Цель: расширить информационное пространство вокруг профессии столяра.
Задачи: коррекция мышления на основе игровой методики в упражнениях на развитие группировки и классификацию, развитие зрительного внимания, воспитывать уважительное отношение к труду, как высшие ценности жизни, формировать потребность в труде, работать над коррекцией зрительного восприятия, расширение представлений об окружающем и обогащении словаря.
Вводная часть.
Социальный педагог:
Ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с миром профессий. Посмотрите на эти строки: “У меня растут года – будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься?”. Это написал Владимир Владимирович Маяковский в книге “Кем быть?”. В вашей жизни наступит важный этап, когда вам будет необходимо определится в выборе своего профессионального будущего, и первый шаг на этом пути – выбор профессии.
Творческое задание “Предметы из дерева”.
Перед тем как предложить детям эту игру, социальный педагог приносит на занятие книгу по столярному мастерству и рассказывает детям, какие породы деревьев используются для изготовления тех или иных предметов. Педагог предупреждает детей, что рисунки могут быть схематичными.
Затем социальный педагог делит детей на группы и раздает каждой группе карточку с рисунком какого-либо дерева. Дети должны вспомнить, что обыкновенно изготавливают из древесины этого дерева, и нарисовать эти предметы. Если дети ошиблись и нарисовали предмет, который не делают из того или иного дерева, группа получает штрафное очко. Побеждает группа, которая за определенное время вспомнит и нарисует больше предметов из своего дерева и получит меньше штрафных очков.
А теперь послушаем стихотворение Ирины Пивоваровой:
Бежит рубанок по доске,
как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке, –
доска подогнана к доске.
Столяр доволен.
Он поет и в руки молоток
берет…
Доска сколочена с доской
и пахнет солнцем и сосной.
И новый стол почти готов,
и новый стих почти готов.
Вот допишу я строчку,
столяр вобьет последний гвоздь,
и я поставлю точку.
– Ребята, о какой профессии идет речь?
– Правильно о профессии столяр.
Вопросы и задания для беседы;
- Есть ли у вас или у ваших родителей знакомый столяр? Расскажите о нем.
- Какие законы и правила должен соблюдать столяр, чтобы его работа была успешной?
- Перечислите рабочие инструменты столяра.
Основная часть.
– А расскажет о профессии столяра нам учитель трудового обучения Александр Васильевич.
Столяр.
Александр Васильевич: Столяр – профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции. Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции – оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции – стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции – щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции. Столяр должен свободно владеть столярными инструментами (рубанком, фуганком, электрической и механической дрелью и т.д.), уметь работать на станках: строгальном, шлифовальном, токарном. Он должен уметь строгать вручную необлицованные брусковые детали, подготавливать поверхности деталей разных изделий к облицовыванию, наклеивать на изделия облицовочные материалы, зачищать и шлифовать облицованные детали и узлы, подгонять и крепить на клею и шурупах детали к узлам и изделиям, выполнять все виды работ на основных деревообрабатывающих станках, весь комплекс работ по изготовлению художественной мебели и мебели сложной конструкции по чертежам, собирать корпусную и решетчатую мебель сложной конструкции из полированных узлов и деталей, подбирать, подгонять и крепить лицевую фурнитуру – зеркала, стеклянные дверки и полки "в отделанной мебели, защищать детали и узлы, облицованные строганным шпоном древесины, ремонтировать и реставрировать собранную и отделанную корпусную мебель с заменой отдельных узлов и деталей. Трудно перечислить все сферы применения столярных изделий, но особенно велико их значение в строительстве, где невозможно обойтись без деревянных окон и дверей, наличников, полов, плинтусов, галтелей, а также временных сооружений: лесов, подмостей, опалубки.
Социальный педагог: Спасибо, Александр Васильевич. А где, в каких учебных заведениях нашего города готовят специалистов данной профессии, нам расскажет представитель профцентра Людмила Георгиевна
Людмила Георгиевна: Данную профессию можно получить в следующих учебных заведениях:
- Омский строительный техникум.
- Омское профессиональное училище № 49.
- ПУ № 18, р.п. Одесское, д. Буняковка.
- ПУ № 51 р.п. Нововаршавка.
1. Общие сведения о профессии. |
||
1. | Отрасль народного хозяйства. | Во всех отраслях, преимущественно в строительстве и мебельном производстве. |
2. | Тип предприятия или организации. | Различные предприятия (государственные, частные, коммерческие) |
3. | Перечень специальностей по данной профессии. | Столяр строительный, столяр мебельный, столяр-краснодеревщик и др. |
2. Производственная характеристика профессии. | ||
1. | Место работы. | В помещении или на открытом воздухе. |
2. | Орудия труда, предмет труда. | Различные деревообрабатывающие станки, дрель, фуганок, рубанок, древесина. |
3. | Цель труда. | Изготовление изделий из древесины |
4. | Основные производственные операции. |
|
5. | Профессиональные знания, умения, навыки. | Должен иметь навыки работы на деревообрабатывающих станках, знать требования к поверхностям деталей, конструкцию изделий , уметь производить сборочные и облицовочные работы. |
3. Санитарно-гигиеническая характеристика профессии. |
||
1. | Микроклиматические условия труда. | Работа как в помещении, так и вне его, вдыхание паров клеев и лаков, древесной пыли. |
2. | Режим труда. | Нормированный рабочий день. |
3. | Ограничения по полу и возрасту. | Мужчины. |
4. | Загруженность анализаторов. | Зрительный, сенсорный, кинестетический. |
5. | Медицинские противопоказания. | Хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. |
4. Психофизиологические требования к личности специалиста. |
||
1. | Требования к особенностям мышления, внимания, памяти и восприятия. | Практическое и пространственное мышление, воображение, моторная память. |
2. | Требования к эмоционально-волевым качествам. | Монотоноустойчивость. |
3. | Требования к деловым качествам | Аккуратность, терпение, ответственность, склонность к длительной кропотливой работе. |
5. Требования к профессиональной подготовке. |
||
1. | Необходимые знания по общеобразовательным предметам. | Трудовое обучение. |
Социальный педагог: Спасибо, Людмила Георгиевна.
Социальный педагог: А сейчас, мы проверим, какие столярные инструменты дети знают. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать о каком инструменте идет речь.
Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб (пила)На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок –
И распался весь каток (стеклорез)Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет (молоток)Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: "Тук,тук,тук!" (молоток)Сам худ, голова с пуд. (молоток и гвозди)
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе...(лопата)Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем (ножницы)Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик (ножницы)Два брата-акробата –
Ручки – кольцом, ножки – острые (ножницы)Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
Социальный педагог:
Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А теперь усложним задание. Я буду задавать вопросы, а вы, подумав очень хорошо, должны дать верный ответ.
– Почему шурупы крепче соединяют детали, чем гвозди. (У шурупов винтовая резьба.)
Ввернуть шуруп в отверстие очень трудно. Как облегчить эту работу? (Наколоть, засверлить отверстие, смазать шуруп мылом или тальком.)
– Кто точнее определит длину бруска.
К каким профессиям готовят Вас на уроках трудового обучения?
– Приведите пример о разных случаях из жизни, когда необходима помощь столяра.
– Как Вы думаете, что произошло бы в жизни, если бы не было профессии столяра?
Социальный педагог: А теперь мы поиграем в игру “Узнай пословицу по ее концу”. Я начинаю читать пословицу, а вы ее продолжаете до конца.
- Кто не работает … (тот не ест).
- Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).
- Труд человека кормит … (а лень портит).
- Кто любит труд … (того люди чтут).
- Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда). И др.
Социальный педагог: Молодцы, вы хорошо знаете пословицы. А теперь проверим Ваше внимание. Вы должны из предложенных наборов картинок убрать ту, которая не соответствует данному набору предметов.
Воспитатель: А теперь скажите, как одним словом объединить эти предметы? (Мебель.) А эти? (Посуда.)
Заключительная часть.
Социальный педагог: А подведем итог нашего занятия игрой “Внимательный столяр”. Послушайте правила игры: дети встают в круг (они предметы), ведущий говорит каждому предмету, что у него сломано (нужно приготовить карточки). Столяра обходят, запоминают поломки, а затем отворачиваются. В это время дети меняются и убирают карточки. Побеждает тот столяр, который больше запомнил и назвал поломок. (Игра проходит под тихую музыку.)
Социальный педагог: Ребята, мы дружно и весело поработали, а теперь давайте посмотрим какие изделия из дерева изготовили ребята на уроках трудового обучения.
Выставка детских работ.