Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте.
Задачи:
- продолжать учить звуковому и слоговому анализу и синтезу слов, анализу предложений;
- закреплять понятие гласный, согласный звук;
- развивать связную речь (монологические и диалогические формы), грамматический строй речи;
- формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов;
- воспитывать позитивное отношение к школе.
Ход занятия
Воспитатель: -Дети, а как называется наш детский сад?
Дети: -"Сказка"
Воспитатель: - И я хочу вас сегодня пригласить попутешествовать в одну из сказок. В сказках много волшебства. Хотите его увидеть? Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова. Крекс - пекс - фекс. Вы видите какие - нибудь изменения? Что произошло?
Дети: - Вы превратились в Мальвину .
Воспитатель: - Хотите узнать, как зовут моего самого любимого друга? Для этого нужно взять первый слог от каждого слова, которые вы сейчас услышите и по ним прочитать его имя.
Воспитатель: - Дети, что висит у меня на шее?
Дети: - Бусы
Воспитатель: - Что я держу в руке?
Дети: - Ракушку.
Воспитатель: - После сильного шума, мы хотим чтобы стало как?
Дети: - Тихо.
Воспитатель: - Меня сюда к вам привели что?
Дети: -Ноги.
Воспитатель: - Складываем слоги и читаем слово.
Дети: БУ - РА - ТИ - НО
Воспитатель: - Хотите с ним встретиться? Тогда помогите мне, пожалуйста! Надо правильно расставить картинки по сюжету сказки. А из какой сказки эти герои?
Дети: - Сказка называется "Приключения Буратино или золотой ключик", написал ее А.Н. Толстой.
(Дети составляют рассказ по набору картинок из сказки).
Воспитатель: - Мне понравилось то, о чем вы рассказали. А теперь составьте предложения по этим картинкам и запишите их схематично.
(Дети записывают на доске схемы предложений из двух, трех, четырех слов и делят их на слоги).
Воспитатель: - Молодцы! А я вот вижу, что один мальчик среди вас напоминает мне Буратино. Это ты! Вот возьми свой колпачок.
Воспитатель: - Буратино, давайте немножко передохнем и сделаем физминутку.
Физминутка
"Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развел, колпачок, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать". (Дети выполняют).
Второй воспитатель Буратино:
- Чтобы золотой ключик достать нужно тайны и задания этих цветов разгадать.
Вот и первый цветок: Игра "Наоборот" ( маленький - большой, черный - белый, веселый - грустный, сытый - голодный, чистый - грязный, шершавый - гладкий, твердый - мягкий, война - мир, пасмурный - солнечный, горький - сладкий, кислый - сладкий, слабый - сильный, грубый - нежный).
Второй цветок: Игра "Доскажите словечко"
- Лежебока рыжий кот отлежал себе :. (живот),
- Я сижу едва не плача, очень трудная :. (задача),
- В коридоре топот ног, то зовет всех в класс :. (звонок),
- Она весну встречает - сережки надевает , накинута на спинку - зеленая косынка, а платьице - в полоску, ты узнаешь :.. (березку)?
- У отца был мальчик странный, необычный - деревянный, но любил папаша сына, что за странный человек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный, кто же это :.( Буратино).
Третий цветок: Игра "буква потерялась"
(_осква, _арабинск, _овосибирск, учи_ельница, шко_а, каран_аш, порт_ель).
Четвертый цветок: Игра "Перевертыши"
(луг - гул, сел - лес, дед, дом - мод, нос - сон, комок, ток - кот, мадам, мир - рим, наган, казак, поп, пуп, потоп, шорох - хорош, шалаш).
(100 Ю - стою, ТЕ 100 - тесто, 7 Я - семья,
Ш - шутка,
Ф - шарф,
БА - бабочка,
К - рыбак,
ВИ 3 НА - витрина, 100 лб - столб.)
Пятый цветок: Игра "Ребусы" (какое в них спряталось слово).
Первый воспитатель - Мальвина: - Молодцы! Вы открыли все тайны цветов, а их нужно подарить, отгадайте кому? Кто же это ходит в каменной рубахе?
Дети: - В каменной рубахе ходит:..( черепаха);
Пальчиковая гимнастика
- Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет, есть, то высовывает голову. Когда хочет спать, то прячет ее обратно.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
- Посмотрите, сколько к вам приплыло черепах, на их рубашках пунктирные линии надо соединить одной, тогда лучше будет виден рисунок на их рубашках.
(Дети пишут карандашами по пунктирам.)
Первый воспитатель - Мальвина: - Вот и приплыла наша большая черепаха - Тартила, она принесла золотой ключик. Теперь Буратино ты можешь открыть дверь и узнать , что находится за ней. А черепахе мы подарим цветы, и пусть она плывет со своими черепашками. (Загадывает загадки - обманки).
Загадки - обманки:
- Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая ::(белка);
- В чаще, голову задрав, воет с голоду :. ( волк);
- Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый :. (медведь);
- В теплой лужице своей громко квакал :. ( лягушонок);
- Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый :. (медведь);
- Быстрее всех от страха несется :. (заяц).
Буратино открывает дверь и находит за ней портфель.
Первый воспитатель - Мальвина: - Дети, зачем нужен портфель? Буратино вместе с нами тоже пойдет в первый класс. Давайте поможем ему собрать портфель в школу.
Игра "Помоги Буратино собрать портфель".
Воспитатель:
- Волшебство уже заканчивается (бой волшебных часов). Скорей закрывайте глаза: Крекс-пекс-фекс. Ну вот и закончилось наше путешествие в сказку.
- Посмотрите: Буратино оставил нам красивую коробочку. Давайте посмотрим: что в ней. Настольная игра "Золотой ключик".
Самостоятельная деятельность детей.