При подготовке к любому уроку учитель должен определиться методикой ведения урока с целью активизации обучения для достижения наилучших результатов в обучении детей. Методика ведения урока зависит от темы, целей урока, от контингента обучающихся и других факторов.
За годы работы в школе я использовала разные методики ведения уроков. При изложении нового материала самых лучших результатов добилась, используя метод частично – поисковой работы и метод проблемного изложения. Верное использование и чередование этих методов всегда очень активизирует учащихся, побуждает их к постоянной мыслительной деятельности. Еще большей активизации учащихся, повышения наглядности материала урока, можно добиться, применяя на уроках ИКТ. Кроме этого, в настоящее время учителя черчения испытывают огромный недостаток времени при обучении детей в связи с сокращением количества часов, отведенных на данный предмет. Применение на уроках современных технологий частично решает эту проблему, так как дает возможность решать на уроке больше поставленных задач без перегрузки детей.
Приведу пример использования этих методов при изучении темы “Простые разрезы” в 9 классе. Разработка одного из уроков данной темы уже была мной использована для участия в фестивале “Открытый урок” в 2009 году. Материал частично переработан и дополнен. В статье приведены рекомендации по применению ИКТ к 4 урокам. При подготовке к урокам были использованы учебные пособия и задачники авторов Е.А.Василенко, Н.А.Гордеенко, А.А.Чекмарева, И.С.Вышнепольского, С.К.Боголюбова, В.В.Степаковой, А.Д.Ботвинникова, Н.Г.Преображенской и др. Все уроки данной темы проводятся с использованием презентаций Power Point.
Перед изучением темы “Простые разрезы” дети располагают определенным запасом знаний и умений по построению видов и сечений. При проведении первого урока заявленной темы, кроме презентации (Презентация 1), используется знакомая детям таблица с изображением чертежа точеной детали, которая является переходом к изучению разрезов. Перед детьми ставится проблема, которую они не могут решить без знания еще одного вида изображений (разреза). Далее работа ведется со слайдом 1, все изображения на слайде выводятся на экран постепенно по мере объяснения материала, для этого применяются некоторые эффекты анимации. По первому слайду дети еще раз убеждаются в том, что не на любой пустотелой детали можно строить сечение, видят разницу между сечением и разрезом и необходимость на данной детали построения разреза. Затем учащиеся записывают понятие простого и сложного разреза и сами дают название разреза, изображенного на слайде. Следующий слайд (2) посвящен алгоритму построения простого разреза. Дети записывают порядок выполнения поэтапно и видят выполнение этих этапов на экране. Почти каждый этап выполнения задания запускается по щелчку, так как учитель дает возможность детям объяснить выполнение того или иного действия, а затем показывает его выполнение на экране. Наконец учащимся дается возможность самостоятельно выполнить чертеж детали в рабочих тетрадях (Слайд 3). На решение задачи отводится определенное время, затем учитель быстро проходит по рядам, выявляя верно выполненные решения. Если встретились затруднения, и некоторые дети дали неверное решение, учитель проводит поэтапное объяснение решения задачи (Слайд 3). Дальше урок продолжается без использования презентации, дети самостоятельно выполняют 1-2 задания с применением кальки или эскизного изображения.
В начале второго урока учитель задает несколько вопросов для повторения, затем вместе с классом проводится повторение алгоритма построения простого разреза (Презентация 2, слайд 1), так как для детей очень важно научиться строить разрез по алгоритму, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. При проверке домашнего задания (Слайд 2) текст с алгоритмом уже на экран не выводится. На следующем этапе урока перед детьми ставится задача о выявлении необходимого разреза (Слайд 3). Чаще всего учитель получает два ответа: одни дети предлагают построение фронтального разреза, другие построение горизонтального разреза. Опытный учитель, предвидя это, работу со слайдом 3 строит с учетом этих ответов. Сначала проверяется построение фронтального разреза, учащиеся убеждаются, что это решение неверно, затем видят верное решение этого вопроса на слайде 4. Здесь же класс уже легко дает название этому разрезу. После этого этапа детям предлагается самим построить разрез на следующей детали и дать ему название (Слайд 4). Эту работу дети выполняют письменно с применением кальки. Проверив выполнение работы, учитель отмечает “жетонами” ребят, которые верно справились с поставленной задачей, и показывает на экране решение. Так дети самостоятельно знакомятся с третьим видом простых разрезов. После повторения всех видов простых разрезов (Слайд 5) учащимся предлагается самостоятельное решение задач (Слайд 6). Дети могут использовать кальку или выполнять решение эскизно. На решение каждой задачи учитель отводит определенное время, затем проверяет правильность решения в тетрадях учащихся, выдает “жетоны” тем детям, которые без ошибок справились с задачей, они продолжают работать самостоятельно, а остальным детям учитель объясняет решение на экране (Слайд 6). По плану урока дети должны выполнить две задачи, третья выводится на экран для самых успешных ребят. Иногда, в зависимости от контингента учащихся, трех задач не хватает, и учитель выдает дополнительные карточки.
Следующий урок посвящен повторению и закреплению знаний и умений учащихся по верному выбору, построению и обозначению простых разрезов. Визуальное определение и правильность обозначения простых разрезов, проверка письменной части домашнего задания ведется при помощи презентации (Презентация 3, слайды 1 и 2). Для закрепления практических навыков построения простых разрезов рабочие столы учащихся снабжены раздаточным материалом и калькой. Детям предлагается решение двух видов задач, которые они могут выполнять на кальке или эскизно, такой прием позволяет экономить время урока. Аналогично предыдущим урокам учитель отводит время на решение каждой задачи, проверяет на местах поэтапно, поощряет справившихся учеников “жетонами”, остальным показывает на экране решение (Слайд 3), дети исправляют ошибки и тоже получают “жетоны”, но другого достоинства. В конце урока по определенным критериям каждый ребенок получает оценку.
Четвертый урок посвящен изучению вопросов соединения вида и разреза, является очень важным в данной теме, требует тщательной подготовки, поэтому описан подробно.
Урок начинается с фронтального опроса по основным вопросам ранее изученного материала по простым разрезам. Ответы детей оцениваются жетонами одного достоинства. Все последующие этапы урока проводятся с использованием презентации. При подготовке презентации учитель должен уметь прогнозировать возможные ответы и предложения учащихся в ходе изучения материала, опираясь на свой опыт и опыт других учителей.
Повторение алгоритма построения полного разреза проводится поэтапно с использованием динамического пособия. Учащие под руководством учителя сначала обсуждают очередной этап построения, затем видят его на очередной странице динамического пособия.
После повторения алгоритма построения разреза детям предлагается чертеж детали, заданной тремя видами (Презентация 4, слайд 1). Деталь непустотелая, имеет небольшое отверстие в верхней части. Учащиеся должны определить целесообразность разреза, который необходимо применить на данной детали, представить его (мысленно пройти все этапы построения) и высказать предложения. Учащиеся сразу предлагают применить полный фронтальный разрез и указывают расположение секущей плоскости. Щелчком мышью полный разрез появляется на экране. При обсуждении учитель выстраивает беседу с детьми, результатом которой является выявление нецелесообразности построения полного разреза. Учитель, таким образом, подводит обучающихся к возможности применения на одном чертеже соединения вида и разреза и понятию местного разреза. Учитель сообщает тему урока (именно сейчас, а не в начале урока!), дает понятие местного разреза и необходимые теоретические основы, дети делают короткие записи в рабочую тетрадь.
На экране появляется следующая деталь (Слайд 2), заданная двумя видами. Основные внутренние элементы этой детали симметричны, но с внешней стороны присутствует элемент, нарушающий общую симметрию детали. Учащимся предлагается определить симметричность детали, целесообразность построения разреза и высказать свои мнения. Большинство учащихся предлагают построить полный фронтальный разрез, а некоторые считают, что местный.
Учитель: “Мы с вами только сейчас познакомились с понятием местного разреза и узнали, когда его нужно применять!”.
Некоторые дети говорят: “Когда деталь в основном непустотелая и имеет небольшие отверстия или углубления”.
Учитель: “А разве эта деталь непустотелая? Правильно, нет. Значит здесь нельзя применить местный разрез. Давайте проверим ваше второе предложение, попытаемся представить полный фронтальный разрез”. Делается небольшая пауза, чтобы дети смогли представить полный разрез, и щелчком мышью он появляется на экране (Слайд 3).
Учащиеся: “Да, мы так представили этот разрез!”.
Учитель: “Посмотрите внимательнее, вид спереди заменен полным фронтальным разрезом, передает ли этот чертеж полную информацию о детали?”.
Некоторые учащиеся: “Нет, так как мы потеряли передний выступ”.
Учитель: “Правильно, значит нельзя строить и полный разрез! А как же быть?”.
На экран возвращается деталь в исходном состоянии (Слайд 4). Учащиеся уже знают о возможности соединения вида и разреза и начинают предлагать новые варианты. Верно ведя обсуждение, учитель подводит детей к необходимости соединения части вида с частью разреза, сообщает основные теоретические положения.
На экране обучающиеся прослеживают последовательность выполнения данного разреза, под руководством учителя выявляют возможность упрощения чертежа (удаление штриховых линий симметрично расположенных элементов с части вида) и делают короткую запись в рабочей тетради.
Учитель демонстрирует учащимся следующий чертеж (Слайд 5), на котором деталь задана двумя видами, имеет фронтальную плоскость симметрии, проходящую через центры отверстий, и предлагает определить симметричность детали и целесообразный разрез.
Учащиеся чаще всего работают по аналогии, поэтому большинство детей сразу предлагают соединить часть вида с частью разреза, но некоторые останавливают свой выбор на полном разрезе.
На экране щелчком мышью появляется полный фронтальный разрез, в нецелесообразности которого быстро все убеждаются. Затем проверяется вторая версия – возможность применения соединения части вида с частью разреза.
Учитель: “Если мы применим соединение части вида с частью разреза, где же нам провести волнистую линию?”.
В результате беседы учащиеся приходят к выводу, что, если изображение разреза симметрично, целесообразно соединять на одном изображении половину вида с половиной разреза. На этом же слайде рассматривается последовательность выполнения данного разреза. Параллельно учитель сообщает необходимые теоретические основы соединения половины вида с половиной разреза.
Используя Слайд 6 текущего приложения, учитель объясняет особенности нанесения размеров.
На экране поочередно появляются три, разобранные выше детали (Слайд 7), что позволяет повторить полученные на данном уроке теоретические знания. Кроме этого на этом же слайде детям предлагается четвертая деталь для определения целесообразности разреза. Деталь имеет фронтальную плоскость симметрии, и изображение разреза несимметрично. Многие дети в недоумении, как же здесь построить разрез.
Если пауза затянулась, учитель: “Можно ли на этой детали применить местный разрез?”.
Дети: “Нет, так как она имеет много пустот”.
Учитель: “А, можно ли соединить часть вида с частью разреза?”.
Учащиеся: “Нет, так как в ней нет симметрично расположенных элементов”.
Учитель: “И, наконец, может быть здесь надо соединить половину вида с половиной разреза?”.
Учащиеся: “Нет, так как разрез несимметричен”.
Учитель: “Как же быть? Может вообще на надо строить разрез?”.
Учащиеся: “Строить надо, но, может быть, полный разрез?”.
Так обучающиеся понимают, что не всегда целесообразно совмещать вид с разрезом и делают короткую обобщающую запись в тетрадь.
На следующем этапе урока детям предлагается устно определить целесообразность уже построенных разрезов и найти ошибки, допущенные на демонстрируемых чертежах (Слайды 8 и 9). Ошибки, заложенные в решения, встречаются у учащихся во время самостоятельной работы при решении задач, связанных с построением разрезов.
На этом этапе происходит закрепление теоретических знаний, полученных на данном уроке. В ходе устной работы учащиеся вскрывают ошибки, предлагают верное решение, и на экране идет поэтапное исправление этих ошибок. Учащиеся, активно участвующие в обсуждении, поощряются жетонами.
После такой работы учитель просит детей самостоятельно решить 1-2 задачи рассматриваемого типа (Слайд 9). Дети могут работать на кальке или на масштабно-координатной бумаге, применив эскизное построение. На письменную работу отводится 5-6 минут, затем учитель быстро проходит по рядам с целью проверки правильности выполнения заданий, поощряя жетонами уже большего достоинства, нежели при устной работе, тех учащихся, которые самостоятельно верно выполнили задания.
После проверки учитель на экране открывает правильные решения и делает комментарии.
Урок заканчивается инструктажем по выполнению домашнего задания. По определенному критерию учащимся по желанию выставляются оценки за урок.
На первый взгляд, кажется, что объем материала в рамках одного урока завышен. Но при правильной организации самого урока, и верной логичной подготовке детей к этому уроку, он проходит с большой отдачей, большинство детей справляются с этим объемом и верно выполняют письменные задания, а учитель высвобождает 1 час в календарно-тематическом планировании на отработку полученных знаний на последующих уроках.
На следующих двух уроках отрабатываются, закрепляются умения и навыки построения целесообразного разреза, проверяется качество теоретических знаний учащихся. Эти уроки проводятся в виде решения задач тоже с использованием презентации PowerPoint. В процессе решения задач учитель вводит задания, где нужно при решении применить особые случаи разрезов, тем самым, ставя опять перед детьми проблему и стимулируя их мыслительную деятельность.