Программное содержание:
- расширить и уточнить естественнонаучные знания о диких животных, их внешнем виде и образе жизни с помощью принципа моделирования;
- закрепить в речи обобщающие понятия «Дикие животные»;
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в косвенных падежах с предлогами), способствовать развитию речевой активности и связной речи, формированию фонематического слуха и артикуляционной системы моторики;
- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: плоскостные фигуры животных и их детёнышей; предметные картинки с изображением дерева, полянки, дупла, берлоги и т.д.; схема описания и сравнения животных; карточки с буквами; круги по 3 штуки оранжевого, серого и коричневого цвета; мяч.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Зотова о диких животных из книги «Лесная мозаика»; разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке»; рассматривание иллюстраций; составление рассказов-описаний о животных по образцу и предложенному плану.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель встречает детей, загадывает им загадки, раздаёт по одной плоскостной фигурке дикого животного.
– Расскажите, фигурки каких животных вы
выбрали?
– Какие это животные? (Дикие)
– Сегодня мы будем говорить о диких животных.
2. Упражнение «Будь внимательным».
– Я прочитаю стихотворение о диких животных, внимательно слушайте.
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся, проурчав от сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач.
Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глянув из дупла –
Дождалась пушистая света и тепла!
Улыбнулся радостно весь пушистый лес.
И мороз за ёлками, заворчав, исчез.
– О каком времени года это стихотворение? (О
весне)
– Перечислите названия животных, которые вы
запомнили (медведь, заяц, грач, ёжик, белка).
– Кто в этом ряду лишний? (Грач)
– Почему? (Это птица).
3. Сейчас мы будем составлять рассказы-описания о диких животных по схеме. Вспомним её основные моменты (части тела, где живёт, чем питается, как зовут детёныша, какую пользу приносит человеку, в каких произведениях встречается как герой, см. Приложение 1).
4. Физкультминутка
Сидит белка на тележке, (хлопаем в ладоши)
Продаёт она орешки (удары – кулачок об кулачок)
Лисичке – сестричке, воробью, синичке, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
5. Игра «Что изменилось?»
– Посмотрите на доску и расскажите, где
находятся животные?
– Где стоит волк? (около дерева)
– Где сидит белочка? (перед дуплом)
– Где прячется заяц? (в кустах)
– Где находится медведь? (у берлоги)
– Где сидит рысь? (на ветке)
– Где находится лиса? (на полянке)
– Сейчас закройте глаза. (Педагог меняет
местами животных)
– Что изменилось? Объясните.
6. Игра «Эхо»
– Давайте представим, что мы гуляем в лесу,
встретили там ежа; потом видели, как белка скачет
с ветки на ветку и обнаружили, что заблудились.
Что мы будем кричать? (Ау!)
– Одна команда будет кричать громко, другая –
тише, третья – совсем тихо, как эхо в лесу.
– Для этого выберите кружки красного цвета, но
разного оттенка.
Ярко-красный – кричать громко
Ярко-розовый – кричать тише
Бледно-розовый – кричать совсем тихо.
– Сейчас мы поиграем в игру «У кого кто». Я называю дикое животное, бросаю мяч. Кому мяч попал, тот называет его детёныша.
7. Игра «Кто лишний»
– Сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Я перечислю названия детёнышей, а вы должны решить, кто из них лишний и почему.
- Медвежонок, котёнок, зайчонок, волчонок. – Лишний – котёнок, он живёт дома.
- Волчонок, зайчонок, лисёнок, ежонок. – Лишний – лисёнок, он – рыжий, все остальные – серые.
8. Послушайте внимательно стихотворение.
Три пушистых рыжих шкурки,
Дружно вышли на прогулку.
Лис, лисица и лисёнок;
папа, мама и ребёнок.Три колючих колобка
Притаились у пенька:
Ёж, Ежиха и Ежонок;
папа, мама и ребёнок.Волки вышли из-за ёлки,
На охоту вышли волки:
Волк, Волчица и Волчонок;
папа, мама, и ребёнок.
– Названия каких животных и их детёнышей
прозвучали?
– Нужно выйти к доске и на примере модулей
повторить их названия (см. Приложение
2)
9. Работа со схемами
– Посмотрите внимательно на доску и подумайте,
название какого дикого животного спрятано в
схеме?
– Какие буквы вы видите на схеме? (О – К)
– Как вы думаете, какие спрятаны под кружками?
– Согласные, потому что квадраты синего цвета.
– Какое слово обозначает схема? (Волк)
– Самостоятельно выложите при помощи
заменителей слово – БЕЛКА.
– Проверяем на доске (на квадратах)
– Сколько звуков в слове?
– Сколько гласных?
– Сколько согласных?
– Сколько слогов?
10. Отгадывание ребуса
По первым звукам в названиях картинок нужно отгадать зашифрованное слово – УЮТ, СЛОН. (см. Приложение 2)
11. Итоги занятия.
– Ребята, сегодня мы побывали в гостях у лесных жителей. Что вам показалось самым интересным? Трудным? Лёгким?