Цель: Познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать все многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности,
Оборудование: проектор, экран, иллюстрации с изображениями пресмыкающихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, объявление темы урока.
Сегодня на уроке окружающего мира мы мысленно перенесемся в жаркие страны, в тропики, пустыни, чтобы познакомиться с представителями нового класса позвоночных животных.
2. Проверка домашнего задания.
Начнем урок с проверки домашнего задания.
О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (Тема прошлого урока “Земноводные”.)
Какое было дано задание?
- Игра . “Отгадай. Кто я?”.
Ученик описывает себя от имени какого-либо земноводного (внешний вид, особенности поведения, место проживания, способ передвижения, дыхания, питания и пр.). Дети должны угадать, кто это.
- Задание . “Графический диктант”.
А теперь, ребята, я проведу небольшую игру. Для этого вам необходимо взять листок бумаги. Я называю животное, если это будет земноводное, вы рисуете кружочки. Если – нет, вы рисуете треугольник.
Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон, кенгуру, саламандра.
Итак, давайте проверим. Должно быть 4 кружочка и 5 треугольников.
- Минутка Почемучек.
Дети могут задать любые интересующие их вопросы.
3. Новая тема (с демонстрацией презентации).
Ребята, посмотрите на эти иллюстрации (змея, крокодил, черепаха, ящерица).
Кого вы видите?
Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?
Да, это новый класс позвоночных животных, и называется он “пресмыкающиеся”, а по-другому “рептилии”. (Слайд 1 и 2)
Чаще всего рептилии обитают в жарких странах. Но почему? Что известно о пресмыкающихся? (Слайд 3)
Всего на Земле обитает около 8 тысяч видов пресмыкающихся.
Как я уже говорила, пресмыкающиеся или рептилии относятся к позвоночным животным.
Рептилии – особые животные, они холоднокровные, у них отсутствуют механизмы регуляции температуры тела, как у большинства животных.
Поэтому при температуре воздуха ниже +18º жизненная активность рептилий резко снижается: они впадают в оцепенение (спячку). А при температуре выше +51º пресмыкающиеся могут погибнуть от перегрева. Жизнь в холодном климате рептилиям противопоказана.
Пресмыкающиеся могут в какой-то мере влиять на температуру своего тела. По утрам они часто греются на солнце, в полуденный зной приподнимаются на ногах, чтобы воздух охлаждал тело. Если очень жарко, некоторые рептилии прячутся в тень, расщелины, другие же охлаждаются, часто дыша, могут забраться в воду.
А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса – змеями. (Слайд 4)
Вопреки распространенному мнению змеи не покрыты слизью. Змеи и прочие животные этого класса покрыты роговыми чешуйками или щитками, которые покрывают все тело животного, как черепица. На ощупь они сухие. Расцветка змеиной кожи бывает самая разнообразная, но не для красоты, а для того, чтобы отпугивать врагов. А еще, чтобы напугать противника, змея может угрожающе свистеть или шипеть.
(Слайд 5)
Все змеи хищники. Они могут нападать на животное намного большее ее поразмеру.
Змеи не пережевывают пищу, а заглатывают ее целиком. Некоторые, чтобы убить добычу, используют яд, некоторые сжимают свою жертву, пока она не задохнется.
Самая крупная ядовитая змея – это азиатская королевская кобра. Ее яда хватит, чтобы убить 20 с лишним человек.
Змеи чувствуют запахи своим раздвоенным языком, а не носом.
Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о какой-либо змее, заранее подготовленное.
(Слайд 6)
Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах.
Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут, когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями. Некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров.
(Слайд 7)
Большинство рептилий, в том числе и крокодилы, откладывают яйца. Их яйца не твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые.
Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.
Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо виде крокодилов, заранее подготовленное.
(Слайд 8)
Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь.
Он образован костными пластинками, сросшимися с ребрами и отростками позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так что свободными остаются только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде.
(Слайд 9)
Большинство черепах так или иначе связаны с водой. Морские черепахи покидают
теплые моря только для того, чтобы отложить
яйца.
Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне.
Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг (морская кожистая черепаха).
Выступление ученика (одного или нескольких) с мини-сообщением о каком-либо виде черепахи, заранее подготовленное.
(Слайд 10)
А теперь поближе познакомимся с хамелеоном.
Хамелеон – это ящерица, которая живет на деревьях, обхватывая ветки хвостом и коготками. Хамелеон ловит насекомых своим длинным липким языком.
Он меняет свой цвет, чтобы слиться с окружающим фоном. Это называется маскировкой, и она помогает хамелеонам скрыться от врагов. Хамелеоны темнеют, когда они сердятся, и бледнеют от страха.
Глаза хамелеона могут одновременно смотреть в разные стороны.
(Слайд 11)
Динозавры, жившие на нашей планете миллионы лет назад – также являются представителями класса пресмыкающихся.
Динозавры являются самыми крупными наземными животными, когда-либо водившимися на Земле. Современные рептилии по размерам даже отдаленно не напоминают этих рекордсменов. Мы многое знаем о них, потому что были найдены останки их костей, зубов и даже окаменелые яйца с зародышами.
(Слайд 12)
Взаимоотношения человека и пресмыкающегося нельзя назвать простыми. Люди одновременно и опасаются рептилий, и восхищаются их мудростью, красотой. Образ рептилий очень часто воплощается в картинах художников, различных украшениях.
(Слайд 13)
В устном народном творчестве также часто упоминаются пресмыкающиеся. Так мы говорим:
- “Змею на груди пригреть”,
- “Будьте мудры, как змии…”,
- “Змея подколодная”,
- “Змея меняет шкуру, но не меняет свою натуру”,
- “Крокодиловы слезы”,
- “В воде жить, с крокодилом речь вести”,
- “Черепашьим шагом”,
- “Мудрый, как черепаха, глупый, как слон”,
- “Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою” и др.
(Слайд 14)
Крокодил часто становился героем детских сказок:
Вы все знаете доброго крокодила Гену из сказки Э.Успенского, крокодила из
произведений К.Чуковского.
Известный юмористический журнал “Крокодил” несколько десятилетий выходил в Советском Союзе.
(Слайд 15)
Черепаха – любимый сказочный персонаж.
Мы с детства знаем и любим мудрую черепаху Тортиллу из сказки А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, а песенку из мультфильма “Как Львенок и Черепаха пели песню” знаем наизусть.
(Слайд 16)
На этом презентация заканчивается.
Задайте вопросы, которые у вас возникли.
4. Подведение итогов работы.
Итак, с какими животными мы сегодня познакомились?
Это позвоночные животные или беспозвоночные?
В какой класс они объединены?
Какие особенности есть у животных этого класса?
5. Домашнее задание.