Цели.
Ход занятия
1. Закрепление представлений об изменениях в неживой природе весной.
(Работа идёт по динамической картине.)
- Почему я прикрепила солнце на доску?
- Недавно мы ходили на экскурсию, наблюдали изменения в неживой природе, сегодня на уроке продолжаем разговор о весне.
- Вспомните, какое солнце весной?
- А что оно делает?
- Составьте яркие предложения о солнце. Например, Весеннее солнце пробуждает природу.
- Опишите весеннее небо. (Вывешивается небо)
- Что появляется на небе? (Появляются облака)
- На что похожи облака?
- Что происходит весной с рекой? (Вывешивается река)
- А можно ходить по подтаявшему льду?
- Почему снег и лёд тает? (Солнце светит чаще, стало теплее)
(Прикрепляется “почва”)
- Изобразим почву. Что происходит с ней весной?
- Почему? (Стало теплее).
- Назовите главный признак весны. (Потепление)
- Изменилась неживая природа весной?
Обобщение по картине: Вот она красавица весна! Самое чудесное время года, пора пробуждения природы! Весной начинается новая жизнь: всё оживает, просыпается, радуется. Давайте мы радоваться весне, друг другу и с хорошим настроением работать на уроке.
2. Изучение новой темы.
- Повлияли ли изменения в неживой природе на живую природу?
- Что относится к живой природе? (Растения и животные)
- Сегодня мы познакомимся с жизнью растений, но растений необычных, а каких – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до урока принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КМЛ.
Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕЬЗЛВКОМЦКВЛЕМТКЫ
(Один ученик работает у доски).
- Какое слово получилось?
- Как вы думайте, что это за цветы? Тайна цветов скрывается в названии. Кто разгадал эту тайну? (Цветы, которые появляются первыми)
- А еще их называют раннецветущие, почему? (Они зацветают ранней весной)
(Вывешивается тема урока)
- Прежде чем продолжить знакомство с этими замечательными и удивительными цветами, давайте отдохнем и отправимся на поляну волшебных цветов. Встали и вышли на середину класса.
Физминутка
- А вы хотите больше узнать о первоцветах, о местах их произрастания и о пользе, которую они приносят? Тогда отправляемся в путешествие на полянки к цветам.
На первой полянке такое задание (Мать и мачеха). Узнайте по описанию о каком знакомом цветке идёт речь. Как только растает снег, на полянках и солнечных пригорках появляются эти жёлтые яркие цветы. Они мелкие, но видны уже издали. Их много повсюду. Эти растения – особенные. Они зацветают до появления листьев. А листья вырастают намного позже. С листьями связано и название растения. Одна сторона листа темно-зелёная, гладкая, твёрдая (как злая мачеха из сказки), бархатная, мягкая (как родная матушка), потрёшь о щёчку и станет тепло. Высушенные листья применяют для лечения кашля. (Картина цветка)
- Запомнили, почему это растение “особенное”? (Сначала появляются цветы, а потом – листья)
Какой цветок нас ждет на второй поляне (Ландыш). (Картинка цветка)
- Ландыш – один из самых любимых ранних цветов. Посмотрите, какой у него изящный вид и запах у ландыша тоже изумительный. Недаром его цветки используют для изготовления духов. Но губит ландыш его красота. И хотя растет этот цветок 20 лет, цветёт за это время 2-3 раза.
- Поэтому стоит ли его рвать?
- Его надо беречь!
- Сейчас попробуем описать это растение, сочинить о нем загадку.
- На что похожи белые мелкие цветочки?
- На чём они висят?
- С чем можно сравнивать стебелёк? (Высушиваются варианты детей)
Вывод: Вот мы побывали в роли поэтов.
На следующей полянке мы встретим очень редкое растение (Сон-трава)
(Картинка цветка)
- Знаете его название?
- Как думайте, почему его так назвали?
- Давайте прочитаем, так ли это на самом деле?
В народе говорят, что “Сон-трава” навевает сны. Медицина подтвердила это. В “Сон-траве” есть вещества со снотворным действием.
Иногда это растение называют “дрёмой”. Когда цветок молодой, он стоит с опущенными лепестками. Кажется, будто он дремлет. С возрастом он поднимается. И становится похож на фиолетовую звезду.
- Как еще называют “Сон-траву”? (Дрёмой)
- Почему?
- Говорят “усни – трава” знает сонные слова
Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.
- Как автор назвал “Сон-траву” в своём стихотворении? (Усни-трава)
- Вот сколько названий у одного растения. (Сказку рассказывает ученик) Однажды охотники пошли в лес на медведя. В лесу они увидели такую картинку: сидит мишка, выкапывает из земли траву, лижет её и сосёт. Ел-ел да и уснул.
- Почему уснул медведь?
- Где она растёт (Чаще в сухом сосновом лесу)
Какой же цветок ждёт нас на четвёртой полянке. (Подснежник)
(Картинка цветка)
(Рассказывает ученик).
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Он из-под снега расцветает!
- Что это за цветочек
- Объясните происхождение названия растения. (Он появляется как бы из-под снега)
- Еще не растаял снег в лесу, а уже расстилается белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. Растение лекарственное. В его луковицах есть такое вещество, которое используется в медицине для лечения заболеваний.
- А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо.
Легенда. (Психологическая пауза – дети слушают, положив голову на парты, и рисуют эту картину в своём воображении)
Очень давно это было, когда на Земле только-только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом. Одна снежинка решила превратиться в снежный цветочек, чтобы своим теплом согреть Землю-матушку. Больше некому было это сделать кругом один снег. Так подснежник рос, рос. Их стало много. Они согрели Землю, и на ней появилась жизнь. Поэтому, когда холодно, к нам приходят подснежники, чтобы подарить надежду на жизнь и тепло.
- Какое же чудо сотворил подснежник?
Расскажи по плану.
1. Внешний вид растения.
2. Где растёт.
3. Как используется в медицине.
На последней полянке нас ждёт интересное задание.
- Посмотрите на эти 2 растения. (Ветреница и чистяк весенний)
- Они похожи?
- Но есть и отличия.
- Давайте сравним у них стебли, листья и цветы.
- По каким признакам мы сравниваем? (По форме и цвету)
- Сравните:
цветы – желтые (ветреница 5 лепестков, чистяк 10 лепестков)
стебли - зелёные длинные (ветреница - прямой, чистяк изогнутый)
листья - зелёные (чистяк - сердечком).
- Обратите внимание на названия растений. Они не простые.
Ветреница. На какое слово похоже? (Ветер)
У неё длинный тонкий стебелёк, который качается даже от лёгкого ветерка.
- Вот сколько растений мы знаем!
Чистяк. (Чисто)
Своё название получил из-за того, что используется для выведения бородавок (очищает руки от наростов, делает их чище). Растение ядовитое.
Физминутка для глаз
- Сейчас подведём итоги и выводы. Предоставляю право сделать это вам.
3. Работа по группам
1 группа
Составь правила друзей природы по иллюстрациям.
1. Нельзя рвать растения, и ломать, вырывать с корнем.
2. Нельзя топтать, надо ходить по тропинкам.
2 группа
Объясни, почему первоцветы называют “Золотые ключики весны”.
Эти драгоценные цветы открывают дверь весне (а значит свету, теплу, красоте).
4. Работа с книжкой-малышкой.
- Чтобы всегда помнить эти правила и не забывать 1 весенние цветы, сделаем на память книжку с изображением растений.
- На уроке трудового обучения мы её приготовили, а сейчас приклеим картинки. А вдохновит нас на работу музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Композитор очень любил русскую природу и в теме “Весна”, которую мы услышим, написал пьесу “Подснежник”. Работаем.
- Для чего нам пригодятся эти книжки? (Рассказать, подарить)
- Д/з. Подписать названия растений и придумать название книги. Рассказать о цветках. Сочинить или прочитать о них стихи или загадки.
5. Рефлексия.
Время урока подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весну, которые оживила Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и прикрепите на полянку.
Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше возьмите нераспустившийся цветок-бутон.