальному развитию детей с ОНР необходимо решить проблему развития речи этих детей.
Для создания ребенку комфортного состояния на занятии необходимо соблюдать следующие условия:
- все обучение проводить в игровой форме;
- создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта;
- соблюдать позицию не над ребенком, а "рядом";
- использовать на логопедических и других занятиях метод игрового моделирования;
- все занятия должны носить коммуникативную и социально-нравственную направленность;
- занятия проводить по принципу "Делаем вместе".
Таким образом, через игру надо последовательно вводить ребенка в социальный мир.
Все обучение и воспитание в логопедической группе строится на основе комплексно-тематического планирования и интегрирования его в различные виды деятельности ребенка. В течение года изучается ряд лексических тем, таких как "Овощи", "Фрукты", "Перелетные птицы", "Космос" и др.
Цель такого планирования - это не только преодоление лексической недостаточности детей с ОНР, наиболее эффективный способ формирования, развития словаря и других компонентов речи, но и включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во всевозможные и необходимые сферы жизни социума (Н.Е.Верексан, Т.С.Комарова, М.А. Васильева [4]).
Это можно проследить на примере познавательно-исследовательского проекта для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие". (Презентация 1)
Участники проекта:
- Дети, родители, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность темы:
Одной из ступеней нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Родиной - Россией, с замечательными людьми, населяющими ее.
Любовь к Родине - самое великое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, надо знать не только тех, кто живет рядом с нами, но знаменитых соотечественников своей страны
Дети должны знать, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы. Они должны знать, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин и гордиться тем, что они тоже россияне.
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
- название планеты, на которой мы живем;
- названия планет солнечной системы;
- благодаря чему существует жизнь на Земле (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название спутника Земли;
- Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца;
- почему бывает день и ночь, зима и лето;
- имена первых космонавтов (гордиться тем, что они россияне);
Итоги работы по проекту:
- составить рассказы по картинному плану и сделать иллюстрации к рукописной книге "Этот загадочный мир";
- изготовить модуль "Планеты солнечной системы";
- праздник "Большое космическое путешествие".
Цель: В игровой форме дать детям знания о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о космосе;
- познакомить детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
- вызвать интерес у детей к науке астрономии.
Коррекционные:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- активизировать словарный запас по теме "Космос";
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
- создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.
Система взаимодействия специалистов ДОУ в процессе работы над проектом
Таблица. Схема реализации проекта через разные образовательные области
Образовательные области | Виды деятельности |
Физическая культура | 1.Развитие дыхания (комплекс упражнений
дыхательной гимнастики) [6]. 2. Развитие общей, мелкой моторики, зрительной координации[6]. 3. Тематическое физкультурное занятие (Приложение 1) |
Социализация | 1. Сюжетно-ролевые игры: [6] - "Поликлиника для будущих космонавтов"; - "Космодром". 2. Дидактические игры: [1] - "Земля - планета, на которой мы живем"; - "Наблюдатели"; - "Звезды"; - "Почему звезды разные?"; - "Ракета"; - "Как устроен дом космонавтов?". 3. Подвижные игры: [6] - "Тренировка на внимательность"; - "Быстро найди свою команду"; - "Быстро найди свое место в космическом корабле"; -"Партнеры". 4. Видеотека: - "Астрономия для самых маленьких" (мультфильм); - "Планеты Солнечной системы" (Презентация 2); - "Как Колобок небесную сестрицу догонял" (Презентация 3). 5. Создание групповой библиотеки: книги о Космосе, о космонавтах; иллюстрации; наборы открыток. |
Труд | Изготовление модуля Планеты Солнечной системы (совместное творчество) |
Познание | Сенсорное развитие: [5] - узнай космический корабль по силуэту. - найди отличия - найди две одинаковые ракеты - конструирование ракеты из спичек - конструирование ракеты из геометрических фигур Формирование математических представлений - Игра-путешествие в рамках образовательного проекта "Космос" по развитию элементарных математических представлений у детей старшей логопедической группы Формирование целостной картины мира, расширение кругозора - Практическое исследование: "Почему бывает день и ночь?" |
Коммуникация | Занятия: -"Путешествие на планеты Солнечной системы"; (Приложение 2) - Пересказ рассказа Солнце" М. Булла ; (Приложение 3) - Пересказ сказки "Как колобок небесную сестрицу догонял"; (Приложение 4) - Логоритмическое занятие "Космическое путешествие"; (Приложение 5) - "Путешествие на планету Улыбок"; - Космическая игра-путешествие "Помоги космонавту добраться до корабля". (Презентация 4) |
Чтение художественной литературы | 1. Чтение рассказов: - "Почему солнце всходит и заходит" М. Булл - "Про Белку и Стрелку и их путешествие" М.А. Познанская 2. Заучивание стихов, считалок: - "По порядку все планеты:" А. Хайт - "Сатурн " Р. Алдонина - " На луне жил звездочет:" - "Комета" Г. Сапгир 3. Загадки на тему "Космос" |
Художественное творчество | Рисование на тему "Этот загадочный
мир" 2. Лепка "Путешествие на луну" |
Музыка | 1. Праздник "Большое космическое путешествие" |
Взаимодействие с родителями | Сотворчество детей, родителей и
педагогов: - Рисунки для выставки - Составление рассказов о планетах Солнечной системы для рукописной книги "Этот загадочный мир". - Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. - Поиск материала по теме Космос (с помощью родителей). |
Работа над проектом проводилась при непосредственной помощи родителей и педагогов, работающих на группе. За этот период дети много узнали о космосе, с огромным удовольствием вместе с родителями искали материал в библиотеке и в интернете, делали рисунки и поделки из бросового материала, готовясь к выставке. Вместе с воспитателями при помощи родителей изготовили модель Солнечной системы, которую использовали в исследовательской работе и в игре "Планеты, стройся!" на празднике "Большое космическое путешествие". Итогом работы над проектом была рукописная книга "Этот загадочный мир" и праздник "Большое космическое путешествие".
Литература.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. Грамматика в картинках.- СПб., 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2005.
- О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Скоролупова О., Федина Н.. //Дошкольное воспитание, 2010. №5. - С40-45.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М., 2010.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Покорение космоса". М., 2003.
- Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003.