Цели урока:
- Проверка у обучающихся полученных знаний, умений и навыков в условиях автономного существования.
- Развитие индивидуальных психофизических возможностей организма, умения управлять, контролировать свое поведение, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
- Развитие креативного и оперативного мышления, умения оценивать свои возможности и способность противостоять трудностям.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, самостоятельность.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Место проведения: спортивный зал.
Оформление: на стене девиз: “Выживи сам – спаси другого”.
Оборудование: мячи, канат, столики с дидактическими материалами, ТСО – магнитофонная запись: шум моря, гудок удаляющегося корабля, картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов,
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение цели урока и способа его проведения. Выбор жюри.
Учитель: Дорогие ребята! Приветствуем вас на игре “Необитаемый остров”. Девиз урока – “Выживи сам и спаси другого”.
– Что такое выживание? (ответы детей)
Да, выживание – это наука, и овладеть ею необходимо не только искателям приключений или любителям адреналина. Каждый из вас может оказаться в непредвиденных и опасных ситуациях, в которых необходимо оценить свои возможности и противостоять трудностям. Мы с вами прошли теоретический курс и необходимую физическую подготовку для выживания в походных условиях. Сегодня мы бросим вызов природе и проверим себя.
Вопросы к детям:
– Любители вы ходить в походы?
– Что бы взяли с собой на необитаемый остров? И почему именно это? (дети называют каждый по очереди)
Знакомство состоялось. Жюри оценила готовность каждого участника и признала готовность к игре. Каждый конкурс будет оцениваться по 5-ти бальной системе. За каждую ошибку или неточность снимается один балл.
Победить опасность или не победить – зависит только от вас, от силы вашего духа, от психологического настроя и веры в себя, ведь природа не любит слабаков и вы должны быть сильными и ловкими. А если этому еще прибавить и умение противостоять обстоятельствам, то вы наверняка окажитесь победителем.
Я желаю вам всем удачи – и вперед!
I этап. Физическая разминка.
Предлагаем на первом этапе физическую разминку: мальчикам нужно отжаться от пола 10 раз, а девочкам от скамейки.
II этап. Умственная разминка. Все участники должны ответить на вопросы.
Не забывайте, что каждый из вас претендует на звание лучшего, и зарабатывайте себе как можно больше очков.
- Прибор для определения сторон света? (компас)
- Небесное светило, которое служит одним из ориентиров? (солнце)
- Сумка туриста? (рюкзак)
- Что такое выживание? (активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования).
- Перечислите факторы выживания. (физиологические, психологические, природные, материальные).
- На какие факторы выживания человек может повлиять?
- Действия при сигнале “Внимание всем!”. (включить радио, слушать информацию).
- Универсальное средство защиты дыхания? (противогаз)
- Что ты соберешь в рюкзак для похода?
- Нарушение целостности кожи. (рана)
- Способ остановки кровотечения? (наложение жгута)
- Первая помощь при отравлении? (промывание желудка)
- Виды костров (“шалаш”, “таежный”, “нодья”, “звезда”, “колодец”)
- Главная причина ЧС неприродного характера (человек)
- Неконтролируемый процесс горения (пожар)
- Надежный способ сохранения спичек от намокания. (перед походом окунуть спичку в парафин)
III этап. Аварийный комплект.
Участники должны из кучи вещей отобрать самое необходимое для дальнейшего проживания в лесу.
IV этап. Проверка физиологических возможностей: слуха, глазомера, памяти.
1. Упражнение на проверку памяти. На столе лежат десять предметов. В течении 30 сек вы смотрите и запоминаете. Затем запишите, что лежало на столе, в каком порядке. Записи на стол жюри.
2. Слух в условиях автономии играет очень важную роль. Сейчас вы повернетесь лицом к стене и будете определять по звуку, что означает шум, который вы услышите. Будьте внимательны!
Далее воспроизводятся шумы:
– смятие бумаги;
– переливание воды;
– стук ручки об ручку;
– треск ломаемой лучины;
– стук по стеклу;
– стук по дереву;
– плеск воды.
3. Упражнение для проверки глазомера и на меткость
Вам нужно забросить мяч в корзину.
V этап
. Добыча пищи.1. Каждому участнику раздаются картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Дети должны найти и собраться в две группы: съедобные и несъедобные грибы. Как вы их отличили?
2. Хорошим подспорьем для голодающего будут шишки. Чтобы достать шишку, надо забраться по канату, взять ее, спуститься вниз и пройти по бревну с препятствиями на необитаемый остров.
VI этап. Конкурс походных песен.
Участникам игры предстоит вспомнить наиболее известные походные песни. Задание может быть следующим: продолжить строчки песен:
- Вместе весело шагать по просторам…;
- Антошка, Антошка, пойдем копать …;
- Ничего на свете лучше нету…;
- Изгиб гитары желтой… и т.д.
VII этап. Костер в лесу.
Какие типы костров вы знаете? Назначение костра? Каждый участник должен из приготовленный веток сделать один их видов костра, с которыми познакомились на уроке ОБЖ и рассказать о нем:
– о месте разведения костра в лесу;
– об уходе с места привала и способе тушения костра.
VIII этап. Происшествие в походе. Решение ситуационных задач. Жюри оценивает самого активного участника.
Ситуации:
- один из участников похода сильно поранил руку;
- у одного из участников сильное пищевое отравление;
- группа туристов во время движения потеряла ориентировку;
- в походе закончился запас воды.
IX этап. Преодоление препятствий.
Учитель: иногда спасение человека зависит от быстроты действий, осторожности и находчивости. Таких непредвиденных ситуаций в условиях автономии великое множество, особенно тяжело неподготовленному человеку. Сейчас мы проверим, насколько вы готовы к встрече с препятствиями.
Чтоб в турнире победить,
Очень умным и сообразительным надо быть
За страхом не скрываться,
Препятствий не бояться.
- Передвижение “по кочкам”, чтобы не упасть в болото.
- “Болото” – преодолеваем с помощью двух дощечек на одну встаем, другую – кладем перед собой.
- “Минное поле” -участники должны проползти между кеглями, расставленными в шахматном порядке.
- Перепрыгивание через ручей (прыжки в длину)
- Преодоление задымленной зоны в лесу ( на корточках).
- Обзор местности – необходимо взобраться по шведской лестнице, прейти с одной перекладины на другую и спуститься.
- “Экстремалы” – все участники встают на одно бревно. Первый должен пройти на конец другого бревна, при этом не упасть и не уронить другого. Кто упадет – снимаются 5 баллов.
Жюри подводит окончательные результаты отборочного тура и объявляет победителя.
Подведение итога урока.
Учитель: Я благодарю всех участников попавших на необитаемый остров, за стремление испытать себя, за смелость и находчивость, за взаимовыручку, которые вы нам здесь продемонстрировали. На следующих уроках ОБЖ мы продолжим знакомство правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.
Награждение всех участников.