Урок-проект по внеклассному чтению "Зима в произведениях разных жанров" (3-й класс, УМК "Планета знаний")

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: комбинированный.

Дидактический метод: исследовательский.

Частные методы и приемы: совместная групповая деятельность учащихся, их поисковая работа, работа с научной литературой и периодической печатью.

Дидактические средства: материалы, собранные учащимися к уроку.

Цель проекта: формировать практические знания по теме урока, навыки работы в команде и работа с информацией.

Задачи:

  1. Обучающие:
    • дать понятие “жанр”;
    • учить различать разные жанры художественных произведений;
    • способствовать развитию и обогащению речи учащихся.
  2. Развивающие:
    • развивать познавательную активность, творческое мышление;
    • умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать любовь и интерес к чтению;
    • учить слаженной работе в группе, умению слушать товарищей, развивать коммуникативные способности.

Сроки проведения: три недели.

Работа велась по следующим этапам:

1 этап. Выбор темы.

2 этап. Деление класса на группы по 7 человек.

3 этап. Постановка проблемного вопроса.

4 этап. Распределение и организация работ внутри групп.

5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 3-х недель.

6 этап. Представление результатов.

7 этап. Рефлексия.

Описание проекта.

Весь класс был разделен на группы. Перед ними поставлена задача – найти рассказы, стихи, пословицы, поговорки, сказки, пьесы, загадки и др. о зиме. Каждая группа самостоятельно исследовала каждый жанр.

Результатами работы детей стали:

  1. Подборка по жанрам.
  2. Мультимедийная презентация к уроку.
  3. Рисунки по теме:

1 группа: “Природа зимой”,
2 группа: “Зимние забавы детей”,
3 группа “Животные и птицы зимой”.

В конце урока с помощью шкалы самооценки дети отметили уровень своей деятельности. Это было рефлексией урока.

Оборудование:

  • компьютер и диск с презентацией;
  • рисунки ребят по темам, указанным выше;
  • выставка книг о зиме;
  • 3 листа ватмана, клей, заготовки к уроку в конвертах.
  • Толковые словари русского языка.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Слайд 1. Загадка и картина зимы.

1. Отгадайте загадку.

Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой,
Колыбельную споет.

– Прочитайте загадку про себя.

– Кто догадается, как называется тема нашего урока.

– Да, зима в произведениях разных жанров.

Слайд 2. Тема урока “Зима в произведения разных жанров”.

II. Работа со словарем.

– Перед Вами на столах Толковые словари. Найдите значение слова жанр.

– Помните, что слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.

Слайд 3.

Русской речи государь– по прозванию– словарь.

Объяснить любое слово может нам словарь толковый.

Жанр– а, м. –устоявшийся вид и стиль художественных произведений– в лирическом жанре.

– Прочитайте своей группе.

– А теперь прочитайте то, что написано на слайде.

– Почему словарь назван государем?

III. Работа над проектом.

Рассказы.

– Ребята, Вы по группам подбирали материал к этому уроку: стихи, рассказы, загадки, сказки, пословицы, поговорки о зиме.

– Сегодня мы должны завершить проект и защитить его. Распределить материал по жанрам.

– Любите ли Вы зиму?

– Как творческие люди могут выразить свою любовь к зиме?

– Вы тоже творческие люди, нарисовали рисунки о зиме по группам.

– Расскажите.

1 группа: “Природа зимой”,

2 группа: “Зимние забавы детей”,

3 группа “Животные и птицы зимой”.

– На уроке технологии выполнили поделки: “Зимняя ночь”, учили наизусть, сделали костюмы.

– Итак, первый жанр – это рассказы о зиме.

– Найдите в Толковом словаре значение этого слова.

Слайд 4.

Рассказ, -а,м.-повествовательное произведение малых форм.

– Из материала, найденного вами выберите рассказы. Приклейте их. Выберите подготовленные к рассказам иллюстрации. Приклейте.

– Но сначала вверху наклейте название темы нашего урока. Вид жанра -рассказы. Если маленькие, можете приклеить два или три рассказа.

– Назовите авторов рассказов, которые вы читали. Их названия.

– А теперь каждая группа должна представить один рассказ.

1 группа.

– Мы прочитали рассказ И. Соколова-Микитова “Зимой” (приложение 1). (По цепочке.)

Слайд 5-12.

По рассказу.

2 группа.

– Мы представляем рассказ Н.Плавильщикова “Про Зайца” (приложение 2). (Читает 1 ученик.)

Слайд 13.

По рассказу.

3 группа.

– Мы перескажем рассказ Н. Плавильщикова “Не видели, не поверишь” (приложение 3).

Слайд 14-17.

По рассказу.

Слайд 18.

Электронная физическая пауза для глаз.

IV. Работа над сказками о зиме.

Слайд 19.

Сказка,– и, ж. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

– “Снегурочка”, “Морозко”.

– Не зря Вы сидите в костюмах.

– Да, мы будем инсценировать сказку.

– Прежде, чем мы посмотрим сценку из сказки, наклейте вид жанра. Сказки.

– Приклейте отрывки из сказок, а ребята, когда будут читать проект, должны угадать из какой сказки Ваши отрывки.

– А сейчас, угадайте, сказку. ( Театрализованный показ отрывка из сказки).

V. Работа над пословицами и поговорками.

– Как Вы думаете какие жанры произведений о зиме мы не рассмотрели?

– Загадки, пословицы, поговорки, стихи.

– Приклеиваем загадки. Расположите загадки красиво на листе.

– Найдите в словаре толкование слова загадка.

Слайд 20.

Загадка, -и, ж. –проблема, нуждающаяся в истолковании или решении.

Толковый словарь русского языка.

– За время подготовки к уроку вы подобрали очень много загадок, выполнили к ним рисунки. Расположите их в проекте.

– Я подготовила вам кроссворды с загадками (приложение 4). Разгадайте их. Прочитайте слова в выделенных клетках кроссвордов. У вас есть герои ваших будущих сказок: снеговики, льдинки, снежинки. Дома придумайте о них сказки. На столах у вас лежат памятки, которые помогут вам в работе (приложение 5).

VI. Игра на развитие чувства принадлежности к группе.

– Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение– руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Передайте ход своему соседу.

VII. Работа над стихами о зиме.

Слайд 21.

Стихотворение-я, ср. Небольшое поэтическое произведение в стихах.

“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.

Слайд 22-29.

Картины зимы. Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

– Такая красота многих поэтов классиков и современных поэтов вдохновила на написание стихов. И даже Вы сами сочинили стихи о зиме.

– Итак, следующий жанр приклеиваем стихи.

– Расположите стихи о зиме, а свои под рубрикой “Проба пера”.

– Стихи каких поэтов о зиме вы читали?

– Знаю, что некоторые стихи вы выучили. (Чтение стихов о зиме.)

VIII. Работа над пословицами и поговорками зиме.

– Приклеиваем: Пословицы и поговорки о зиме.

Слайд 30.

Пословица,-ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием. Народный афоризм.

Поговорки,-и, ж. Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

“Словарь русского языка” – С.И.Ожегова.

А.С.Пушкин сказал, что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!”.

– Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

– Пословица, поговорка – это жанр фольклора.

– А какой жанр фольклора, уже есть в наших проектах? (Загадки.)

– А теперь подобранные пословицы и поговорки о зиме наклейте в наш проект.

– У меня для Вас есть задание. В конверт для каждой группы я положила пословицы, разрезанные на две части.

– Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл.

-А теперь объявляю конкурс: “До последней пословицы и поговорки”.

1 группа: Пословицы и поговорки декабря,

2 группа: Пословицы и поговорки января,

3 группа: Пословицы и поговорки февраля.

Слайд 31-32.

Картины зимы, пока ребята говорят пословицы и поговорки Декабря, Января, Февраля.

IX. Итог урока. Рефлексия.

– На свой проект приклейте снежинки-помощники.

Голубые или синие– если у Вас хорошее настроение после урока.

Желтые – если настроение не очень хорошее.

Зеленые –если плохое настроение.

X. Итак, ребята, у нас получилось 3 проекта на тему “Зима в произведениях разных жанров”.

– По ходу урока Вы защитили свои проекты.

– А теперь отметьте уровень своей деятельности ( на листах– на столе).

– Закончите предложения.

Слайд 33.

– После урока мне захотелось …

– На этом уроке я похвалил(а) бы себя за …

– Спасибо, всем за урок!

Презентация и музыка