В настоящее время Россия переживает нелегкие времена: развал экономики и попытки ее восстановления, смена политической системы. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи. Уровень детской преступности возрастает.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма является важным условием возрождения России. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.
Классный час является одной из форм работы с учащимися для реализации поставленных целей и включает пропедевтику проектной деятельности.
Подготовка к классному часу “Моя малая Родина” состояла из нескольких этапов:
- В октябре 2010 г. был проведен классный час, на котором были определены цели и задачи дальнейшей работы по их реализации.
- Учащиеся были разделены на группы для исследовательской деятельности по различным темам.
- Сформулированы темы исследовательской деятельности учащихся.
- В декабре 2010 г. руководитель каждой из групп отчитывается о проделанной работе.
- Учитель совместно с учениками готовит презентацию по темам.
- Проведение классного часа “Моя малая Родина” намечено на февраль 2011г.
Основные принципы работы:
- Принцип вариативности.
- Принцип сотворчества.
- Принцип созидательной творческой деятельности.
- Принцип гуманизма.
Цели:
- Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
- Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
- Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
- Содействовать моральному развитию детей.
Форма проведения:
Час общения.
Оформление:
Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми (Приложение 1).
Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
II. Родная улица моя.
Ученик читает стихотворение:
Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре –
Наш город знатными людьми богат.Их имена в названиях дворцов –
Депальдо, Алфераки и Варваци,
В названьях улиц, что в плену акаций
И в песнях бардов, и в стихах чтецов. (И. Ткачев)
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей округи, улиц, на которых они живут.
Выступление учащихся и показ слайдов (Приложение 2).
Физминутка:
Учитель предлагает учащимся вспомнить виды активного отдыха в парках и скверах. И вместе с ребятами пантомимой показывает названные варианты (катание на велосипеде, игра в мяч, бадминтон).
III. Парки и скверы Таганрога.
Ученик читает стихотворение:
Старый парк – это остров свиданий,
Остров первой любви и мечтаний.
Он возник по указу Петра.
Как стремится сюда детвора!Здесь когда-то Чайковский бывал
И мелодиям птичьим внимал.
Побывал здесь и Горький не раз.
Милый парк, как ты дорог для нас!
Слова К.Исхаковой
Выступление 2-ой группы учащихся и показ слайдов о парках и скверах нашего города.
IV. Достопримечательности.
1. О музеях г. Таганрога
Выступление учащихся обеих подгрупп сопровождается показом слайдов.
V. Знаменитые люди Таганрога.
Учитель: Таганрог – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, море, богатое рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.
Ученик:
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.
VI. Заключение.
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего города. С заданием вы справились достойно.
А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном Таганроге.
VII. Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?
Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ученик:
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Используемые источники:
- Таганрог //под ред. Е.П.Коноплёвой. М.: Планета, 1987.
- Ренжигло А.Г. Мой Таганрог: Учебное пособие по истории города для младших школьников. – Таганрог: “Лукоморье”, 2008.