Сценарий утренника, посвященного творчеству А.С. Пушкина, "Образ, бережно хранимый"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды.

1. Вступление.

Звучит романс Г.Свиридова из кинофильма “Метель”.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали добрую бабушку? Или лежа в кроватке, слушая дивные мамины сказки? Трудно найти человека, говорящего на русском языке, который не знал бы и не любил бы произведения этого поэта. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”. (Слайд № 1. Презентация)

Прошло более 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает. Стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

На фоне романса у портрета А.С. Пушкина зажигаются свечи.

2. - Кто из вас знает, когда и где родился А.С. Пушкин?

- Правильно, 6 июня 1799 года в Москве. В том самом прекрасном городе, в котором живете и вы.

На фоне музыки Г.Свиридова “Тройка”.

(Слайд № 2)

Москва пушкинского детства поражала “странным смешением древнего и новейшего”, нищеты и богатства.

Рядом с великолепнейшими башнями Кремля, золотились купола соборов (слайд № 3), ютились жалкие деревянные домики (слайд № 4).

В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург, город новый, европейский. А Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое из всех русских городов съезжалось сюда на зиму. (Слайд № 5, 6, 7)

Но была еще и другая Москва, просвещенная (слайд № 8, 9). Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.

Не раз город своего детства воспевал Пушкин в стихах.

На экране слайд № 9. Ученик читает стихотворение “Москва! Как много в этом звуке…”.

3. Нянька Арина, укутав барчука и напялив на него меховой картуз с ушами. (Слайд № 10)

Плыла по бульвару (слайд № 11) и пела ребенку о всех предметах, попадавшихся навстречу (слайд № 12):

- Вот солдат шагает. Вы на него взгляните, батюшка Александр Сергеевич. Шапочка медная, “ на солнце блестит, а под бляхой крест горит. А какие лошадушки- на седлах кисточки, и кафтаны красные, шаровары бирюзовые, а ребятушки бородатые”.

Арина Родионовна Матвеева (Яковлева), крепостная Пушкиных, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин, пословиц, поговорок. Она открыла маленькому Саше (слайд № 13) весь сказочный мир, русскую речь, народную поэзию. Уже взрослым долгими зимними вечерами Пушкин внимательно слушал рассказы няни. Идет снег, гудит ветер в печных трубах, жужжит веретено- и сказочный мир оживает вокруг поэта. Он всем сердцем любил свою няню и посвятил ей стихи.

Ученик читает стихотворение “Няне”.

Группа учащихся читает “У лукоморья…”

4. А.С. Пушкин писал своему брату Льву: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…”. (Слайд № 15)

На фоне музыки “Нянина сказка” П.И. Чайковского учащиеся читают отрывки из сказок Пушкина. Дети в зале называют их. (Слайд № 14-20)

5. Юность поэта прошла в Петербурге. (Слайды № 21)

На фоне музыки Г.Свиридова “ Военный марш” ученик читает отрывок из “Медного всадника”.

В 1811 году в Царском Селе (летом здесь отдыхал царь) открылось новое учебное заведение для детей дворян - Лицей. Вступительный экзамен был назначен на август.

В роскошном зале дворца собрались кандидаты в лицеисты.

- Не робей! - шепнул Александру дядя, Василий Львович. Но Александр не робел. Он с нетерпением смотрел на своих новых знакомцев.

Вышел чиновник и стал выкрикивать фамилии:

- Князь Горчаков! Барон Антон Дельвиг! Александр Пушкин! И вслед за этим: Иван Пущин! (Слайд № 22)

В сходстве фамилий послышалось что-то сближающее. И Александру захотелось взять Пущина, которого он мысленно назвал по-французски “Жанно”. Жанно немного растерян и бросил на Александра взгляд, как бы ищущий сочувствия. Что-то дружеское промелькнуло у обоих мальчиков одновременно.

(Слайд № 23)

У каждого лицеиста были прозвища. Они были необидными и, скорее подчеркивали какую-то характерную черту внешности или характера.

Таких прозвищ у Пушкина было два: “Сверчок”, “Француз”. (Слайд № 23)

На фоне музыки Г. Свиридова “Весна и осень”.

Пушкин был усердным школьником. Он охотно занимался науками, которые были ему по душе. Он любил русскую, французскую словесность, историю, философию. Профессора единодушно отмечали его “блистательное дарование”. Но ему плохо давалась математика. (Слайд № 24)

Вызвал его раз преподаватель решать задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все молча писал какие-то формулы. Преподаватель спросил его наконец:

- Что же вышло? Чему равняется икс?

- Нулю.

- У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

И действительно, где бы он ни был- бродил ли по аллеям Царскосельского парка (слайд № 25), замыкался ли в своей комнате. Сидел ли в классе, - всегда в голове теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм. Пушкин не давал покоя ни бумаге, ни гусиным перьям, писал стихи почти ежедневно.

Ученик читает стихи:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы поросятся к перу, перо- к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

На фоне музыки П.И. Чайковского “Сентиментальный вальс”.

6. Обстановка на экзамене по русской словесности была парадная. За столом рядом с преподавателями лицея сидел великий русский поэт Гавриил Романович Державин. Он заметно оживлялся, когда юноши читали его стихи.

Но вот был вызван Александр Пушкин. Он читал стихи “Воспоминания в Царском Селе”- стихи своего собственного сочинения. (Слайд № 26)

Учение читает отрывок из стихотворения “Воспоминания в Царском Селе”.

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес.

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый
Плывет в сребристых облаках.

Перед слушателями возникали чудесные картины Царскосельских парков. Волны звуков уносили их все дальше и дальше. Отроческий голос завораживал всех. Глаза Державина сияли восторгом.

Это было стихотворение о величии России. Затронуто было живое слово для русского сердца.

Когда Александр замолчал, Державин вскочил с юношеской резвостью, сдвинул стол и бросился к Юноше, поцеловал его кудрявую голову и со слезами воскликнул:

- Музыка-то! Музыка-то! Каково? Спасибо, спасибо, голубчик! Слышали, господа? Поэт! Вот вам второй Державин!

7. У каждого поэта есть любимое время года. А.С. Пушкин особенно выделял осень. Он писал, что именно осенью в него вселяется бес стихотворства. И действительно, нельзя не любоваться, не восхищаться картинами осенней природы.

На фоне музыки П.И. Чайковского “Осенняя песня”. Слайды 27, 28.

Учащиеся читают стихи о природе.

8. На фоне музыки Г. Свиридова “Романс”.

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Его именем названы города, улицы, театры, библиотеки, парки. (Слайд № 29)

В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник поэту. Памятник создан скульптором Опекушиным на средства, собранные народом. Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. (Слайд № 30)

На постаменте стихи:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…

Каждый год 6 июня, в день рождения поэта, и 10 февраля в день его смерти, здесь собираются люди, чтобы почтить его память…

Ученик читает стихотворение “Что в имени тебе моем ?”. (Слайд № 31)