Авторская логико-смысловая модель (ЛСМ) “Уравнения” (приложение 1) - есть результат реализации дидактической многомерной технологии (ДМТ). ЛСМ несет информацию по теме в соответствии с материалом учебника - Никольский С.М. Алгебра и начала анализа, 11.М., Просвещение, 2009.
Логико-смысловая модель (ЛСМ) представления и анализа знаний по теме “Уравнения”:
- Позволяет решать дидактические задачи (обучение новому – закрепление - обобщение и систематизация - коррекция – контроль), как в рамках всей учебной темы “Уравнения”, так и в рамках конкретного урока, т.е. обладает свойством многофункциональности.
- Устанавливает логические связи между понятиями учебной темы “Уравнения”.
- Формирует целостное восприятие темы “Уравнения”, что ведет, помимо прочего к возможности выбора способа решения.
- Совершенствует основные виды деятельности педагога и обучающихся (в качестве основного отметим эффективное осуществление деятельностного подхода)
и др.
Помимо “бумажного” варианта модели, при обучении используется динамическая ЛСМ, которая выполнена как модель-конструктор или модель-трансформер.
Динамическая ЛСМ это прикреплённые к стенду (возможно – магнитная доска и др.):
- декоративные узкие ленточки - оси солярной модели;
- бумажные кружки-“ползунки” (могут свободно передвигаться по оси, при необходимости их количество можно увеличивать или уменьшать) - узлы на осях;
- съёмные карточки – названия осей, узлов.
Оси и узлы – основа для трансформации модели при представлении знаний на другую тему.
Обладая свойствами конструктора, модель позволяет учителю предлагать обучающимся разнообразные виды работ. Порой творчество проявляют сами ученики, придумывая новые задания, связанные с динамической ЛСМ.
Предлагаем набор из нескольких приемов и способов работы с динамической логико-смысловой моделью представления и анализа знаний по теме “Уравнения”.
- “Экскурсия”
- “Да-нет-ка”
- “Путаница”
- “Карточный базар”
- “Соответствие-1”
- “Соответствие-2”
- “Метка-1”
- “Метка-2”
- “Метка-3”
- “Трансформер-4”
- “Лото”
- “Устами младенца”
Учащийся излагает всю информацию представленную на ЛСМ (возможно только фрагментарно). В классе можно организовать конкурс на лучшего “экскурсовода”.
Учитель (учащийся) загадывает нечто, связанное с ЛСМ (узловое слово, название оси). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы можно отвечать только словами “да”, “нет”, “и да и нет”.
Учитель меняет местами несколько карточек на динамической ЛСМ, учащиеся исправляют “ошибки”.
С динамической ЛСМ снимаются несколько карточек (6-7) и располагаются на магнитной доске. Группа учащихся должна найти месторасположение карточек на динамической ЛСМ (возможно индивидуальное выполнение).
На доске записаны уравнения, они пронумерованы и каждому соответствует цвет, отмеченный стикером. Необходимо выбрать для каждого уравнения способы решения и преобразования, и отметить их на ЛСМ стикером соответствующего цвета. Эту работу можно выполнять как в группе, так и индивидуально, при этом учащиеся на месте выполняют аналогичное задание, отмечая на “бумажной” схеме соответствующие номера уравнений. После выполнения необходимо провести обсуждение, учащиеся обосновывают свой выбор, при необходимости ведется коррекция.
Прием, изложенный в п.5, можно организовать иначе: рядом с написанным на доске уравнением поместить, снятую с динамической ЛСМ карточку.
Метка - вырезанный из цветной бумаги кружок и др. На динамической ЛСМ меткой отмечается вид уравнения, учащиеся должны назвать возможные преобразования для его решения.
На динамической ЛСМ меткой отмечается узел – преобразование, учащиеся определяют вид уравнения, которое решается с применением этого преобразования, а также отмечают метками другие преобразования, которые позволяют решить выбранное уравнение.
Перед уроком учитель на ЛСМ отмечает меткой узел (ось), в соответствии с этим учащиеся формулируют тему, цели, задачи урока.
Динамическую ЛСМ можно трансформировать, “развернув” любую ось, то есть создать новую ЛСМ. (Приложение 2).
Из карточек, снятых с динамической ЛСМ, можно организовать игру в парах в целях повторения и закрепления знаний.
К динамической ЛСМ выходит учащийся, выбирая ключевое слово на схеме, он должен рассказать об этом слове, не упоминая его. На местах отгадывают.
Динамическая ЛСМ находится в работе на протяжения изучения всей темы (длительный промежуток времени). Она постоянно перед глазами всех, кто занимается в кабинете математики, а значит, благодаря зрительной памяти остаётся в сознании учащихся непроизвольно.
Поскольку логико-смысловые модели обладают универсальностью, т.е. могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин, то представляется эффективным и актуальным использование ЛСМ на различных учебных предметах, особенно при повторении и обобщении учебного материала в процессе подготовки к ЕГЭ.
Литература
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя . М: Вита-Пресс, 2004.
- Галыгина И.В.Современные технологии преподавания химии: 8-11 классы: учебно-методическое пособие. М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.