Цель: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, выяснить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся знания, сопоставлять изученный материал с известными знаниями.
- Развивать критическое мышление учащихся. Формировать навык самооценки.
- Воспитывать умение выслушивать мнения других, умение проводить рефлексию своей работы.
- Научить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Оборудование: коллекция почв, прозрачные стаканы, палочки, фильтр, стекло, спиртовка, штатив, держатель. Тексты, таблица, словарь С. И. Ожегова, индивидуальные карточки-сигналы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Я очень рада новой встрече с вами.
- Надеюсь, что работа на уроке будет творческая и интересная.
2. Мотивация.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
- Как нужно относиться к природе?
-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
3. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1) Стадия вызова.
- Определите тему урока, прослушав рассказ. (Читает ученик.)
Есть чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или нет судить вам. Да только чудесная кладовая есть на самом деле.
- А как она называется?
- Какова тема урока?
2) Тема урока. Почва. (Карточка на доске.)
3) Программа-опровержение. (Доказать или опровергнуть утверждение.)
-А что такое почва? - Просигнализируйте, согласны ли вы с моим суждением. (Синий - согласен, красный - нет.)
- Я считаю, что почва - это камни, скалы, горы.
-Почему не согласны?
-А как разрушаются камни? Что остается после их разрушения?
-Как вы считаете, что такое почва? (Карточки на доске закрыты.)
4) Приём "Корзина идей".
- Обсудите в группах и выдвиньте своё предположение за 1 минуту.
-Почва - это:.
- В конце урока вернёмся к вашим предположениям.
5) Постановка У.З.
- Какую учебную задачу поставите?
-На уроке постараемся узнать об основных свойствах почвы, ее составе и дадим определение, то есть раскроем секреты этой кладовой.
4. Изучение нового материала.
1) Стадия осмысления. Практическая работа в группах.
- Я предлагаю вам вспомнить, что знаете о почве и записать в левую часть таблицы в графу "До". Время 2 мин. (Приложение 1)
-Есть ли в ваших записях информация, в которой сомневаетесь?
-А как можно её проверить?
Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Ведь многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты.
Работать предстоит в группах. Выберите доцента, который будет докладывать о результатах опыта. Старший научный сотрудник обобщает результаты. Младший сотрудник выполняет опыт. Аспирант читает описание опыта. Студенты являются помощниками.
Перед вами на столах коллекция почв, описание опыта и оборудование. (Приложение 2.)
Проделайте опыты и выясните основные свойства и состав почвы.
Полученные знания, в ходе исследований, записывайте в графе "После". Начинайте работу.
1 группа (цвет и воздух)
2 группа (цвет и вода)
3 группа (цвет, песок и глина)
- Расскажите о результатах опытов. (Создаётся кластер на доске.) (Приложение 3.)
-Что ещё входит в состав почвы? Продолжим опыты.
Опыт. Буду нагревать почву над спиртовкой.
- Что увидели, почувствовали? Почему?
Это сгорают остатки растений и животных: корешки, листья, стебельки, части насекомых, червей.
-Что остаётся после их перегнивания?
Да. Это перегной. Он придаёт почве тёмный цвет.
-А какого цвета почвы в ваших огородах?
Региональный компонент.
В нашей местности почвы бедны перегноем, поэтому цвет её более светлый. Жителям Устьянского района нужно удобрять почву, чтобы вырастить хороший урожай.
Опыт. Профильтрую воду, в которой находилась почва. Беру одну капельку воды. Помещаю на стекло. Держу над огнём. Посмотрите на стекло.
- Что видите? Что произошло с водой?
Соли это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они растворяются в воде. Образуются благодаря перегною под действием микробов.
- Вернёмся к определению.
-Как вы думаете сейчас у вас достаточно знаний, чтобы дописать определение почвы? Отдохнём и продолжим работу.
Физкультминутка. (Приложение 4)
5. Закрепление учебного материала и самостоятельная работа с дополнительной литературой.
- Перед вами учебник (с. 67), словарь С. И. Ожегова и дополнительная литература.
Продолжите заполнять графу "После", записывая кратко новые сведения о почве.
Словарь поможет вам объяснить значение непонятных слов.
1 группа. Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ.
С тех пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Но! 1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.
По вине людей почва быстро разрушается. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.
Этот процесс называют эрозией почвы.
2 группа. Почва многого "боится". Например - воды. Почвы, в которых избыток воды, называют болотные. И там растут те растения, у которых корни неглубоко проникают в почву. Чтобы улучшить их рост, на почве производят мелиорацию - отводят лишнюю воду. А ещё почва " боится" - ядохимикатов.
Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.
3 группа. - Запомни! Нельзя сжигать опавшие листья и отмершие части растений. Это ведёт к обеднению почвы питательными веществами. А вот черви играют полезную роль в почве. Они затаскивают в свои норки листья, съедают их. Таким образом, ускоряют процесс разложения. Бактерии и грибки окончательно разрушают остатки растений и животных. Так образуются минеральные вещества, которые всасываются корнями растений. Растения же служат пищей животным. Так в природе происходит круговорот.
- Почему всё - таки камни, скалы и горы не могут быть почвой?
-В чём же секрет " чудесной кладовой"?
Плодородие - главное свойство почвы.
-Что такое почва? Дайте теперь определение.
- Предположение какой группы было точнее?
-Запишите определение.
Почва- это верхний плодородный слой земли. (Открываются все карточки на доске.)
-Почему же почва плодородна?
Посмотрите на кластер и расскажите. (Приложение 3)
- Какую новую информацию вы получили из литературы?
- О чём вы думали иначе? Что вас поразило или удивило?
- Значение каких слов пришлось искать в словаре? Расскажите, по мере необходимости запишите в таблицу.
Мелиорация - отведение лишней воды.
Ядохимикаты - ядовитые вещества, применяемые для борьбы с вредными насекомыми и бактериями.
Эрозия - полное или частичное разрушение поверхности.
6. Применение знаний и умений, полученных на уроке.
- Приготовьте сигналы. Согласны ли вы с моим суждением?
Я считаю, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются.
- Докажите это, используя свои знания о почве.
7. Домашнее задание.
- Выберите задание и запишите.
Приготовить рассказ о почве, используя свою таблицу.
Узнать, кто создал науку о почвах.
Разгадать кроссворд. (Приложение 5)
8. Рефлексия.
- Чтобы доказать, что секрет "чудесной кладовой" открыт, проведём тест (Приложение 6).
-Проверьте.
1. в.
2. в.
3. б.
4. а.
5. в.
9. Самооценка.
- Кто доволен своим результатом?
- Кому нужно повторить изученный материал на уроке?