Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребусы (слайд 2)
Дети разгадывают ребусы и называют тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах массы, но сначала узнаем, кто умеет быстро и правильно считать.
Урок начнём с соревнования. (Cлайд 3)
Проверим ваши знания.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Считайте, решайте, не сбейтесь со счёту.
II. Устный счёт.
Класс делится на две команды. Устный счёт проводится в форме соревнования. (Cлайд 4)
1. Игра “Кто быстрее?”
2. Сравнить выражения. (Cлайд 5)
3. Расставить числа в порядке возрастания. (Cлайд 6)
4. Найти значение выражения. (Cлайд 7)
5. Подведение итогов устного счёта.
III. Сообщение темы и целей урока.
(Cлайд 8)
Сегодня к нам на урок
Пришёл Знайка-педагог.
Он принёс весы и гирьки.
Показать он хочет нам
Маленькую единицу массы
И её название – грамм.
IV. Работа над новой темой.
(Cлайд 9-10)
Открываем магазин,
Продаём продукты,
Вот на чашках весов
Овощи и фрукты.
1. Составление и решение задачи.
- Сколько весят ящик со свёклой и ящик с яблоками? (10 кг)
- Что можно сказать о массе ящика с яблоками? (На 2 кг больше)
- Сколько весит ящик с яблоками? Ящик со свёклой?
2. Понятие о новой единице массы.
(Слайд 11)
- Чему равна масса конфет на весах? (1 кг)
- Можно ли узнать массу одной конфеты, используя гирю в 1 кг?
- Здесь нам приходит на помощь более мелкая единица массы – грамм.
(Слайд 12)
Демонстрируются гири – 1 г, 2 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.
- Что можно взвешивать в граммах?
(Слайд 13-14)
- Для этого существуют специальные весы, их используют в аптеках для приготовления различных лекарств, чтобы правильно соблюдать дозировку того или иного вещества.
- Сейчас в основном используются электронные весы, они наиболее точные. (Слайд 15)
3. Знакомство со старой русской системой мер массы.
Берковец = 10 пудов = 163,8 килограммов
Пуд = 16,38 килограммов
Фунт = 409,5 граммов
Лот = 12,8 граммов
Золотник = 4,26 граммов
Доля = 0,044 граммов
4. Практическая работа.
Взвешивание на весах: таблетки, конфеты, ручки, монеты.
(Слайд 16)
- Какие гири потребуются, чтобы взвесить сыр, арбуз, пирог?
5. Составление и решение задач.
(Слайд 17)
а) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 5 частей. Чему равна масса каждой части? (100 : 5 = 20)
б) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 4 части. Чему равна масса каждой части? (100 : 4 = 25)
(Слайд 18)
в) Пять яблок весят 1 кг. Сколько весит одно яблоко? (1000 : 5 = 200)
- Как узнать массу одной части?
6. Работа по учебнику.
(Слайд 19)
а) Решение задачи по вариантам
С. 48, № 2.
- Прочитайте условие задачи.
- Какие вопросы поставим в задаче?
- Задачу удобнее записать кратко в таблице. Укажите программу решения, и решите задачу.
б) Решение уравнений с объяснением с. 48, № 3.
в) Решение примеров по вариантам (взаимопроверка). С. 48 № 4
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие современные единицы массы вы знаете?
- Сколько грамм в килограмме?
- Что взвешивают в граммах?