Факультативное занятие по теме "Понятие системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления" (2 ч). 9 класс

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  • РЦ развитие познавательного интереса.
  • ВЦ воспитание интереса как качества личности.
  • ОЦ обеспечение понимания, усвоение знаний, первичного закрепления понятийного аппарата курса и формирование способов по их применению.

Оборудование: медиапроектор, листы-инструкции к модулю - I.

Педагогические технологии: активизация познавательного интереса, модульная технология обучения математики.

Ход занятия

I .Оргмомент.

На этапе оргмомента учитель сообщает, что сегодня мы изучим шесть основных понятий и алгоритм развернутой записи числа. Мотивационная беседа осуществляется с помощью трёх проблемных заданий:

Слайд 1.

Задача 1. Верно ли, что 2х2=4. и 2х2=10?

Задача 2.(условие предъявляется на слайде1)

Задача 3. В чем загадка?

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами.
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Такой методический прием вызывает у учеников недоумение, удивление, интерес. Учитель сообщает, что решить эти задачи можно только после изучения темы "Системы счисления". Итак, приходим к постановке цели.

II. Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации опорных знаний проводится математический диктант (Блок - "входа") с последующей проверкой. В связи с этим, вызываются два ученика, которые одновременно выполняют этот же диктант, но с обратной стороны крыльев доски.

Содержание диктанта:

Представить степень в виде произведения: 24; 29; 24; 83; 37; 105; х10; аn.

Вычислить: 24; 22; 43; 33; 54; 103; 105

Записать числа с помощью суммы разрядных единиц 3654, 201276.

После проверки учитель определяет уровень готовности учащихся к познанию нового материала. При необходимости проводится коррекция. Изучение нового материала:

а) Изучение нового материала начинается с экскурса в историю происхождения и развития различных систем счисления, с использованием представленных ниже слайда 2. Новизна, наглядность, глубокое содержание способствуют воспитанию уважения к научным знаниям, раскрывают их значимость и побуждают к дальнейшей активной деятельности.

б) Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Затем выдаются группам листы-инструкции по четырём урокам учебного модуля - I, содержащие учебный материал обязательного и (для желающих) дополнительного уровня задания, формы диагностики контроля знаний и литература.

Слайд №2

Таблица 1.

Лист - инструкция по учебному модулю- 1

Темы уроков. Учебный материал и задачи к нему. Указание к выполнению.
Занятие № 1 (2 часа)

1.1 Понятие СС Позиционнонная и непозиционная СС

1.2 Развёрнутая форма записи числа. Перевод чисел из одной СС в 10 СС.

1.3 Перевод целых чисел из 10 СС в другие.

1.4 Решение задач по теме "Перевод целых чисел из 10 СС в другие СС.

Учебник: "Факультативный курс по математике 7- 9 (И.Л. Никольская)

п. 1,п. 2 (стр. 4-8) № 8-10 п.3 (стр. 10-16) №11-15 (стр.18) Дополнительно: 1. Учебник информатики

2. Ресурсы Интернета,

3. Математическая шкатулка (Ф.Ф Нагибин стр. 30)

1. Составить список вопросов к тексту п. 1п.2, п. 3 п. 2.

2. Составить опорные схемы и таблицы к УЭ-1.

3. Решить 3 проблемные задачи.

4. Выполнить открытый тест по освоению понятий темы СС.

5.Выполнить практикум.

6. Провести рефлексию.

Условные обозначения: СС - системы счисления;

УЭ - учебный элемент.

III. Групповая работа:

Каждая группа изучает теорию самостоятельно. Составляют вопросы к тексту, проводят обсуждение списка вопросов со своими участниками группы. После такой работы учащиеся всего класса вместе с учителем проводят корректировку разработанного списка вопросов.

В результате групповой работы был составлен следующий список вопросов к новой теме:

Что можно назвать системой счисления?

Как изображали числа?

Что лежит в основе правил арифметики любой системы счисления?

Какими бывают системы счисления?

Как считать в непозиционной системе?

Как записываются числа в римской нумерации?

Почему непозиционные системы используются редко?

Принципы организации любой позиционной системы счисления?

Каким может быть основание позиционной системы счисления?

Почему люди пользуются десятичной системой счисления?

Как указать принадлежность числа к какой-либо системе счисления?

Как перевести число в десятичную систему счисления?

Как перевести десятичные числа в другие системы счисления?

Далее идёт устная самостоятельная работа в группах по поиску ответов на поставленные вопросы (консультант обеспечивает организационную работу в группе). Затем, проходит отчёт групп о проделанной работе. Ответы корректируются, дополняются, уточняются учениками всего класса и учителем. В результате совместного обобщения появляются следующие опорные схемы и таблицы № 1- № 3.

Таблица №1.

Таблицы: СС 1. Развернутая форма записи числа.

, где

q - основание СС (количество используемых цифр),

- число в СС с основанием q

A - цифры многоразрядного числа ,

m (n) - количество целых (дробных) разрядов числа

Перевод десятичных чисел в другие СС

>

>

Деление происходит до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы q).

Таблица № 2.

Число Делитель

(основание)

Остаток Число Делитель

(основание)

Остаток
37 2 1 245 8 5
18 2 0 30 8 6
9 2 1 3 8 3
4 2 0 5 8 5
2 2 0 7 8 7

Таблица №3.

Перевод целых чисел из одной СС в другую.

1. Последовательное  целочисленное деление 10-чного числа на основание системы q.

2. Выделение остатков от деления.

3. Запись числа в развернутой форме и вычисление полученного выражения.

3.Запись числа в СС с основанием q.

q=8->q=2->q=16

374

3 011

7 111

4 100

11111100, q=2

>.

>

IV. Проверка усвоения.

На этапе первичного закрепления базовых понятий темы учащиеся выполняют тест с пропусками (каждой группе выдаётся карточка с текстом теста):

Система счисления - это :.чисел и соответствующие ему :.действия над числами.

Позиционная СС - это такая СС, в которой величина :цифрой в записи числа, зависит от :

Непозиционная СС - это СС, в которой от :в изображении:. числа не зависит величина которую он обозначает. Основание СС - это:..используемых:..в СС.

Алфавит СС - это множество содержащее. :, которые используются при записи чисел в СС.

Базис СС - это множество, которое содержит :::основания СС.

:..формой записи числа называется запись в виде А = а* :+ :+ :*q+ a* q.

И затем идёт сверка по эталону (спроектирован на экран):

Дальнейшая работа в группах идёт по разрешению проблемы, поставленной в начале занятия (трёх задач). Результаты решёния задач вызвали радость познания и заинтересованность в дальнейшей работе по изучению темы систем счисления.

V. Закрепление и применение знаний в сходной и новой ситуации.

В конце занятий подводится итог, с помощью опорных схем и таблиц (№ 1- № 3) повторяется новый материал.

Для поддержания высокого уровня познавательного интереса закрепление проводится с помощью занимательной викторины (Слайд3)

Слайд3 "Занимательная викторина"

VI. Анализ и рефлексия.

Учащиеся проговаривают, что узнали нового, какие испытали трудности, как их преодолевали в коллективной групповой деятельности, и проводят самооценку своей деятельности.

VII. Постановка домашнего задания.

1. Учебник: факультативный курс по математике - п1, п2, п3. (стр. 4-16) № 11- 14. (см. лист- инструкцию, опорные схемы).

2. Каждой группе придумать не менее трёх творческих заданий по теме занятия рассказы, стихи, кроссворды, свою автобиографию и т.д. Оформить в виде слайдов.

Литература:

  1. Маркова А. К., "Формирование интереса к обучению у школьников". -М.: Просвещение, 2000. - 286 с.
  2. Маслоу Абрахам, "Мотивация и личность учебное пособие". - 2-е изд., доработанное. - М.: Академия, 2002. - 516 с.
  3. Окунев А. А., "Спасибо за урок, дети!". - СПб.: Просвещение, 1989. - 296 с.
  4. Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии - М., 1973. 115. Сальникова Т. П., "Педагогические технологии"/учебное пособие. - М.: Профсвещение, 1995. - 328 с.
  5. Третьяков П.И., "Технология модульного обучения в школе" / изд "Новая школа", Москва, 1997, 528 с.
  6. Факультативный курс по математике 7-9-М., "Просвещение",1991.