Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания об алфавите;
- показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- продолжить формировать умение пользоваться словарями.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся;
- развивать речь, мышление;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- учить "оценивать собственную деятельность на уроке;
- воспитывать потребность в знаниях.
Оформление: на шторах закреплен красочный алфавит.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- толковые словари С.И.Ожегова на каждую парту;
- листы формата А4 с заданием "Буратино" для каждого ученика;
- карточки с буквами для каждого ученика для соревнования по рядам
- блокнот, записная книжка;
- диск с песней "Буратино" (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина);
- раздаточный материал для учителей (на открытом уроке):
- листы с темой и задачами урока (Приложение 1);
- листы "алфавитный портрет учителя" (Приложение 2);
- листы с заданием "Буратино" (Приложение 3).
Ход урока
I. Орг. Момент.
Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.
II. Чистописание.
Учитель:
- Угадайте, какую букву мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания.
Буква эта знаменита,
Вы узнать её должны.
Звуком этой важной буквы
Поют песню груднички.
Дети прописывают одну строчку заглавной буквы "А", а другую строчной буквы "а".
III. Знакомство с новым словарным словом.
Учитель:
- А чем знаменита эта буква? (Стоит в начале алфавита).
- Что же такое алфавит?
- Давайте вспомним, как звучит алфавит. Только ещё раз напомню вам, что каждая буква алфавита имеет своё название.
- Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом "алфавит", как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.
- Итак, слово "алфавит". (На презентации появляется слово "алфавит".) (СЛАЙД 1).
- Какой слог ударный в этом слове? Значит, нам надо запомнить, что безударные гласные обозначены здесь буквами "а". Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.
- Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв "альфа" и "вита". (СЛАЙД 2)
- Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.
Дети прописывают слово алфавит.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Да, ребята, мы посвятим ещё один урок теме "Алфавит". Целью нашего сегодняшнего урока является необходимость ещё раз доказать себе, насколько важен алфавит в нашей жизни.
Учитель:
- Дети, а кто знает, каким русским словом-синонимом можно заменить слово "алфавит"? (Словом азбука).
- Правильно! Слово "азбука" тоже произошло от названия двух первых букв: "аз" и "буки". (СЛАЙД 3)
Учитель:
- Есть замечательная пословица: "Азбука - к мудрости ступенька".
- Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
- Давайте запишем это предложение в тетради. (На доске это предложение с комментированием записывает один ученик).
Физ. минутка для глаз. (СЛАЙД 4)
На экране под музыку перемещается буква в заданной траектории. Дети должны глазамиследить за ее перемещением по экрану.
V. Работа по обобщению, ранее полученных знаний.
Учитель:
- Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).
- А как вы думаете, можно сказать, что алфавит помогает экономить время, не тратить его зря?
-Давайте докажем это.
К доске учитель вызывает двух учеников. Он сообщает, что одному из них сейчас дадут блокнот, а другому записную книжку с алфавитом.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, чем отличаются друг от друга блокнот и записная книжка? (Записная книжка составлена по алфавиту, а блокнот - нет.)
- И в блокноте и в записной книжке записан телефон Суздалевой Галины Ивановны. Представим себе, что вам срочно нужно мне позвонить.
- Давайте посмотрим, кто быстрее его найдёт.
- Попробуем ещё раз? (Записан телефон поликлиники).
Дети делают вывод, что, конечно, алфавит помогает сэкономить время.
Учитель:
- А раз алфавит так необходим, то давайте потренируемся пользоваться им в обычной жизненной ситуации.
Задание 1.
Учитель:
- Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.
А для начала надо авторов узнать
И, конечно же, назвать.
- Этот автор написал сказку "Тараканище". (Чуковский)
- Эта писательница написала поучительный рассказ "Печенье". (Осеева)
- Кто написал произведение "Заплатка"? (Носов)
- Автор, который написал рассказ "Торопливый ножик". (Пермяк)
- Кто написал стихотворение "Я лишний"? (Барто)
Фамилии авторов в данном порядке высвечиваются на экране. (СЛАЙД 5).
Дети работают в тетрадях. Затем один ученик выходит к доске и на магнитах располагает в алфавитном порядке фамилии авторов.
Правильность ответа проверяется на экране. По щелчку вылетают фамилии авторов. (СЛАЙД 6).
Задание 2.
Учитель:
-Угадайте, с чем будет связано следующее задание.
Он на полках обитает,
Всё обо всём он вечно знает.
- Какие словари вы уже знаете?
- Конечно, это словарь.
- А сейчас, используя алфавит, попробуем найти в Толковом словаре значение одного слова. Но до этого попытаемся сами определить его значение.
- Это слово "баклуши".
(Предположения учащихся.)
Затем ученики находят данное слово в словаре. Далее объяснение учителя и на СЛАЙДЕ 7 появляется статья из Толкового словаря Ожегова.
Баклуши - чурки для выделки мелких изделий.
Бить баклуши - бездельничать.
(Учитель объясняет значение слова - чурки.)
Учитель:
-А мы с вами бьём баклуши на уроке?
Физ. минутка.
Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.
Задание 3.
Учитель:
- Ребята, на физ. минутке мы использовали знания алфавита для игры. А давайте еще поиграем.
Детям раздаются альбомные листы, на которых разбросаны буквы алфавита. Их надо соединить в алфавитном порядке, чтобы получилось изображение. (У учеников, которые правильно расположили буквы, появляется силуэт Буратино).
Звучит песня "Буратино", а у учителя в руках кукла Буратино (для открытого урока можно пригласить старшеклассника, который сыграет роль Буратино).
Учитель:
- Вы, конечно, знаете этого сказочного героя. Помните, он сначала отказался от своей Азбуки, а потом понял, что учиться необходимо.
Задание 4. (Обыгрывается с использованием куклы Буратино).
Учитель:
- Сейчас Буратино попросил меня, чтобы вы разгадали еще одно слово. Он сказал, что оно очень важное в жизни каждого человека. Разгадывать его мы будем тоже с помощью знаний алфавита.
(На столе у учителя лежат вырезанные буквы, из которых дети после выполненных заданий получат слово "порядок").
Учитель:
- Это слово состоит из 7 букв.
1) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Р. (П)
2) Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н. (О)
3) Третья стоит после буквы П. (Р)
4) Четвёртая стоит в алфавите последняя. (Я)
5) Пятая буква слова - пятая буква и в алфавите. (Д)
6) Шестая стоит между буквами Н и П. (О)
7) Последняя буква в нашем слове стоит после Й. (К)
- Запишем это важное слово в тетради. А вы знаете, что с этим словом есть замечательная пословица: "Порядок - душа всякого дела". (СЛАЙД 8)
- Перепишем по памятке её к себе в тетрадь. (Списывание ведется по памятке, разработанной М.С.Соловейчик).
- Пусть эта пословица станет вашим девизом в жизни.
VI. Подведение итога.
Учитель:
- Что на уроке вы сегодня узнали?
- Кто считает, что он замечательно сегодня поработал?
- А кто считает, что бил баклуши?
Заключительное слово учителя.
Алфавит - вот ключ к ответам,
Ведь ответы в словарях.
И воспользуйся советом:
Знанья - свет во всех делах.