Цель: Коррекция познавательно-речевой деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить понятия «гласный звук», «согласный звук».
- Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.
- Закрепить навык чёткого произношения звука С в слогах, в словах, в предложениях; уточнить артикуляцию звука С.
- Учить выделять звук С в начале, в середине, в конце слова.
- Продолжать учить придумывать слова с заданным звуком.
- Закрепить навыки произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
- Формировать практические навыки словоизменения и словообразования.
- Продолжать учить обобщать и исключать лишний предмет из ряда представленных предметов.
- Совершенствовать навыки связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Продолжать развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мелкую моторику.
- Активизировать и развивать слуховое, зрительное внимание, слуховую, зрительную память, зрительно-пространственную координацию.
- Способствовать развитию умения мыслить логически, делать выводы, умозаключения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Вызывать интерес к предложенной детям деятельности.
- Воспитывать любознательность, эмоциональность, активность.
- Воспитывать аккуратность, совершенствовать навыки работы с карандашом.
Оборудование и материалы:
- Магнитофон с аудиозаписью.
- Индивидуальные зеркала.
- «Волшебный мешочек».
- Два матерчатых мячика красного и синего цвета.
- Предметные картинки (со звуком С в разных позициях)
- Картинки к чистоговоркам.
- Схемы слов.
- Три обруча.
- Бумажные снежинки.
- Индивидуальные рабочие листы с картинками по количеству детей.
- Цветные карандаши.
- Снеговик (игрушка)
Предварительная работа:
- Знакомство со звуком С.
- Заучивание текста игры «Самокат»
- Заучивание текста шуток-чистоговорок.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети входят, здороваются, встают около логопеда.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто он вы узнаете, если правильно отгадаете загадку: Зимой из снега слеплен ловко: три колобка и нос-морковка. Кто это?
Дети: Снеговик.
Появляется Снеговичок (игрушка).
Закрепление пройденного материала.
Логопед предлагает детям рассказать Снеговичку, чему они уже научились.
Логопед:
- Какие бывают звуки?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько согласных звуков в русском языке?
- Назовите и покажите звуки.
Дети подходят к доске, показывают и называют символы гласных и согласных звуков
Игра «Передавайка» – закрепить знания о гласных звуках и пройденных согласных звуках.
Логопед даёт детям сначала красный мячик, затем синий мячик.
Дети передают друг другу красный мячик и называют гласные звуки, затем синий мячик (называют согласные звуки).
Игра «Поручения» – учить ориентироваться в пространстве, закрепить значение и употребление в речи простых предлогов.
Логопед: Ребята, Снеговичок пришёл к нам издалека, пока шёл, потерял мешочек. Давайте поможем ему его найти.
Логопед даёт задание детям: Подойдите сначала к дверям, стукните три раза, а затем подойдите к большому столу и загляните под него.
Дети находят мешочек снеговика, говорят, где он лежал.
Логопед: Где нашли мешок? Откуда достали?
Логопед заглядывает в мешочек и находит задания для детей, которые приготовил для них Снеговичок.
Логопед: Вот первое задание. Будьте внимательны!
Игра «Логические задачи» – развитие внимания, логического мышления, связной речи, фонематического слуха.
Логопед задаёт вопросы:
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
- Какую ноту кладут в суп? (Соль)
- Как называется группа птиц? (Стая)
- Предмет для сиденья? (Стул)
- Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп)
- Какой звук слышится во всех этих словах?
Дети: Звук С.
Логопед: Как вы думаете, какой самый любимый звук у Снеговичка? Почему?
Дети: Звук С. Слово Снеговик начинается на звук С.
Логопед: Сегодня мы будем играть со звуком С, учиться искать его в словах. Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук С?
Дети: Губки улыбаются, язычок « горочкой».
Логопед: Какой это звук, гласный или согласный? Почему?
Дети: Звук С согласный, глухой, его нельзя петь, тянуть.
Логопед: Чтобы правильно произносить звук С, надо делать упражнения для губ и язычка. Посмотри, Снеговичок, как мы умеем играть с язычком!
Артикуляционная гимнастика (www.logolife.ru/logopedy/artikulyacionnaya-gimnastika): упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».
Дети берут зеркала, выполняют упражнения.
Логопед: Я и Снеговичок вами очень довольны! А теперь проверим, как же слышат ваши ушки.
Игра «Хлопни, не ошибись» – развитие фонематического слуха.
Логопед произносит слова: стол, коньки, лампа, стакан, сом, губы, нос, суп, молоко, мука, лес, мак, рак, носки, сапоги, санки.
Дети хлопают в ладоши, услышав звук С.
Логопед: Снеговичок принёс картинки и хочет, чтобы вы рассказали весёлый стишок про осу. Картинки помогут вам вспомнить этот стишок.
Логопед достаёт из мешочка картинки и предлагает детям произнести шутки-чистоговорки (мнемотехника):
Са-са-са, са-са-са-са, укусила в нос оса.
Со-со-со. со-со-со, стал мой нос как колесо!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, не боюсь я злой осы!
Су-су-су. су-су-су, я осу в руке несу!
Логопед хвалит детей.
Логопед: А вот ещё задание. Я думаю, что с ним мы тоже справимся.
Игра «Отгадайка» – звуковой анализ и синтез прямых слогов.
Логопед:
- Сначала звук С, потом звук О. Как будет вместе? Какой 1-ый звук? 2-ой? ( СО)
- Сначала звук С, потом звук У. Как будет вместе? Какой 1-ый звук? 2-ой? (СУ)
- Первый звук С, второй звук А. Как будет вместе? Какой 1-ый звук? 2-ой? (СА)
- Первый звук С, второй звук Ы. Как будет вместе? Какой 1-ый звук? 2-ой? (СЫ)
Логопед: Хотите ещё поиграть?
Игра «Договори словечко» – автоматизация звука С в слогах, в словах.
Логопед называет первый слог, дети – слог СА, затем всё слово: ли…, ро…, ко…, плак…, кра…, рель…, кляк…
Логопед называет первый слог, дети – слог СЫ, затем всё слово: о…, у…., ко…, ве…, бу…, но…, ча…
Логопед: Следующее задание самое трудное. Будьте внимательны!
Игра «Назови одним словом» – образование сложных слов, отработка произношения слов сложной звуко-слоговой структуры: листья падают – (листопад), сады разводит -…, сам летит –…., пыль сосёт –…, снег падает –…, сам варит –…, пыль сосёт –…, сам катит –…
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с этим трудным заданием. А сейчас отдохнём, покатаемся на самокатах!
Физкультминутка-логоритмика «Самокат» – согласование речи с движениями.
Звучит ритмичная мелодия.
Дети:
Самокат, самокат, самокату очень рад.
Сам качу, сам качу, сам качу куда хочу!
Игра « Разложи картинки» – выделение звука С в словах, уточнение позиции звука в слове.
Из мешочка, который принёс Снеговичок, дети достают картинки, определяют место звука С в словах и раскладывают в нужный обруч (в обручах лежат схемы слов).
Логопед: Снеговичок подготовил для вас ещё одну интересную игру.
Игра « Третий лишний» – исключение лишнего из ряда предметов.
На рабочих листах логопед предлагает детям рассмотреть, чётко назвать картинки, найти лишнюю картинку, раскрасить её
Дети находят картинку в названии которой нет звука С, раскрашивают её, объясняют свой выбор.
Логопед: Снеговичку очень понравилось у нас в гостях. Дети, а вам понравилось играть со Снеговичком? Скажите, Снеговичок какой?
Дети: Добрый, красивый, нарядный, маленький…
Логопед: Вы хотите, чтобы он вырос?
Дети: Да!
Логопед: Тогда придумайте как можно больше слов со звуком С, к нам прилетят снежинки и Снеговичок вырастет.
Игра «Придумай слова со звуком С» – развитие фонематических представлений.
Дети называют слова со звуком С и прикрепляют снежинку на коврик с зимним пейзажем.
Итог:
Логопед: Сколько снега намело! Скоро Снеговичок станет большим. Он уходит, но не прощается с нами, ведь зима только начинается! Мы не раз встретимся с ним, с его братьями снеговиками и с его подружками снежными бабами.