Урок математики во 2-м классе (образовательная система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова). Тема: "Сложение многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель. В ходе проблемно- поисковой деятельности обучающихся определить учебную задачу для последующих уроков математики.

Задачи.

1) Автоматизировать вычислительные навыки в пределах 20.

2) Закрепить умение измерять величины и строить их по заданному числу.

3) Повторить принципы образования разрядных единиц в разных системах счисления.

4) Подвести детей к выводу о поразрядном сложении многозначных чисел.

5) Воспитывать бережное и рациональное отношение к природным ресурсам.

6) Развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы, вести диалог в группе сверстников , аргументировать свою точку зрения.

Оборудование. Оформленная доска, сигнальные карточки, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Дорогие ребята, сегодня на уроке математики мы должны ответить на очень важный вопрос-как объединить 2 фермерских хозяйства?

Кто такой фермер, и что такое фермерское хозяйство-вы прочитали на слайде. Проверим, как вы поняли значения этих слов.

Итак, кто же такой фермер?

- Что такое фермерское хозяйство?

- Скажите, ребята, а с какой целью фермеры объединяют свои хозяйства?

- Правильно, чтобы сообща купить дорогую сельскохозяйственную технику и качественно обработать поля.

(Слайд 2) Для этого нужно решить 4 экономические задачи:

1) объединить деньги;

2) объединить земельные участки;

3) объединить технику;

4) объединить семена

2. Устный счёт

(соревнование между рядами "Кто первым достигнет вершины?"

- Наша 1-я задача - объединить деньги. Проверим, как вы умеете их считать. Контролёры готовы? Внимание, марш! (Дети выбегают к доске, соседи по паре поднимают сигнальные карточки, если ученик допустил ошибку.)

- Считать, объединять деньги вы умеете. Однако к концу урока вы научитесь считать более крупные деньги.

3. Актуализация знаний

- Наша следующая задача- объединить земельные участки.

А чтобы найти их общую площадь, что мы сначала должны сделать с этими участками?

- Правильно, измерить. Проверим, как вы умеете это делать.

Итак, площади А и М измерили системой мерок. Определите систему счисления и запишите результаты измерения.

- Результат измерения площади К выберите из трёх ответов. Запишите его.

а) 321?

б) 431?

в) 1031?

- Я тоже посчитала мерки и записала число 431?. Верна ли моя запись?

- Покажите на доске переполнение разряда.

- Какое же число получилось? Проверьте все свои ответы по ключу.

341?

103?

1031?

-- Что ж, измерять величины вы тоже умеете.

4. Постановка учебной задачи и её решение.

- Вернёмся к нашей 2-й задаче. Нам нужно объединить 2 земельных участка и найти их общую площадь. Площадь 1-го участка А=1203?, площадь 2-го участка В=213?.

Как это сделать? Разделитесь на группы и предложите своё решение:(групповое обсуждение)

- Приглашаю представителя 1-й группы, 2-й, 3-й и т. д.

- Воспользуемся советом : группы. Построим величины А и В. Затем построим их общую величину.

-Однако, прежде, чем построить величины А и В, что мы сначала должны начертить?

- Правильно. Начертите четверичную систему счисления.

(На доске 1-й ученик строит систему счисления, 2-й и 3-й ученики на обратной стороне доски строят графические модели величинА и В. Остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях.Чертежи сравниваются, исправляются ошибки.)

- А теперь построим общую величину М. (Ученик работает у доски.)

- Что осталось нам сделать?

- Правильно. Измерить её. Произведите измерение и назовите общую площадь 2-х участков.

- Повторим, как мы её определили. Сначала построили общую величину, а затем её измерили.

- А нельзя ли найти общую площадь быстрее, не используя схемы? Послушаем следующую группу.

(Группа предлагает сложить 2 числа)

- Правильно. А чтобы не ошибиться и не сложить мерку Е? с меркой Е?, удобнее записать числа в столбик.

- Как показать переполнение разрядов?

- Можно ли, не вычисляя определить, сколько цифр будет в записи суммы?

- На какой разряд нужно посмотреть?

- Поставим точки вместо цифр. Что у нас получилось? (заготовка)

- Как же сложить 2 многозначных числа?

- Правильно. Поразрядно. Мерки Е? с мерками Е?, мерки Е? с мерками Е? и т.д.

- Какое число получилось? (такое же)

- Мы определили общую площадь 2 фермерских участков.

Каким же способом легче складывать 2 величины: с помощью схемы(графически) или складывая 2 многозначных числа(арифметически)?

5. Итог урока.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы определили тему, которую будем изучать на последующих уроках математики. Эта тема "Сложение многозначных чисел" (Слайд 3).

Наша экономическая задача ещё не решена. Мы объединяли деньги, фермерские участки, а на следующем уроке математики будем решать задачи на объединение сельскохозяйственной техники и семян. Урок окончен. Спасибо всем за внимание.

6. Оценивание. Домашнее задание.