Путь к успеху ученика через творческое сотрудничество классного руководителя, ученического коллектива и родителей

Разделы: Работа с родителями


Первая серьезная жизненная проблема, с которой столкнулись мои ребята - стал выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задавал себе каждый. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности выпускника. В своем классе я всегда им говорю: "Правильно сделанный вами выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем".

В этот нелёгкий переходный период мне помогла школьный психолог, которая тестировала детей, выходила на родительские собрания по темам:

- Прогноз самоопределения

- Профессиональное самоопределение

- Динамика развития в познании себя и окружающих

- Выбор ЕГЭ

С ребятами я провела курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения":

- Классификация профессий

- Темперамент и выбор профессии

- Интересы и выбор профессии

- Склонности к профессиональной направленности

- Профессиональный тип личности

- Деловая игра "Кадровый вопрос"

- Как достичь успеха в профессии

- Поддержка друзей

В работе я использовала диагностические методики, методы моделирования, методы групповой работы, такие как дискуссия и "генерация идей". Но истинный интерес вызвали игровые методы.

Например, деловая игра " Кадровый вопрос", на которой ребятам нужно было создать свой бизнес, придумать бренд своей компании, заполнить вакансии конкретными людьми, разработать программу рекламной акции, защитить проекты. Занятие прошло в атмосфере творческого и эмоционального подъема. Равнодушных не было! <Рисунок1>

Не маловажную роль в профессиональном самоопределении сыграли выступления родителей, посещения выставки "Образование и карьера", встречи с преподавателями и студентами вузов, беседы с родителями о профессиях врача, юриста, строителя, архитектора.

По правде говоря, о будущей профессиональной деятельности ребята не задумывались. И хорошо, что эта работа началась в 8 классе.

В работе мною была использована методика, с которой работают кадровые агентства. Она показывает присущие качества характера учащегося и рекомендует спектр специальностей для данного типа личности.

Как видно из диаграмм, процент учащихся в 9 классе, осознающих проблему выбора профессии и находящихся в процессе её решения составляет 87%. Это достаточно высокий процент. И он не случаен, т.к. это результат целенаправленной системной работы с учащимися с 8 класса. Это объясняет тот факт, что на сегодняшний день у детей отсутствует как "неопределенная идентичность", так и "навязанная идентичность". <Рисунок2>

13% учащихся в 9 классе определили свои профессиональные планы, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения. К 11 классу положительная динамика получила своё дальнейшее развитие. Уже в октябре 62% учащихся определились с выбором ВУЗа.

38% рассматривали еще какие-то дополнительные варианты и стремились получить как можно больше информации о ВУЗе и факультетах.

В ноябре 100% учеников чётко определились с выбором будущей профессии, что являлось, прежде всего, результатом сформированного алгоритма индивидуального выбора профильного курса и экзаменов. <Рисунок3>

У ребят не было проблем с выбором ВУЗа и будущей профессии. Этому способствовали не только классные часы, большей частью профильные курсы, на которых ребята углубили свои знания по предмету. Они благодарны, что именно наша Гимназия дала им такую возможность. Жаль, что в одно время проходили профильные курсы по истории, английскому и физике. И ребятам явно недостаточно одного часа в неделю.

Результаты психолого-педагогического исследования показали, что 79% учащихся успешно справились с заданным тестом АСТУР (Это выполнение школьной программы). <Рисунок4>

Средний балл успеваемости за I полугодие - 4,2.

Как я уже отмечала, 62% сделали профессиональный выбор осознанно и самостоятельно.

  • 63% относятся к типу "Человек-человек". Это профессии, связанные с коммуникацией, работой в группе: юрист, экономист, психолог, врач.
  • 38% относятся к типу "Человек - художественный образ". Им присущи профессии, связанные с литературой, музыкой, живописью: дизайнер, журналист.
  • Адаптивность - 52%. Настолько они чувствуют себя уверенными в будущей жизни. Психологи утверждают, что в этом возрасте будущая жизнь для подростков является загадкой. Жизнь покажет.
  • Эмоциональный комфорт - тоже 52%. Здесь переплетается удовлетворенность школьной, домашней и личной жизнью.
  • Принятие себя - 51%. Ребята больше принимают недостатки другого человека, нежели свои.
  • Принятие других - 53%. Они других поймут и простят. И это хорошо!

И если мы сопоставим средние данные по классу с данными одного из учеников, например, Ксении Винокуровой, показатели которой представлены фиолетовым цветом, то увидим, что везде прослеживается личностный рост. <Рисунок5>

Ксения имеет сформированную профессиональную идентичность. У неё присутствует уверенность в правильности принятого решения о своём профессиональном будущем. Она прошла через "Кризис выбора" и сформировала систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и убеждениях.

По темпераменту - она экстраверт (общительная, открытая, коммуникабельная, компромиссная).

По качествам личности - заботливая, целеустремленная, увлеченная.

В 8, 9 и 10 классах она относилась к типу "Человек - художественный образ". Мечтала стать дизайнером.

В 11 классе Ксения принадлежала к типу "Человек - человек". Среди профильных предметов - история, обществознание, право. Выбранный ВУЗ - Санкт - Петербургский институт внешне - экономических связей, факультет экономики и права.

Все эти психолого-педагогические характеристики является результатом коммуникативных и особенно творческих способностей учащихся, которые очень помогли их профессиональному самоопределению. <Рисунок6>

И нам есть чем гордиться!

- своим девизом "Всё творчески, а иначе - зачем?"

- песней класса "Я иду по золотому песку"

- традицией любое маленькое дело превращать в творческое шоу

- встречать вместе Рождество, Хэллоуин на турбазе

- проводить Новогодние весёлые старты с родителями

- рыцарские турниры <Рисунок7>

- придумывать театр мод ,шить костюмы с помощью мам

- составлять программу Эдинбургского фестиваля (а на нашем счету их 10) <Рисунок8>

- занимать призовые места на турслёте, футбольных и волейбольных матчах <Рисунок9>,<Рисунок10>

- слушать музыку и стихи в наших музыкальных и поэтических гостиных. <Рисунок11>

До сих пор ребята радуют меня своими стихами: Кристина Куксенко, Толя Моргуненко, Витя Гладких. А у Димы Саулина скоро выходит сборник стихов собственного сочинения. Среди гостей поэтической гостиной не только наши выпускники, но и учителя, которые читают на японском, немецком и французском языках, а классный руководитель - на итальянском.

- Мы любим делать сюрпризы друг другу и учителям в праздничные дни и дни рождения, вместе пить чай в нашей красивой столовой. И там же за ланчем разрешать конфликтные ситуации.

- А как здорово кататься всем вместе на катке! <Рисунок12>

- И классные часы после этого о здоровом образе жизни проводить намного интереснее!

- Ребята могут сопереживать. Об этом говорят концерты для ветеранов В.О.В. Экскурсия "Пермь-36"

- Никогда не забудется великолепная поездка в Прагу! <Рисунок13>

- И на теплоходе тоже! <Рисунок14>

- Нам вместе всегда весело, легко, интересно. И главное, надежно!

Меня радует их оптимизм, уверенность в себе, настойчивость. Без этих качеств невозможно достичь результатов в любом деле.

И я уверена, что мои ученики будут успешными!

А путь к успеху начинается 1 сентября, когда я знакомлюсь с новым 5а классом, создавая дружный коллектив с помощью творческих дел, в результате которых каждый ученик может сказать с радостью "Я могу. Я умею" и, главное, "мне нравится мой класс". Я учитель английского языка и в объединении детей мне очень помогают уроки-праздники, в подготовке которых принимают участие сами дети: с удовольствием ищут материал, делают презентации, поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах, ставят спектакли, составляют сценарии.

Родители активно поддерживают традиции нашего класса, участвуют во всех наших делах, проектах, поездках и праздниках: туристический слет, День театра, Фестиваль песен Битлз, Хэллоуин, День Благодарения, Рождество и Новый год, веселые рождественские старты, новогодний футбол с папами, День Святого Валентина, поэтическая гостиная Роберта Бернса <Приложение1>, Эдинбургский фестиваль, масленица, пейнтбол, поездка в Москву, игра "Новые горизонты", поездка на конезавод с катанием на лошадях и проводами зимы, рыцарский турнир, концерт для мам и девочек, участие во всех спортивных соревнованиях, поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, помощь детскому дому, посадка деревьев на аллее журналистов, поездки на турбазу "Новое поколение", интеллектуальный марафон, выступления на научно-практической конференции, операция "Чистый город", "День здоровья". И всегда с нами родители. Они придумывают сюрпризы.

Совместное проведение внеклассных мероприятий и ранняя профориентация способствует сближению родителей и детей во внеурочное время. В конце года родители создали буклет "Наш дружный 5А" и подарили каждой семье. <Рисунок15> В честь 65-летия В.О. В. совместно с родителями был подготовлен фильм "Пушки Мотовилихи", посвященный бабушкам и дедушкам, которые во время войны создавали "Катюши" на заводе имени В.И.Ленина.

Я всегда радуюсь и горжусь маленькими и большими успехами своих учеников. Моя работа созвучна девизу нашей гимназии: "Успех порождает успех".