Урок чтения по теме "Н.Носов "Живая шляпа""

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

  • Прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий.
  • Учить учащихся самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия, учить сравнивать, доказывать, анализировать.

Задачи урока:

  • обучающие: продолжить знакомство с биографией Н.Носова, познакомить с новым рассказом Н.Носова "Живая шляпа", учить детей выделять главную мысль, составлять картинный план, работать со словами самостоятельно и в группах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
  • развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память, расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.
  • воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.

Оборудование: учебник "Родная речь.2 класс"2 часть (под редакцией Л.Ф.Климановой), аудиозапись рассказа "Живая шляпа" в исполнении народного артиста России Б.Плотникова, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, портрет писателя, книги Н.Носова.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель приветствует детей. Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.

Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, потому что хотела поделиться с вами новостью. Дело в том, что сегодня на нашем уроке чтения открывается музей. В нём уже появились первые вещи писателя, о котором мы будем говорить. Давайте, скорей посмотрим на них.

(Слайд №2 с изображением кинокамеры, киноплёнки, ордена Красной Звезды).

- Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи?

Дети: - Николаю Николаевичу Носову.

Учитель: - Правильно. А почему именно эти вещи попали к нам в музей? Как вы думаете?

Рассуждения детей: Кинокамера и плёнка, т.к. Н.Носов был режиссёром, а орден, возможно, потому что он воевал.

Учитель: - А хотите узнать ещё больше о писателе? Откуда у него появился этот орден.

Дети: - Да!

III. Постановка целей урока.

Учитель: - Я хочу, чтобы вы не только продолжили знакомство с биографией Н.Носова, но и полюбили бы чтение. Мне хотелось бы, чтобы вы, после нашего урока, с удовольствием бегали в библиотеку за новыми книгами.

IV. Работа над новым материалом.

(Слайд №3 с изображением портрета Н.Н.Носова)

Учитель: - Носов родился 23 ноября 1908г в городе Киев, в семье актёра. Детство его прошло в посёлке Ирпень (недалеко от Киева). Разносторонне одарённый мальчик с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, радиолюбительством. Закончив школу-семилетку, работал рабочим на бетонном заводе. Затем поступил в Киевский художественный институт, откуда потом перевёлся в Московский институт кинемотографии. Окончил его в 1932 году и стал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 году орден Красной Звезды).

По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений, а часто вообще сплошные диалоги, именно поэтому дети помнят их наизусть. А вы помните, что такое диалог?

Дети: - Диалог - это разговор двух и более лиц.

Учитель: - Правильно.

- Что же нового вы узнали о писателе из моего рассказа?

V. Проверка домашнего задания.

Учитель: - А сейчас, как обычно, мы проверим домашнее задание. Давайте внимательно посмотрим на доску и прочтём название рассказа, над которым вы работали дома.

На доске: "НИКИЗАТЕЙ" и рисунок Незнайки. Дети читают, что написано на доске.

Учитель: - Такой рассказ вы читали дома?

Дети: - Нет.

Учитель: - Ах, это шалун Незнайка взял и поменял слоги местами. Давайте прочтём название правильно.

Дети: - "Затейники".

(Слайд №4 с изображением книги "Затейники").

Учитель: - Ребята, а почему у нас на уроке появился именно Незнайка? Почему к нам не пришёл Буратино?

Дети: - Потому что Незнайка - один из героев Носова.

Учитель: - Он узнал, что у нас открылся музей и не удержался - пришёл к нам в гости.

С собой он принёс коробочку. В ней что-то лежит.

Учитель просит одного из учеников подойти к Незнайке, прислонить ушко, чтобы Незнайка открыл тайну, что лежит в коробке, но Незнайка молчит.

Учитель: - А я знаю волшебное слово и думаю, что мне Незнайка расскажет, что лежит в коробке.

Учитель наклоняется к Незнайке и сообщает детям, что он уже знает, что там за предмет, но не может рассказать, т.к. Незнайка хочет его оживить и подарить музею.

Учитель: - А чтобы делать предметы живыми, нужно много учиться. Давайте научим Незнайку, как надо готовиться дома к урокам.

Что интересного вы знаете о рассказе, который читали дома?

Дети: - Это был первый рассказ, который Н.Носов опубликовал в "Мурзилке" в 1938 году.

Затем дети читают или пересказывают отрывок из рассказа "Затейники", к которому они готовили иллюстрацию дома.

VI. Продолжение работы по новой теме.

Учитель: - Ой, что-то наш Незнайка там бормочет. Давайте повторим его слова.

Дети читают чистоговорки, записанные на доске.

Ать-ать-ать-начинаем мы (играть).
Ра-ра-ра-начинай играть с (утра).
Ро-ро-ро-солнце светит нам в (окно).
Лем-лем-лем-хорошо тебе и (всем).

VII. Сообщение темы урока.

Учитель: - Смотрите, Незнайка заулыбался. Наверное, он любит играть? Ребята, а какая бывает игра?

Дети: - Весёлая, поучительная, :

Учитель: - А какая бывает улыбка?

Дети: - Добрая, счастливая, :

Учитель: - А какая бывает шляпа? Какая шляпа у Незнайки?

Дети: - Большая, синяя,:

Учитель: - А как вы думаете, живые шляпы бывают?

Дети: - Бывают, не бывают, :

Учитель: - А это мы сейчас узнаем, прочитав рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

(Слайд №5 с изображением книги "Живая шляпа")

Учитель: - Начнёт читать рассказ мастер слова - народный артист России Б.Плотников.

Вы же следите за текстом, потому что кто-то из вас продолжит его читать.

Учитель включает аудиозапись рассказа, дети слушают отрывок, а затем дочитывают хорошо читающие дети.

Вопросы по первичному восприятию.

Учитель: - Понравился ли вам рассказ?

- Какое настроение он у вас вызвал?

- Так почему же он так называется?

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

Дети: - Комод, кочерга.

(Слайды №6 и №7 с изображением комода, кочерги)

Знакомство с новыми словами.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи.

Учитель: - Давайте составим предложения с новыми словами.

Дети: - Кот Васька сидел на комоде. Вадик взял в руки кочергу.

VIII. Физкультминутка.

IX. Работа над закреплением изученного материала.

Учитель: - Что-то наш Незнайка загрустил? Наверное, дома сейчас идёт мультфильм, а он его пропустил. Ребята, а вы любите мультфильмы? А как вы думаете, легко создавать мультфильмы?

Дети: - Да, нет.

Учитель: - Например, чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Легко создавать?

Дети: - Нет.

Учитель - Чтобы создать мультфильм, нужно много времени, поэтому мы попробуем создать диафильм. Чтобы нарисовать кадры к диафильму, нужно хорошо знать текст. А для этого его нужно перечитать.

Повторное чтение рассказа по цепочке. Дети читают по предложению, затем самостоятельно дочитывают текст. Предварительно читаются трудные слова (на доске размещены карточки со словами).

плюх-ну-лось со-скольз-ну-ла
по-смо-три рас-кра-ши-ва-ли
под-прыг-нет при-от-кры-ли

 Учитель ставит перед учениками цель не просто прочитать, а подумать, сколько бы кадров они сделали к диафильму по этому рассказу.

Учитель: - Сколько же кадров у вас получилось?

А я тоже решила создать свой диафильм. Хотите посмотреть?

Дети: - Да.

(Слайды №8, №9, №10, №11)

Учитель: - Почему вы смеётесь?

Дети: - Нарушена последовательность кадров.

Учитель: - Расставьте их правильно.

Дети выстраивают картинки в правильной последовательности.

(Слайды №12, №13, №14, №15)

Учитель: - Рисованные герои не умеют разговаривать. Такой диафильм будет скучным и непонятным. Его нужно озвучить. Кто этим занимается?

Давайте не только расставим кадры по порядку, но и озвучим каждый кадр.

(Если есть время, то словами из учебника, если мало времени, то своими словами).

Учитель: - Но предмет в коробочке всё ещё молчит! Давайте каждый из вас поможет Незнайке "оживить" предмет.

Дети разбиваются на 2 группы:

Одни попробуют "оживить" слова, которые покинули гласные.

(Слайд №16)

Восстанови слова, добавив гласные

кмд_____ Влд_____ Вдк_____

шлп_____ стл_____ двн_____

ктнк_____ кмнт_____ крзн_____

Другие попробуют "оживить" текст.

(Слайд №17)

Лоп ан олапу - ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. Кидав и ядолов иледис етанмок в а.

Подумайте, как его можно прочитать. (Текст читается справа-налево)

Затем проходит проверка задания.

(Слайд №18)

комод Володя   Вадик
шляпа стол диван
котёнок комната корзина

Учитель: - А предмет в коробке всё молчит. Может, совместные усилия помогут его "оживить"? Давайте попробуем выполнить тест.

(Слайд №19)

Кто первый раскрыл секрет живой шляпы?

а) Витя, б) Володя в) Вадик.

Вадик попал картошкой в:

а) шляпу, б) Володю в) стенку.

Васька жмурился от:

а) боли, б) страха, в) света.

Учитель: - Пока мы с вами выполняли тест, Незнайка мне шепнул, что этот предмет очень любит пословицы.

Задание: Составить из слов пословицы и объяснить их смысл. На каждом ряду у трёхчеловек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Робкого и тень страшит
У страха глаза велики
Всё хорошо что хорошо кончается

Учитель: - Ой, что-то в коробочке застучало.

Учитель открывает коробку и достаёт книгу Н.Н.Носова.

Учитель: - Книга вам хочет что-то сказать.

(Слайд №20)

Выходят три ученика.

1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так некрасиво.

2. Если ваше чтение закончилось в определённом месте, вложите меж страниц закладку, чтобы я могла спокойно отдохнуть.

3. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что сырая погода мне вредна.

Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными.

Учитель:

- Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

X. Домашнее задание.

(Слайд №21)

Учебник страницы 54 - 59:

  • подготовить чтение по ролям,
  • дополнить диафильм своим кадром,
  • "оживить" предмет по своему выбору.

XI. Подведение итогов.

Учитель: - Что нового узнали?

  • Чему учились?
  • Захотелось ли вам отправиться в библиотеку?

XII. Рефлексия, оценки.

Учитель:- Ребята, пусть похлопает одним пальчиком тот, кому было скучно на уроке и он считает, что мало работал.

- Похлопайте двумя пальчиками те детки, которые считают, что они хорошо работали, но могут и лучше.

- Похлопайте громко в ладоши те дети, которым всё понравилось, и они считают, что работали очень хорошо.

Приложение.