Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Задачи:
- образовательные: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Сформировать представление о об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах их профилактики
- развивающие: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи..
- воспитательные: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Виды витаминов», «Суточные нормы витаминов», листы с таблицами содержания витаминов в различных продуктах питания.
Ход урока
I. Оргмомент
Ознакомление учащихся с темой урока, знакомство с ходом урока. Запись темы урока в тетрадь
II. Объяснение нового материала
А) Открытие витаминов (текст учебника стр. 194, учащиеся выписывают фамилии учёных в тетрадь)
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин, т.е. амин жизни, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу.
Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Б) Определение витаминов: (Запись определения витаминов в тетради)
Витамины – особые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строительным материалом для организма, необходимы для его нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
Пояснение учителя: Если относительная молекулярная масса соединения ниже примерно 500, то такие соединения рассматривают как НМС.)
В) Группы витаминов, деление витаминов на группы:
Г) Знакомство с отдельными группами:
Перед знакомством учитель даёт понятие авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
Авитаминоз – отсутствие витамина в организме.
Гиповитаминоз – недостаток витамина в организме
Гипервитаминоз – избыточное поступление витаминов в организм. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр.195-197, заполнение таблицы в рабочей тетради (Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек») Задание на стр. 112, №176. Заполненная таблица выглядит следующим образом:
Витамин | Функции | Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
А | Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света | Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте | Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета |
В1 | Необходим для нормальной деятельности нервной системы | Заболевание под названием Бери-бери – повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти, судороги, паралич. | В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке |
В2 | Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов | Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз. | Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа |
В6 | Участвует в белковом обмене, уменьшает отложения в сосудах холестерина, который ведёт к развитию атеросклероза, ожирению печени и отложению камней в желчном пузыре. | ожирение печени, нарушение функции нервной системы, вызывает потерю аппетита, тошноту, воспаление языка, образование трещин в углах рта, воспаление красной каймы губ | дрожжи пекарских и пивные, печень животных и рыб, яичный желток, сельдь, треска, зеленый горошек, стручковая фасоль, куриное мясо. Частично синтезируется микробами кишечника. |
В12 | Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге | Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. Злокачественная анемия (малокровие) | Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты, |
С | Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет | Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы. | Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте |
D | Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов | Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням | Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей |
РР | Обесппечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов, учавствует в образовании гормонов надпочечников. | Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение кожи, покрытие её язвочками. | Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко. Образуется в организме из продуктов питания. |
Д) Сохранение витаминов в продуктах питания (объяснение учителя)
Различные факторы — кипячение, замораживание, высушивание, освещение и многие другие оказывают неодинаковое влияние на разные группы витаминов.
Наименее стойким из всех витаминов является витамин С, который начинает разрушаться при нагревании до 60°С. Доступ воздуха, солнечного света, повышение влажности способствуют разрушению этого витамина. Витамин А более устойчив к действию высокой температуры, но легко окисляется при доступе воздуха.
Витамин D выдерживает продолжительное кипячение в кислой среде, а в щелочной быстро разрушается. Витамины группы В сравнительно
незначительно разрушаются при кулинарной обработке. Наименее стоек из них витамин В1 который распадается при длительном кипячении и повышении температуры до 120 С. Меньше всего «боится» высокой температуры витамин Е — он выдерживает кипячение любой длительности.
Витамин В2 чрезвычайно чувствителен к свету, а витамин А – к ультрафиолетовым лучам.
Длительное хранение и высушивание губительно действуют на витамины А, С, но не разрушают витамины D, Е, В1, B2.
Рекомендуется хранить продукты при отсутствии доступа воздуха и света (в герметичных и светонепроницаемых упаковках), в сухом и прохладном месте (в холодильнике, сухом погребе), стараться избегать механических повреждений продукта. Чем меньше срок хранения, тем, естественно, больше витаминов останется. Кулинарную обработку следует также проводить при минимальном контакте с воздухом, светом, жидкостями, избегая высокой температуры. Неоднократный подогрев пищи в открытой посуде губительно действует на витамины.
К наиболее широко употребляемым в пищу продуктам относятся молочные изделия. При хранении молока в светлой стеклянной посуде разрушаются витамины С и В2. Кипячение молока в посуде с открытой крышкой существенно уменьшает содержание в нем витаминов. При длительном и особенно повторном кипячении в разрушается значительное количество витамина А.
Мясные продукты (свежая говядина, баранина, телятина, свинина) рекомендуется варить в соленой воде, в которую их следует класть после
закипания воды. При этом, на поверхности мяса вследствие свертывания белков образуется корочка, препятствующая потере питательных веществ и витаминов. Такая же корочка образуется и при жарении мяса. Длительно сохранить витамины группы В в мясе можно путем его замораживания при температуре -20 °С. При замораживании рыбы витамины сохраняются. Мороженую рыбу следует готовить немедленно после оттаивания, так как после этого, она быстро портится.
В яйцах есть витамины В1, B2, A, D и PP. Эти витамины устойчивы к термической обработке и при варке сохраняются.
Часто употребляемыми в пищу продуктами являются овощи и зелень.Содержание витаминов в овощах и зелени зависит от условий их
произрастания, способов хранения и кулинарной обработки. Так, помидоры, растущие на затененных участках, содержат меньше витамина С, чем помидоры, созревающие на солнце.
Для того чтобы сохранять витамины (в частности, витамин С), содержащиеся в овощах и зелени, необходимо их правильно обрабатывать.
Очищать и нарезать овощи и зелень нужно незадолго до приготовления из них соответствующих блюд. При варке овощи надо класть в кипящую жидкость (воду или бульон), а не в холодную, чтобы уменьшить потерю витамина С. Помещенный в кипящую воду очищенный картофель теряет около 20 % витамина С, а опущенный в холодную воду — до 40 %. Картофель, который варится в кожуре, теряет витамина С меньше, чем картофель, сваренный очищенным. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет до 75 % витамина С. Лучше сохраняется витамин С при жарении картофеля в масле. Много витамина С теряется при приготовлении пюре, варке зеленого гороха и стручковых бобов.
Воду, в которой варились овощи, рекомендуется использовать для приготовления других блюд, так как в отвар переходит значительное количество витаминов. Витамин С лучше сохраняется в супах, заправленных пшеничной или соевой мукой.
Большое значение для сохранения витамина С имеет посуда, в которой готовится пища. В эмалированной посуде витамин С разрушается медленно. В случае соприкосновения продуктов с медными и железными частями посуды разрушение витаминов значительно ускоряется.
Варить овощи нужно при минимальном доступе воздуха, так как кислород способствует разрушению витамина С. Поэтому вода в кастрюле должна покрывать овощи, а кастрюлю надо закрывать крышкой. Пленка жира также защищает витамины от окисления. Стабилизирующим эффектом обладают соль, сахар, крахмал, особые вещества фитонциды, содержащиеся в петрушке, луке, специях. В замороженных овощах (картофеле, капусте) витамин С сохраняется почти полностью. Однако следует помнить, что после оттаивания их витамин С разрушается очень быстро, поэтому оттаивать овощи надо как можно быстрее, непосредственно перед употреблением их в пищу.
При хранении лимонов, апельсинов, черной смородины витамин С сохраняется длительное время (6 месяцев и более), в яблоках содержание витамина С при хранении быстро уменьшается. Из ягодных настоев наиболее богат витамином С черносмородиновый. При варке варенья из различных ягод витамин С разрушается в значительной степени. При сушке, засолке и мариновании грибов содержание витаминов в них снижается.
Много витамина В1 в орехах. Но помните о том, что для лучшего переваривания их следует предварительно измельчить.
Е) Что мешает усвоению витаминов в организме? (работа в группах, учащиеся предлагают свои варианты ответов)
Верные ответы:
- Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний
- Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.
- Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка.
- Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
- Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
- Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
III. Закрепление полученных знаний
(Организуется фронтальная работа учащихся по вопросам)
- Что такое витамины?
- Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери- бери.
- Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей.
- Что такое гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз?
- Шиповник – кладовая витамина…
- Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
- Этого витамина много в рыбьем жире и в печени трески.
- Как следует готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов?
- С какой целью выпускаются витаминные препараты?
- Какие витамины легко усваиваются вместе с жирной пищей?
IV. Диагностика усвоения знаний
(осуществляется в виде тестирования и направлена контроль и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока)
Тест:
-
Витамины были открыты…
а) Х. Эйкманом
б) Н. Луниным
в) К. Функом -
Витамины – это…
а) минеральные вещества
б) органические вещества
в) белки -
Витамины участвуют в обмене веществ, потому что…
а) входят в состав ферментов
б) образуются в организме
в) являются катализаторами -
4. К водораствоаимым витаминам относятся…
а) С, РР, группы В;
б) D, А, Е;
в) только группы В -
В какой пище содержатся витамины?
а) только в растительной
б) в растительной и животной
в) только в животной -
Полное отсутствие в организме какого-либо витамина называют…
а) гиповитаминоз
б) гастрит
в) авитаминоз -
В каких условиях возникает гипервитаминоз?
а) при питании растительной пищей
б) при избытке витаминов в организме
в) при недостатке витаминов в организме -
Авитаминоз мореплавателей и путешественников…
а) рахит
б) куриная слепота
в) цинга -
Какое заболевание развивается при авитаминозе D?
а) бери-бери
б) куриная слепота
в) рахит -
Витамин С содержится…
а) только в растительной пище
б) в животной и растительной пище
в) только в животной пище
Затем учитель собирает тесты. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
V. Рефлексия
Учащиеся оценивают урок с помощью листьев трёх цветов, прикрепляя их магнитами к изображённому на ватмане дереве.
Красный цвет – мне работалось легко и интересно
Зеленый цвет – были небольшие затруднения.
Жёлтый цвет – мне было сложно работать на уроке
VI. Домашнее задание.
Изучить параграф «Витамины» на стр 194-197 учебника. Ответить устно на вопросы на стр. 198 с 1-го по 12-й. Составить рецепт самого витаминизированного обеда из трёх блюд, пользуясь предложенной учителем таблицей. (Приложение) Оформить его на отдельном листе и сдать на следующий урок учителю.