Цель: развитие детской художественно-творческой деятельности.
Программное содержание:
- развивать образное восприятие и речевые возможности детей в процессе ознакомления с произведениями литературы, живописи и классической музыки;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи и поэзии;
- развивать умение соотносить художественный и музыкальный образы;
- вызвать желание отразить собственные впечатления в рисовании, при создании неповторимого образа, активизируя умения и навыки в изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы (А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, Л.Н. Толстой “Лебеди”, Г.Х. Андерсен “Гадкий утенок” и “Дикие лебеди”, Е. Сурова “Птичьи заботы”);
- знакомство с творчеством М.А. Врубеля (рассматривание репродукций картин “Сирень”, “Царевна-лебедь”);
- знакомство с творчеством Чарльза Камилла Сен-Санса (сюита “Карнавал животных”);
- заучивание фрагментов литературных произведений.
Материалы и оборудование:
- сюжетная композиция к фрагменту “Сказки о царе Салтане” (на участке группы);
- репродукция картины М.А. Врубеля “Царевна-лебедь”;
- передвижная книжная выставка;
- мольберт, гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, восковые мелки, цветные карандаши тонированная бумага, кисти и т.д.
- магнитная доска, детали для плоскостного моделирования.
Технические средства: магнитофон, аудиокассета с записью музыкальной пьесы Сен-Санса (13 часть знаменитой сюиты “Карнавал животных”).
Ход занятия
1 часть
Воспитатель привлекает внимание детей к необычной ситуации на участке группы, которую дети могут наблюдать из окна (перед занятием монтируется сюжетная композиция к фрагменту сказки А.С. Пушкина).
Воспитатель: Дети, посмотрите пожалуйста, к нам в гости пришла сказка!
Дети наблюдают из окна сюжетную композицию, рассуждают и высказывают свои предположения.
Воспитатель: Так какая сказка к нам пожаловала?
Дети: Это “Сказка о царе Салтане”.
Воспитатель: Кто назовет автора этой замечательной сказки?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт!
Воспитатель: Кто помнит этот фрагмент из сказки Пушкина?
Ребенок читает фрагмент сказки к данной композиции.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет!
Воспитатель: А о каких еще чудесах говорится в сказке? Может быть кто-то помнит эти фрагменты наизусть?
Дети вспоминают и называют все чудеса, встречающиеся в сказке и читают отрывки из произведения:
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
2 часть
Воспитатель: Да, именно так описывал А.С. Пушкин сказочную Царевну-лебедь!
Воспитатель и дети переходят к выставке книг.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а в каких известных вам художественных произведениях еще встречается образ лебедя – гордой, царственной птицы?
Дети называют литературные произведения и авторов, делятся впечатлениями о прочитанных произведениях, вспоминают наиболее запомнившиеся моменты.
Воспитатель: Обратите внимание! В иллюстрациях к “Русским легендам и сказаниям” тоже присутствуют эти грациозные птицы. Они несут по небу ладью самого Солнца!
Но, давайте вернемся к сказке А.С. Пушкина.
Воспитатель и дети перемещаются к доске, на которой размещена репродукция картины М.А. Врубеля “Царевна–лебедь” (чуть в стороне – его автопортрет).
Воспитатель:
Тут она взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась…
Помните, мы рассматривали с вами репродукцию этой прекрасной картины?
Как она называется? Кто автор этого великолепного произведения живописи?
Дети: Эта картина называется “Царевна–лебедь”. Написал картину знаменитый русский художник М.А. Врубель. Эта картина написана художником по мотивам сказки А.С. Пушкина.
Воспитатель: Давайте еще раз полюбуемся этим прекрасным произведением живописи, заглянем в тот сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка – птица!
Может быть, кто-то хочет сказать, что он видит, что чувствует?
Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о картине.
Воспитатель: (подводя итог) Многие творцы: писатели, поэты, художники обращались в своих произведениях к образу лебедя – величественной, царственной птицы!
А еще – всемирно известные композиторы! Послушайте, пожалуйста, музыкальную пьесу Чарльза Камилла Сен-Санса “Лебедь”.
Дети удобно рассаживаются, слушают запись музыкальной пьесы “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных”.
Воспитатель: Понравилась ли вам музыка? Каким вы увидели лебедя, слушая музыку?
Дети высказывают свое мнение о произведении, делятся впечатлениями, изображают лебедя в двигательных импровизациях.
3 часть
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам попробовать изобразить своего, неповторимого. волшебного лебедя, какого вы увидели!
Дети и воспитатель переходят к столам, на которых размещены все необходимые для изобразительной деятельности материалы.
Воспитатель: Подберите, пожалуйста, тонированную бумагу, которая соответствует вашему настроению. Подумайте, как, какими средствами будете изображать лебедя.
Детям предоставляется возможность потренироваться в изображении птицы на листах бумаги, с помощью плоскостного моделирования на магнитной доске.
Воспитатель: Итак, приступаем к работе, мои юные художники! Пусть вам в работе поможет музыка!
Снова звучит музыкальная пьеса “Лебедь” Сен-Санса (тихо).
В процессе работы воспитатель оказывает помощь, дает советы детям по мере необходимости.
4 часть
Заключение (анализ работ).
Все детские работы размещаются на доске.
Воспитатель: Прекрасные, великолепные лебеди получились у вас! Расскажите о них немного.
Дети рассказывают о своих картинах, дают им названия.
Воспитатель читает стихотворение:
Солнце озарило
Бледный небосвод,
Лебедь белокрылый
Медленно плывет.
Тает отраженье в зеркале воды,
Дремлют без движенья
Светлые пруды.
Капля серебрится
В зелени листа.
Может быть, мне снится
Эта красота?