Открытый учебно-игровой урок информатики по теме "Линейные и разветвляющиеся алгоритмы". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


“Линейные и разветвляющиеся алгоритмы”. В вопросах по программированию использован язык программирования Паскаль. Рассматриваемый урок предлагается для проведения его в 8 классе в рамках изучения темы “Алгоритмы и работа с ними”. Методической основой данного урока являются материалы курса “Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования”, а именно учебное пособие Н. Д.Угриновича “Информатика. Базовый курс. 9 класс, изд-во Бином, 2009.

Основная тема данной части курса – “Алгоритмизация”. Детям дается представление об алгоритмах, о способах их записи, о типах алгоритмов (линейные, разветвляющиеся, циклические, вложенные, вспомогательные). Учебно-игровой урок по данному курсу информатики предлагается как итоговый, зачетный и проверочный урок.

Тема урока: линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

Цели урока:

  • проверка знаний учащихся по теме “Линейные и разветвляющиеся алгоритмы” и навыков работы за компьютером на основе нетрадиционной формы проведения урока;
  • повышение интереса к изучению предмета, развитие в детях творческой активности;
  • воспитание в них навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.

Форма проведения урока: учебно-игровой урок.

Урок является игровым: форма его проведения предполагает соревнование между собой двух команд.

Урок является учебным: детям приходится постоянно, в быстро меняющейся обстановке контролировать и проверять знания друг друга, а также демонстрировать свои знания. На уроке ведется проверка знаний каждого ученика.

Подобные формы проведения уроков имеют определенные достоинства: с одной стороны, повышается интерес учащихся к предмету и создается база для более глубокого и детального его освоения; с другой стороны, тематика урока и возрастной контингент учащихся могут быть совершенно любыми при сохранении данной формы.

Содержание урока

Каждая группа учащихся (примерно 12-14 человек) разбивается на 2 команды по 6-7 человек, в каждой команде выбирается капитан, отвечающий за организацию и распределение работ среди ребят своей подгруппы.

Весь урок по времени разбивается на 4 этапа. Все этапы ориентированы на проверку знаний учащихся по тематике данного урока, но при этом каждый этап имеет свою специфику.

Каждая обучаемая группа (примерно 12 человек) разбивается на две команды (примерно по 6 человек). В каждой команде выбирается капитан, отвечающий за организацию и распределение работ среди ребят своей команды.

Весь урок по времени разбивается на три этапа. Каждый этап ориентирован на проверку знаний учащихся по тематике данного урока, но специфика этапов

Этап I. Командное тестирование

Данный этап предполагает коллективное участие детей в решении предложенных задач и вопросов. Этап ориентирован на привитие детям навыков быстрого мышления, воспитание в них желания соревноваться, ответственности за коллективное решение и развитие творческой активности.

Суть этапа. Обеим командам одновременно предлагается один и тот же вопрос по теме урока. Команды обсуждают его. Команда, готовая первой дать ответ, сигнализирует об этом комиссии. Обсуждение вопроса после сигнала не разрешается. Нарушение этого правила лишает команду права на ответ. За каждый правильный ответ команда получает заранее определенное комиссией количество баллов.

Время на обсуждение каждого вопроса — 1 минута. По истечении данного времени вопрос снимается с обсуждения и команды баллов не зарабатывают.

На данном этапе предлагается от 7 до 10 вопросов различной степени сложности.

Время проведения этапа — 10—15 минут.

В ходе данного этапа формируется следующая итоговая таблица:

Командное тестирование

№ вопроса Баллы за правильный ответ Баллы команды № 1 Баллы команды № 2
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
Итого:    

Приложение 1

Этап II. Индивидуальное тестирование

Каждой команде предлагается по 20-30 вопросов различного уровня сложности. Вопрос оценивается определенным количеством очков (по уровню сложности).Ученик команды вправе выбрать любой вопрос любого уровня сложности. Задача каждого ученика - правильно ответить на как можно большее количество вопросов за ограниченное время и набрать большее количество очков. Задача второго этапа - определить личное первенство в каждой команде и в классе в целом. Время проведения этапа - 10 минут.

Ученик в процессе тестирования заполняет таблицу(см. ниже), которая затем передается комиссии и проверяется ею.

Задача индивидуального тестирования заключается в проверке личностных знаний каждого ученика, умения применить их в непривычной обстановке.

Приложение 2

Этап III. Эстафета

Эстафета предполагает командные выступления учащихся непосредственно за компьютерами. Каждая команда занимает свой ряд компьютеров (левый или правый). (См. по схеме расположения техники в классе). Каждый участник занимает произвольное место в соответствующем ряду. За каждым компьютером закреплена задача, которую должен выполнить севший за него ученик.

Правила эстафеты

1. Команды начинают работать за компьютерами одновременно (каждый выполняет закрепленную за данным компьютером задачу).

2. Предлагаемые задачи распределяются по уровню сложности. За решение задачи дается определенное количество баллов в зависимости от уровня ее сложности, идущее как в личный счет участника, так и в общий счет команды.

3. Задача третьего этапа - определить командное первенство в классе. Время проведения этапа - 20 минут.

4. Участник эстафеты, сидящий за компьютером №1, получает не только задачу для решения, но и конкретные исходные данные для нее. Результат, полученный в процессе решения данной задачи передается на компьютер №2 и является исходной информацией для решения задачи, прилагаемой к компьютеру №2. Таким образом, данные передаются от первого компьютера до последнего. Итоговым ответом команды является ответ, полученный за компьютером №6. Обеим командам предлагается одинаковый набор задач.

Результат работы команды передается комиссии для проверки правильности выполнения эстафеты и решения задач.

5. Если участник эстафеты не может решить задачу или сомневается в правильности ее решения, то он вправе попросить помощь у капитана команды или у другого ее участника. За это не справившийся участник баллов не получает, но спасает команду .Каждый участник команды может оказать помощь только один раз. Получить же помощь можно только тогда, когда на данный компьютер будут переданы исходные данные от решения предыдущей задачи.

6. Эстафета - это соревнование не только на время, но и на правильность решения предложенных задач. Если какая-либо задача решена неверно, то за нее дается 0 баллов. Если задача решена верно, но использовались неверные исходные данные от предыдущего участника, она оценивается также в 0 баллов.

7. Победителем в эстафете является команда, давшая итоговый верный ответ и раньше закончившая соревнование. В противном случае осуществляется проверка правильности решения задач и подсчет общего количества очков для каждой команды.

Приложение 3

Итоговые результаты

Итоговая командная победа определяется по сумме баллов, полученных на трех этапах.

Составляется следующая таблица:

  Баллы команды № 1 Баллы команды № 2
Командное тестирование    
Индивидуальное тестирование    
Эстафета    
Итого:    

Индивидуальное первенство определяется по сумме баллов, полученных каждым учеником на первых двух этапах.

Команда победителей и индивидуальный победитель награждаются памятными подарками и призами.