Тип урока: обобщающий.
Цели: Слайд 2
- Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной. Выявить уровень усвоения вопросов теории по теме, а так же уровень сформированности умений по решению задач на применение знаний о производной.
- Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие логического мышления, умений сравнивать, обобщать, правильно излагать мысли; развитие самостоятельной деятельности учащихся.
- Воспитывать культуру труда общения, навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимопомощи; формировать познавательный интерес.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблица с формулами и правилами нахождения производных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке нам предстоит обобщить, систематизировать и углубить знания о производной. Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывания Конфуция:
Три пути ведут к знанию:
- путь размышления – это путь самый благородный,
- путь подражания – это путь самый легкий и
- путь опыта – это путь самый горький.
Таким образом, на уроке мы будем размышлять, подражать и набираться опыта.
II. Актуализация знаний. Слайд 3–9
а) Теоретический опрос:
- Сформулировать определение производной функции.
- Как называется математическая операция нахождения производной функции?
- В чем состоит геометрический смысл производной?
- В чем состоит механический смысл производной?
- Какие точки называются стационарными?
- Назвать достаточные условия существования экстремума.
- Как монотонность функции связана с производной?
б) Вспомнить формулы и правила нахождения производных (таблица на доске).
III. Решение тренировочных упражнений:
1) Найдите производную функции. Слайд 10.
2) По характеру изменения графика функции укажите на каких промежутках производная положительна, на каких – отрицательна (каждая из функций определена на R) Слайд 11.
3) С помощью графика производной найдите промежутки возрастания и убывания функции: Слайд 12.
4) На рисунке изображен график функции y=f(x) и отмечены девять точек на оси абсцисс: x1,x2,x3,…,x9. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна, положительна, равна нулю?
Физкультминутка для глаз.
5) Работа с тестами (в парах).
а) Даны графики функции и графики производных. Для каждой из функций, графики которых изображены в верхнем ряду, найдите график ее производной. Слайд 13.
б) Дифференцирование. Найдите пары “функция – график производной этой функции”. Слайд 14.
в) Связь свойств функции и производной. Завершите фразы: “Если на отрезке [1; 3] производная ……., то на этом отрезке функция у……. Слайд 15.
Подведение итогов работы с тестами.
6) Решение задач (у доски) подобных тем, что даны в текстах ЕГЭ. Слайд 16.
а) Точка движется прямолинейно по закону x(t) = 2t3 + t – 3. Найти скорость в момент времени t. В какой момент времени скорость будет равна 7 м/с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
б) Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до точки М этой прямой изменяется по закону S(t) = t2 + t + 2 (t – время движения в секундах). Через сколько секунд после начала движения мгновенная скорость тела будет равна 6 м/с?
в) Тело движется прямолинейно по закону x(t) = 2t3 + t – 3. Найти ускорение в момент времени t. В какой момент времени ускорение равно 0,6 м/с2 (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
IV. Экскурс в историю. Слайд 17.
Математический анализ, ядро которого составляют дифференциальное и интегральное исчисление – самая тонкая область всей математики. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применение к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением.
Дифференциальное исчисление создано Исааком Ньютоном и Готфридом Вильгельмом Лейбницом. И.Ньютон в основном опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, а Г.Лейбниц использовал понятие бесконечно малой.
Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должными образом обоснованы. Однако в начале XIX в. французский математик О.Коши дал строгое построение дифференциального исчисление на основе понятия предела.
Применяемая сейчас система обозначений для производной была введена Ж.Лагранжем.
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
V. Заключительная часть: Слайд 18
– подведение итогов;
– объявление оценок;
– задание на дом (подготовить презентацию по теме “Применение производной”).
Литература:
- Алгебра и начало математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. (базовый уровень). /А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2009.
- Задачи по алгебре и началам анализа: Пособия для уч-ся 10–11кл. /С.М. Саакян, А.М. Гольдман. – Просвещение, 2008.
- Зачеты в системе дифференцированного обучения математики: Библиотека учителя математика /Л.О Денищева, Л.В. Кузнецова и др. – М., Просвещение, 1993.
- Математика. 5–11 классы: игровые технологии на уроках /Н.В.Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Уроки математики с применением информационных технологий.5–10классы. Л.И.Горохова и др.-М. Глобус, 2010.