Тип урока: комбинированный.
Дидактический метод: исследовательский.
Частные методы и приемы: совместная групповая деятельность учащихся, их поисковая работа, работа с научной литературой и периодической печатью.
Дидактические средства: материалы, собранные учащимися к уроку.
Цель проекта: формировать практические знания по теме урока, навыки работы в команде и работа с информацией.
Задачи:
- Обучающие:
- дать понятие “жанр”;
- учить различать разные жанры художественных произведений;
- способствовать развитию и обогащению речи учащихся.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность, творческое мышление;
- умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к чтению;
- учить слаженной работе в группе, умению слушать товарищей, развивать коммуникативные способности.
Сроки проведения: три недели.
Работа велась по следующим этапам:
1 этап. Выбор темы.
2 этап. Деление класса на группы по 7 человек.
3 этап. Постановка проблемного вопроса.
4 этап. Распределение и организация работ внутри групп.
5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 3-х недель.
6 этап. Представление результатов.
7 этап. Рефлексия.
Описание проекта.
Весь класс был разделен на группы. Перед ними поставлена задача – найти рассказы, стихи, пословицы, поговорки, сказки, пьесы, загадки и др. о зиме. Каждая группа самостоятельно исследовала каждый жанр.
Результатами работы детей стали:
- Подборка по жанрам.
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Рисунки по теме:
1 группа: “Природа зимой”,
2 группа: “Зимние забавы детей”,
3 группа “Животные и птицы зимой”.
В конце урока с помощью шкалы самооценки дети отметили уровень своей деятельности. Это было рефлексией урока.
Оборудование:
- компьютер и диск с презентацией;
- рисунки ребят по темам, указанным выше;
- выставка книг о зиме;
- 3 листа ватмана, клей, заготовки к уроку в конвертах.
- Толковые словари русского языка.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Слайд 1. Загадка и картина зимы.
1. Отгадайте загадку.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой,
Колыбельную споет.
– Прочитайте загадку про себя.
– Кто догадается, как называется тема нашего урока.
– Да, зима в произведениях разных жанров.
Слайд 2. Тема урока “Зима в произведения разных жанров”.
II. Работа со словарем.
– Перед Вами на столах Толковые словари. Найдите значение слова жанр.
– Помните, что слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.
Слайд 3.
Русской речи государь– по прозванию– словарь.
Объяснить любое слово может нам словарь толковый.
Жанр– а, м. –устоявшийся вид и стиль художественных произведений– в лирическом жанре.
– Прочитайте своей группе.
– А теперь прочитайте то, что написано на слайде.
– Почему словарь назван государем?
III. Работа над проектом.
Рассказы.
– Ребята, Вы по группам подбирали материал к этому уроку: стихи, рассказы, загадки, сказки, пословицы, поговорки о зиме.
– Сегодня мы должны завершить проект и защитить его. Распределить материал по жанрам.
– Любите ли Вы зиму?
– Как творческие люди могут выразить свою любовь к зиме?
– Вы тоже творческие люди, нарисовали рисунки о зиме по группам.
– Расскажите.
1 группа: “Природа зимой”,
2 группа: “Зимние забавы детей”,
3 группа “Животные и птицы зимой”.
– На уроке технологии выполнили поделки: “Зимняя ночь”, учили наизусть, сделали костюмы.
– Итак, первый жанр – это рассказы о зиме.
– Найдите в Толковом словаре значение этого слова.
Слайд 4.
Рассказ, -а,м.-повествовательное произведение малых форм.
– Из материала, найденного вами выберите рассказы. Приклейте их. Выберите подготовленные к рассказам иллюстрации. Приклейте.
– Но сначала вверху наклейте название темы нашего урока. Вид жанра -рассказы. Если маленькие, можете приклеить два или три рассказа.
– Назовите авторов рассказов, которые вы читали. Их названия.
– А теперь каждая группа должна представить один рассказ.
1 группа.
– Мы прочитали рассказ И. Соколова-Микитова “Зимой” (приложение 1). (По цепочке.)
Слайд 5-12.
По рассказу.
2 группа.
– Мы представляем рассказ Н.Плавильщикова “Про Зайца” (приложение 2). (Читает 1 ученик.)
Слайд 13.
По рассказу.
3 группа.
– Мы перескажем рассказ Н. Плавильщикова “Не видели, не поверишь” (приложение 3).
Слайд 14-17.
По рассказу.
Слайд 18.
Электронная физическая пауза для глаз.
IV. Работа над сказками о зиме.
Слайд 19.
Сказка,– и, ж. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.
– Какие сказки вы прочитали к уроку?
– “Снегурочка”, “Морозко”.
– Не зря Вы сидите в костюмах.
– Да, мы будем инсценировать сказку.
– Прежде, чем мы посмотрим сценку из сказки, наклейте вид жанра. Сказки.
– Приклейте отрывки из сказок, а ребята, когда будут читать проект, должны угадать из какой сказки Ваши отрывки.
– А сейчас, угадайте, сказку. ( Театрализованный показ отрывка из сказки).
V. Работа над пословицами и поговорками.
– Как Вы думаете какие жанры произведений о зиме мы не рассмотрели?
– Загадки, пословицы, поговорки, стихи.
– Приклеиваем загадки. Расположите загадки красиво на листе.
– Найдите в словаре толкование слова загадка.
Слайд 20.
Загадка, -и, ж. –проблема, нуждающаяся в истолковании или решении.
Толковый словарь русского языка.
– За время подготовки к уроку вы подобрали очень много загадок, выполнили к ним рисунки. Расположите их в проекте.
– Я подготовила вам кроссворды с загадками (приложение 4). Разгадайте их. Прочитайте слова в выделенных клетках кроссвордов. У вас есть герои ваших будущих сказок: снеговики, льдинки, снежинки. Дома придумайте о них сказки. На столах у вас лежат памятки, которые помогут вам в работе (приложение 5).
VI. Игра на развитие чувства принадлежности к группе.
– Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение– руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Передайте ход своему соседу.
VII. Работа над стихами о зиме.
Слайд 21.
Стихотворение-я, ср. Небольшое поэтическое произведение в стихах.
“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.
Слайд 22-29.
Картины зимы. Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
– Такая красота многих поэтов классиков и современных поэтов вдохновила на написание стихов. И даже Вы сами сочинили стихи о зиме.
– Итак, следующий жанр приклеиваем стихи.
– Расположите стихи о зиме, а свои под рубрикой “Проба пера”.
– Стихи каких поэтов о зиме вы читали?
– Знаю, что некоторые стихи вы выучили. (Чтение стихов о зиме.)
VIII. Работа над пословицами и поговорками зиме.
– Приклеиваем: Пословицы и поговорки о зиме.
Слайд 30.
Пословица,-ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием. Народный афоризм.
Поговорки,-и, ж. Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.
А.С.Пушкин сказал, что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!”.
– Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
– Пословица, поговорка – это жанр фольклора.
– А какой жанр фольклора, уже есть в наших проектах? (Загадки.)
– А теперь подобранные пословицы и поговорки о зиме наклейте в наш проект.
– У меня для Вас есть задание. В конверт для каждой группы я положила пословицы, разрезанные на две части.
– Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл.
-А теперь объявляю конкурс: “До последней пословицы и поговорки”.
1 группа: Пословицы и поговорки декабря,
2 группа: Пословицы и поговорки января,
3 группа: Пословицы и поговорки февраля.
Слайд 31-32.
Картины зимы, пока ребята говорят пословицы и поговорки Декабря, Января, Февраля.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– На свой проект приклейте снежинки-помощники.
Голубые или синие– если у Вас хорошее настроение после урока.
Желтые – если настроение не очень хорошее.
Зеленые –если плохое настроение.
X. Итак, ребята, у нас получилось 3 проекта на тему “Зима в произведениях разных жанров”.
– По ходу урока Вы защитили свои проекты.
– А теперь отметьте уровень своей деятельности ( на листах– на столе).
– Закончите предложения.
Слайд 33.
– После урока мне захотелось …
– На этом уроке я похвалил(а) бы себя за …
– Спасибо, всем за урок!