Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Разделы: Логопедия


Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.

Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.

В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:

  • психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова);
  • пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османова, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);
  • динамические паузы (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);
  • артикуляционная гимнастика (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);
  • дыхательные комплексы (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);
  • упражнения для глаз (Г.Г. Демирчоглян, Г.И. Рожкова, Е.А. Лапп).

Данные приемы зачастую используются бессистемно, фрагментарно, что нарушает целостность процесса и не способствует формированию необходимых умений и навыков. В научно-практической литературе недостаточно раскрыт вопрос комплексного использования различных направлений здоровьесберегающих технологий в ходе коррекционно-развивающей деятельности по исправлению нарушений речи.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике не только в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, но и в создании целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • развивать у дошкольников психомоторные и речемоторные функции;
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • формировать мотивационную готовность к регулярному применению полученных навыков.

Использование здоровьесберегающих технологий базируется на таких дидактических принципах, как: научность, системность, доступность, индивидуальность. Кроме того, здоровьесберегающие технологии, являясь качественной основой любой педагогической технологии, должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, сформулированным профессором Н.К.Смирновым:

  • принцип “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;
  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье - все используемые средства должны быть оценены с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • принцип непрерывности и преемственности - работа ведется не от случая к случаю, а систематически, ежедневно;
  • принцип субъект-субъектного взаимоотношения - ребенок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;
  • принцип активности и сознательности участников образовательного процесса;
  • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • принцип комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда реализуется несколько направлений здоровьесберегающих технологий:

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  • Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов);
  • Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).

Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.

Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:

  • речевая инструкция, предшествующая деятельности детей;
  • опорные сигналы, пиктограммы, цветообозначения, аудио- и видеоматериалы;
  • показ движений и действий;
  • игровые приёмы.

Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:

  • выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • наличие рационально организованного двигательного режима;
  • благоприятный эмоционально-психологический климат;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников формируются следующие умения:

  • выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
  • согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
  • ориентироваться в схеме собственного тела;
  • контролировать процессы возбуждения и торможения;
  • владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
  • снимать зрительное напряжение и утомление.

Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.

Литературные источники

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64 с.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 159 с.
  5. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. – М.: ЭКСМО, 2003. – 48 с.
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004. – 176 с.
  7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002. – 44 с.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  9. Чистяков М.И. Психогимнастика./под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. – М.: Просвещение.1995. – 160 с.