Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.
Основной задачей речевой коммуникации, как и задачей связи вообще является передача какого- либо сообщения. Речь представляет собой мысль, высказанную человеком. Поэтому в речи каждое передаваемое сообщение имеет значение. Процесс речевой коммуникации (Н.И.Лепская) состоит из трёх звеньев: 1 - говорящий, 2 - предмет речи (то о чём говорится), 3 - слушающий. Понимание речи обусловлено тем, что говорящий и слушающий владеют одним и тем же кодом. Человеческая речь представляют собой звуковой поток, естественным образом распадающийся на определённые отрезки, которые принято называть "единицами произнесения" или "единицами речи". Д.Б. Эльконин утверждал: "Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на звуки, заключается в неумении детей слышать гласные звуки и отделять согласные звуки от гласных в слове. Детям трудно преодолеть естественную для устной речи слоговую систему артикуляции".
Почти все лингвисты минимальной произносительной единицей считают слог. В современном языкознании трудно найти проблему, которая вызывала бы столько противоречивых мнений, столько разнообразных подходов к изучению проблемы слога. На протяжении более полувека вопрос о слоге является предметом дискуссий фонетистов, фонологов, психологов, физиологов. (Н. И. Лепская,Б. Гала, А. А. Леонтьев, Л. А. Чистович, В.В. Шеворошкин, В. Б. Орфинская и др.) Однако многое остаётся неясным в подходе к изучению слога (Н.И. Лепская). В большинстве случаев слог анализируется только в одном аспекте - фонетическом (под фонетическим аспектом подразумевается рассмотрение слога или как акустического, или как артикуляторного явления). Работы, в которых даётся фонологическая интерпретация слога - единичны. Н.И. Лепская: "Синтез двух аспектов - фонологического и фонетического может дать полное и ясное представление о слоге. В фонетике слогами принято называть "минимальные отрезки" из тех, на которые распадается речевой поток русского языка". С точки зрения фонологии такое определение неполно, так как не включает указания на связь между слогом и единицами других аспектов языка (морфемой, словом), а сам слог теряет качество "структурности". Это качество сохраняется лишь в том случае, если в определении слога включено указание на его место в системе языка.
Каждый язык располагает определённым набором правил строения языка. Люди, связанные языковой общностью, знают эти правила и умеют ими пользоваться. Поскольку речь находится в тесной связи с языком и опирается на него, она является как бы непосредственным выразителем основных норм и законов языка. Применительно к слогу это означает, что способность говорящего, так или иначе образовывать слог является выражением основных правил слогостроения данного языка. Слог можно считать элементом языковой структуры. По утверждению Н.И. Лепской: "Слог представляет собой "структуру", элементы которой находятся в строгом соотношении друг с другом. Само же отношение этих элементов обусловлено структурой данного языка".
Слог - это особенно "неуловимая единица". Слог - это психолингвистическая единица, выступающая, как таковая, в модели языковой способности и констатирующая её "слоговой уровень" - имеет множество коррелятов как в языковом стандарте, так и вне его на разных уровнях физиологической активности организма (А.А. Леонтьев).
Б. Гала усматривает в современной науке не менее 8-9 теорий слога: теория экспирации, теория сонорности, артикуляционная теория, моторная теория, ритмическая теория и т.д.
Для речевосприятия, то есть декодирования, мельчайшей единицей является фонема. По мнению многих лингвистов и психологов, мы воспринимаем фонему, как часть известного линейного комплекса. Для речепроизводства, то есть кодирования, минимальной функциональной единицей является слог, так как именно в рамках слога происходит выбор говорящим того или иного варианта фонемы. Единица декодирования не совпадает с единицей кодирования (А.А. Леонтьев). Однако механизм восприятия речи есть часть единого речевого механизма, восприятие речи есть по существу скрытое говорение, по утверждению А.А. Леонтьева.
Л.А. Чистович: "Первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, процесс, который можно назвать внутренней имитацией".Эта имитация обусловлена языком, вырабатывается постепенно. Её выработка обозначает установление постоянных связей между акустическими особенностями слышимой речи и соответствующими им артикуляторными командами.
"Согласный, гласный - (СГ) это единственная универсальная структура слога в известных языках мира"- В.В. Шеворошкин. Л.А. Чистович: " Все артикуляторные признаки гласного содержатся в структуре соответствующей этому гласному и предшествующему согласному, то есть распределены по всему слогу".
В.Б.Орфинская: "В преддошкольном возрасте выделяют две формы вычленения слогов: - слог вычленяется целиком; - вычленяется согласная, которая отождествляется с целым слогом. Вычленение из слога гласных оставалось почти невозможным до начала обучения, легко вычленялись только начальные гласные, которые представляли отдельный слог".
По утверждению Н.И. Жинкина, к середине первого года жизни у ребёнка сформировался физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.
По мнению А.Н. Гвоздева, в передаче ребёнком звукового состава слова на первом месте следует рассмотреть усвоение ими слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетание звуков. Слова, состоящие из нескольких слогов, имеют своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и чёткостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова. Среди них наиболее сильным является 1 предударный слог. Обычно принято делить слоги по силе на 3 группы: слабые безударные имеют силу в 1 единицу, первый предударный в 2 единицы, ударный в 3 единицы. Схематически это получает такое обозначение цифрами: при-не-си (-1-2-3- ); со-ло-ма (-2-3-1-); са-ха-ру (-3-1-1-). Эти особенности слоговой структуры русских слов очень отчётливо сказываются на воспроизведении слов ребёнком. Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слов, в течение определённого периода наблюдается пропуск (элизия) слогов.
Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчётливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двусложные и трёхсложные слова. В двухсложных словах остаётся один ударный слог (иди - ди; булка - бу). В трёхсложных словах остаётся один ударный слог при любом месте ударного (молоко - ко; копейка - пе; маленький - ма).
Отчётливо пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до 2-слогов трёхсложного слова с ударением на последнем (башмаки - маки), с ударением на первом слоге (пуговка- пупка). Известным отступлением являются случаи, когда ударение падает на средний слог (бумага - мага; собака - бака) (А.К. Маркова).
Со структурой слога связано сокращение групп соседних согласных. Наиболее простая структура - сочетание согласной и гласной. Особенность передачи ребёнком согласных групп в том, что вместо двух согласных ребёнок произносит один, в группе из 3-х согласных произносит один - два. Способ сокращения согласных отличается едва ли не наибольшей последовательностью. В этом отношении даже не встретилось индивидуальных различий у отдельных детей. Сохраняется наиболее узкий звук, опускается более широкий (А.Н. Гвоздев). Ребёнку легче произносить несколько открытых слогов, чем один закрытый. Односложные слова произносить труднее, так как большее количество переключений с одной артикуляции на другую, то есть более тонкая артикуляционная работа, требующая точной иннервации.
Ребёнок овладевает: 1-СГ; 2- СГС; 3 - СГ-СГС. Такая модель подготавливает ребёнка к сочетанию согласных звуков в середине слова. 4 - стечение находится на стыке слогов; 5 - СГ- ССГС (компот); 6 - далее в слове два стечения согласных - ССГ-ССГ (кнопка, крышка). Все модели, отмечаемые А.К.Марковой - составляют продуктивные классы, частотные, чаще всего используемые в нашем лексиконе. Ребёнок должен научиться правильно произносить слог, овладеть слоговой программой слова. Слоговая структура слова, по определению А.К.Марковой, представляет собой чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Она характеризуется четырьмя особенностями: ударностью, количеством слогов, линейной последовательностью слогов в слове, структурной моделью самого слова.
По определению Н.И. Жинкина, запуск механизма речи начинается с воспроизведения образа слова и слога. Он считал слог тем материальным средством через посредство которого только и может осуществляться всякое произношение. Проводя методические исследования он приходит к выводу, что "слоговая дуга громкости возникает в модуляции глоточной трубки". Модуляция происходит таким образом, что при произнесении слога (СГ) глоточная трубка на первом звуке несколько шире в начале этого звука и суживается к концу, акустически это соответствует нарастанию громкости. Таким образом, Н.И.Жинкин на материале рентгенограмм, фиксирующих модуляции глоточной трубки, выясняет физиологический механизм слогообразования. Что же касается слогоделения, то автор приходит к выводу, что место стыка предшествующего широкого объёма глоточной трубки с последующим объёмом образует слогораздел. Поэтому глоточная трубка может быть названа органом слогообразования и в то же время авторегулятором слогоделения. Особое внимание следует обратить на то, что в процессе речи её элементы дважды синтезируются. Это специфическое свойство процесса общения выделяет речевой процесс среди других видов человеческой деятельности. (Н.И. Жинкин).
Овладение детьми слоговым составом слова изучено значительно слабее, чем усвоение отдельных звуков. И.А. Сикорским, А.Н. Гвоздевым, А.К. Марковой и др. исследователями было предпринято систематическое наблюдение за речью ребёнка. Наблюдения исследователей выявляют тенденции, характерные для речевого развития в раннем детстве: овладение слоговым составом слова опережает усвоение звукового состава слова, является более доступным и необходимым для участия в речевом общении и заканчивается к началу дошкольного возраста.
В слове раньше усваивается слоговой контур, затем разные по звуковому составу слоги, и строение слога. Двусложные слова появляются раньше, чем предложения, и выполняют роль той основы, на которой осуществляется овладение многосложными конструкциями. В дальнейшем положение несколько меняется, многословные предложения опережают развитие многосложного слова.
В онтогенезе овладение слоговой структурой слова происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3-3,5годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодолёнными. В этом же возрасте появляется "языковое чутьё" ("чутьё родного языка"), когда ребёнок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Г.М. Лямина).
У детей с ОНР, СНР, на фоне несформированного звукопроизношения, сниженного фонематического восприятия, несовершенного грамматического строя, отмечается заметно ярко выраженное нарушение слогового состава слова. Данное нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, является весьма стойким и преодолевается с трудом.
Алалия - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. У ребёнка с алалией заметно ограничены возможности овладения системой языковых знаков и самим инвентарём языковых средств различных уровней. Оказываются несформированными операции порождения , оформления высказывания. В частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т.е. артикуляторная программа).
Звуки появляются часто спонтанно под влиянием развития словаря. Однако их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями. С трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип. Трудности денервации предыдущих артикуляций и плавного переключения от одной артикуляции к другой. Это приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слова. У ребёнка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата.
При алалии ребёнок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, с трудом переключается с одного слова на другое. Это ведёт к обилию парафазий, персевераций и свидетельствует о нарушении подвижности основных нервных процессов, о застойных очагах возбуждения и торможения в речедвигательном анализаторе.
Несформированность ритмической структуры и слова, и фразы сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слов становятся более значительными. Чёткая периодизация в развитии речи детей при моторной алалии отсутствует. Выявляется запаздывание развития речи, непропорциональность формирования отдельных компонентов речи, устойчивое застревание ошибок.
У таких детей обнаруживаются дефекты, которые почти не поддаются спонтанной компенсации и с трудом преодолеваются при направленной коррекции. Работа с такими детьми проводится комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Используются разнообразные методы и приёмы, учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребёнка, его интересы, компенсаторные возможности. Эффективным оказывается использование приёмов ритмики и логоритмики, используется преимущественно игровая форма работы, так как она пробуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональное воздействие. Важен навык работы в коллективе для предстоящего школьного обучения и социальной адаптации. Дифференцированные приёмы работы делают коррекционное воздействие наиболее результативным.
При анализе речевой патологии у детей выделена попытка приспособиться к своей речевой недостаточности, но взрослые должны помнить, какими бы тяжёлыми не были речевые нарушения, они никогда не могут быть полностью необратимыми, развитие речи продолжается при самых тяжёлых формах её недоразвития. Это связано с созреванием ЦНС и большими компенсаторными возможностями детского мозга.