Цель. В ходе проблемно- поисковой деятельности обучающихся определить учебную задачу для последующих уроков математики.
Задачи.
1) Автоматизировать вычислительные навыки в пределах 20.
2) Закрепить умение измерять величины и строить их по заданному числу.
3) Повторить принципы образования разрядных единиц в разных системах счисления.
4) Подвести детей к выводу о поразрядном сложении многозначных чисел.
5) Воспитывать бережное и рациональное отношение к природным ресурсам.
6) Развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы, вести диалог в группе сверстников , аргументировать свою точку зрения.
Оборудование. Оформленная доска, сигнальные карточки, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
- Дорогие ребята, сегодня на уроке математики мы должны ответить на очень важный вопрос-как объединить 2 фермерских хозяйства?
Кто такой фермер, и что такое фермерское хозяйство-вы прочитали на слайде. Проверим, как вы поняли значения этих слов.
Итак, кто же такой фермер?
- Что такое фермерское хозяйство?
- Скажите, ребята, а с какой целью фермеры объединяют свои хозяйства?
- Правильно, чтобы сообща купить дорогую сельскохозяйственную технику и качественно обработать поля.
(Слайд 2) Для этого нужно решить 4 экономические задачи:
1) объединить деньги;
2) объединить земельные участки;
3) объединить технику;
4) объединить семена
2. Устный счёт
(соревнование между рядами "Кто первым достигнет вершины?"
- Наша 1-я задача - объединить деньги. Проверим, как вы умеете их считать. Контролёры готовы? Внимание, марш! (Дети выбегают к доске, соседи по паре поднимают сигнальные карточки, если ученик допустил ошибку.)
- Считать, объединять деньги вы умеете. Однако к концу урока вы научитесь считать более крупные деньги.
3. Актуализация знаний
- Наша следующая задача- объединить земельные участки.
А чтобы найти их общую площадь, что мы сначала должны сделать с этими участками?
- Правильно, измерить. Проверим, как вы умеете это делать.
Итак, площади А и М измерили системой мерок. Определите систему счисления и запишите результаты измерения.
- Результат измерения площади К выберите из трёх ответов. Запишите его.
а) 321?
б) 431?
в) 1031?
- Я тоже посчитала мерки и записала число 431?. Верна ли моя запись?
- Покажите на доске переполнение разряда.
- Какое же число получилось? Проверьте все свои ответы по ключу.
341?
103?
1031?
-- Что ж, измерять величины вы тоже умеете.
4. Постановка учебной задачи и её решение.
- Вернёмся к нашей 2-й задаче. Нам нужно объединить 2 земельных участка и найти их общую площадь. Площадь 1-го участка А=1203?, площадь 2-го участка В=213?.
Как это сделать? Разделитесь на группы и предложите своё решение:(групповое обсуждение)
- Приглашаю представителя 1-й группы, 2-й, 3-й и т. д.
- Воспользуемся советом : группы. Построим величины А и В. Затем построим их общую величину.
-Однако, прежде, чем построить величины А и В, что мы сначала должны начертить?
- Правильно. Начертите четверичную систему счисления.
(На доске 1-й ученик строит систему счисления, 2-й и 3-й ученики на обратной стороне доски строят графические модели величинА и В. Остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях.Чертежи сравниваются, исправляются ошибки.)
- А теперь построим общую величину М. (Ученик работает у доски.)
- Что осталось нам сделать?
- Правильно. Измерить её. Произведите измерение и назовите общую площадь 2-х участков.
- Повторим, как мы её определили. Сначала построили общую величину, а затем её измерили.
- А нельзя ли найти общую площадь быстрее, не используя схемы? Послушаем следующую группу.
(Группа предлагает сложить 2 числа)
- Правильно. А чтобы не ошибиться и не сложить мерку Е? с меркой Е?, удобнее записать числа в столбик.
- Как показать переполнение разрядов?
- Можно ли, не вычисляя определить, сколько цифр будет в записи суммы?
- На какой разряд нужно посмотреть?
- Поставим точки вместо цифр. Что у нас получилось? (заготовка)
- Как же сложить 2 многозначных числа?
- Правильно. Поразрядно. Мерки Е? с мерками Е?, мерки Е? с мерками Е? и т.д.
- Какое число получилось? (такое же)
- Мы определили общую площадь 2 фермерских участков.
Каким же способом легче складывать 2 величины: с помощью схемы(графически) или складывая 2 многозначных числа(арифметически)?
5. Итог урока.
- Итак, на сегодняшнем уроке мы определили тему, которую будем изучать на последующих уроках математики. Эта тема "Сложение многозначных чисел" (Слайд 3).
Наша экономическая задача ещё не решена. Мы объединяли деньги, фермерские участки, а на следующем уроке математики будем решать задачи на объединение сельскохозяйственной техники и семян. Урок окончен. Спасибо всем за внимание.
6. Оценивание. Домашнее задание.