Урок математики. 1-й класс. "Знакомство с числами от 11 до 20"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Цель учителя: познакомить с числами от 11 до 20, составом (десяток и единицы), порядком этих чисел.

Цель учащегося: познакомиться с числами от 11 до 20, составом (десяток и единицы), порядком этих чисел.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Предметные:

  • знать числа от 11 до 20, порядок чисел от 11 до 20, состав этих чисел; уметь записывать цифрами числа от 11 до 20.

Оборудование урока:

набор фишек (по количеству учащихся), полоски, обозначающие числа (по количеству учащихся), фишки с числами (комплекты по количеству учащихся), карточки с заданием выстроить числа по порядку, в обратном порядке, прочитать числа.

Тип урока: урок изучения нового.

Данный урок составлен для проведения в 1-м классе по предмету “Математика” учебник “Математика” авторы В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Обучение предмету рассчитано на 4 часа в неделю (128 часов в год)

В классе 16 человек. Объем материала предполагает использование на одном уроке в первом полугодии (35 мин).

На уроке используются различные этапы для достижения целей урока такие, как фронтальная, групповая, самостоятельная работа. Так же идет работа над формированием УУД: умение ставить цели; находить пути достижения цели; делать выводы; сотрудничать со сверстниками и учителем при решении тех или иных учебных задач; анализировать; рефлексировать.

Использование полосок, разделенных на квадраты, помогает лучше понять и запомнить название и состав новых чисел.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Формирование предметных и универсальных учебных действий

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь. Нас ждет удивительное открытие и надеюсь вы к этому готовы.

УУД. Регулятивные.
2. Повторение пройденного (решение задачи №10, стр.75).

– Я вам прочитаю текст, а вы подумайте, что я вам прочитала? (Задачу).

– Почему вы так думаете? (Есть условие и вопрос).

– Что вам стало известно из условия задачи? (Что летало 8 бабочек, улетели 5 бабочки, а затем 3 бабочки вернулись).

– Каков вопрос задачи? (Сколько бабочек стало на лужайке?).

– Выложите столько желтых фишек, сколько бабочек было на лужайке (дети выкладывают 8 желтых фишек на парте).

– Если нам известно, что 5 бабочек улетели, то мы должны..? (Убрать 5 фишек).

– Затем 3 бабочки вернулись (дети прибавляют 3 фишки).

– Сколько бабочек стало на лужайке?( 6 бабочек).

– Запишите решение задачи. (Один ученик делает запись на доске, остальные в тетрадях)

8 – 5 = 3
3 + 3 = 6

– Для чего мы должны уметь решать задачи? (Дети приводят примеры ситуаций из жизни, где им может пригодится умение решать задачи).

УУД. Познавательные,   коммуникативные, личностные.

Предметные.

3. Пробное действие. Выявление причины затруднения.

На доске:

– Ребята, как вы думаете, что написано на этих карточках? (цифры).

– Назовите эти цифры (дети называют цифры).

– Эти цифры обозначают числа. Можете ли вы назвать эти числа, объяснить, как мы их образовали? (Нет).

– У нас возникло затруднение.

УУД. Регулятивные, познавательные.

Предметные.

4. Построение проекта выхода из затруднения, постановка цели урока.

– Как мы будем преодолевать затруднение? Давайте построим план дальнейших действий и определим цель урока. (Дети выстраивают план, учитель, если есть необходимость вносит коррективы).

  1. Узнать секрет чисел 11– 20.
  2. Провероить секрет чисел 11 – 20.
  3. Сделать вывод.

Цель урока: познакомиться с новыми числами, их составом.

УУД. Регулятивные, коммуникативные, личностные.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Загадка первая:

– Почему на каждой карточке написаны две цифры рядом? (Потому, что они обозначают одно число).

Загадка вторая:

– Как вы думаете, по порядку эти числа расположены, или нет? (Да, потому, что каждая вторая цифра, обозначает числа, расположенные по порядку).

Загадка третья:

– Как были образованны эти числа? Эту загадку мы решим с помощью полосок, которые лежат у вас на партах.

– Какое число обозначает длинная полоска? (10, потому, что на ней десять квадратов).

– Когда-то давно, десять называли словом “дцать”. Подложите самую короткую полоску с одним кубиком на полоску, обозначающую число десять или “дцать”. Что получилось? Давайте вместе прочитаем: “Один – на – дцать”.

Аналогично проводится работа со всеми числами до двадцати.

– А теперь возьмите две самые длинные полоски. По сколько квадратиков на каждой? (По десять).

– Сколько раз по десять? (Два).

– А если десять – это “дцать”, то что получится при чтении? (Два – дцать).

– Какой вывод мы можем сделать? ( Числа 11 – 20 состоят из двух чисел: 10 и 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Записываются эти числа при помощи двух цифр, каждое следующее число больше предыдущего, если они расположены по порядку).

– Где мы можем проверить свой вывод? (В учебнике).

– Откройте учебники на странице 72, рассмотрите рисунок. Правы ли мы? (Да, правы).

УУД. Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Предметные.

6. Физминутка. УУД. Регулятивные.
7. Самостоятельная работа(математический диктант).

– Сейчас я вам буду называть числа, а вы должны в тетради записать их цифрами (от 11 до 20).

Учитель открывает доску, видя готовность класса:

– На доске сделана правильная запись чисел, сравните её со своей, исправьте, если необходимо свои ошибки.

УУД. Познавательные, регулятивные.

Предметные.

8. Работа в группах.

– Сейчас каждая группа получит свое задание и постарайтесь его выполнить быстро и правильно (дети работают с карточками, выстраивают числа по порядку, в обратном порядке).

– А сейчас каждая группа прочтет нам свой числовой ряд. Все внимательно слушают и проверяют правильность задания.

УУД. Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Предметные.

9. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

– При помощи сигнальных карточек оцени свою деятельность на уроке.

  1. Я все знаю.
  2. У меня все получилось.
  3. Я доволен результатами своей работы.
  4. Я смог преодолеть затруднение.
  5. Я достиг цели урока.

Дети при помощи сигнальных карточек оценивают свою работу на уроке.

УУД. Регулятивные.