Цели:
- повторить и закрепить правило написания Н-НН в причастиях,
- совершенствовать навыки отличия причастий и отглагольных прилагательных;
- развить умения составлять рассказ на лингвистическую тему;
- научиться сопоставлять, анализировать и делать выводы;
- воспитывать умение работать в группе.
Ход урока
1. Эпигаф.
Они служат к сокращению человеческого
слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Определите главную мысль указанных слов.
2. Работа в группах.
А) Используя два предложения, докажите, что употребление причастий и причастных оборотов приводит к сокращению человеческого слова.
Что для этого нужно сделать?
Снег, который падал с утра, засыпал все дороги.
Снег, падающий с утра, засыпал все дороги.
Б) Преобразуй СПП в предложение с причастным оборотом.
Ели, которые были засыпаны снегом, окаймляли поляну.
Правильно ли мы расставили во всех словах ударение? Есть ли затруднения?
3. Грамматико-орфоэпическая работа.
Укажи слово, где правильно поставлено ударение:
*прОдан | *прИнятый |
*принЯтый | *прОданный |
*проданА | *принятА |
*продАна | *прИнята |
4. Что я помню о причастии? Блиц-опрос.
Укажи верный ответ.
4.1. Причастие обозначает:
* признак предмета;
*действие предмета;
*признак предмета по действию;
* признак действия.
4.2. Какое слово является причастием:
*быстро;
*впечатлять;
*услышанный;
*серебряный.
4.3. Какие признаки у причастия от глагола:
*род;
*вид;
*переходность;
*время.
4.4. Какие признаки у причастия от прилагательного:
*время;
*лицо;
*падеж;
*род и число.
5. В каком предложении не следует обособлять причастный оборот:
*Тишина нарушаемая только щебетом птиц успокаивала.
*Оставившие свои места птицы тронулись в далекие края.
*Человек ведущий здоровый образ жизни суме многого добиться.
6. Какими бывают причастия:
*переходными;
*действительными;
*качественными;
*страдательными.
7. В страдательных причастиях пишется -нн- когда:
* есть главное слово;
* есть зависимые слова;
*есть приставка, кроме -не-.
8. Найдите причастия, определите вид, сколько -н- и почему пишется в словах:
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряже…ой
На охоту шел вчера. (С.Есенин)
9. Используя схему, повторим материал о правописании -нн- – -н- в причастиях и отглагольных прилагательных.
10. Выдели строчки, где пишется -нн- во всех словах:
*положе…ый, прочита…а, купле…ый.
*выкраше…ый, услыша…ый, изуче…ый
*вяза…ый мамой шарф, подхваче…, узна…а.
*реше…ая мной задача, купле…ый Машей хлеб, собра…ый колхозниками урожай.
11. Умею ли я различать.
Назови отглагольные прилагательные и причастия:
* кошеный луг – скошенный луг
*груженый вагон – груженный рабочими вагон
*жареная рыба – жаренная в масле рыба.
*соленые огурцы – соленные в бочке огурцы
*крашеная шерсть – выкрашенная шерсть
*соленый сыр – засоленные грузди
*путаный ответ – запутанные веревки
12. Укажите слова, которые могут писаться и с -н- и с -нн-.
*вяза…ый | ветре…ый |
*обветре…ый | жаре…ый |
*сезо…ый | реше…ый |
*стега…ый | багря…ый |
13. Вставить пропущенные буквы и указать “третье лишнее”.
* испуга…ый ребенок , плавле…ый сырок, взъероше…ый воробей,
*варе…ый картофель, пече…ое в духовке яблоко, излома…ая линия,
*краше…ая шерсть, вяза…ая кофточка, ране…ый в ногу боец.
14. Творческая работа.
Используйте в предложениях СС, данные в справке.
В кабинете стало светло, но Пушкин, продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечь, но окинул взглядом бумаги и стал их собирать. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по улицам. Давно ему не дышалось так легко.
Слова для справок: не замечавший этого, разбросанные по столу, не занавешенное с вечера.
15. Рассмотрите таблицу. Заполните ее данными словосочетаниями, обозначив суффиксы прилагательных и причастий.
Прилагательные, образованные от основ существительных | Прилагательный, образованные от причастий. | Причастия полные | Причастия краткие |
Суффиксы -н-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-. | Суффиксы -н-, -ен-, (ова)нн- | -нн-, -енн-. | -н- |
Карти…ая галерея, маши…ое масло, авиацио..ый завод, производстве…ое совещание, торфя…ые разработки, песча…ый берег, деревя…ая перегородка, пчели…ый рой, пута…ый ответ, запута…ая история, гране….ый стакан, полирова…ая мебель, цен…ые выиграши, краше…ая материя, окраше…ый забор, стены выкраше…ы, степь пусты…а.
Итог (возвращение к схеме).