Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.
Задачи:
- познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
- развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.
2. Подготовительная работа.
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение).
У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран (Слайд 2). Давайте прочтем написанные строки.
“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?
Д. – Музыкант, поэт, художник.
У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.
Что значит – давать радость и счастье?
Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.
3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.
У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.
После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.
В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.
У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).
(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.
“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.
4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.
У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5). Как бы вы ее назвали?
А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.
Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”
5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.
У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5).
У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?
Д. – Я считаю, что это пейзаж.
У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.
У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?
Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.
У. – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?
Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.
– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам
захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.
6. Размышление над картиной. (Слайд 6)
Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.
У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)
У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.
8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)
У. – С чего мы должны начать писать сочинение?
Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.
У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?
Д. – Заросший пруд.
У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?
Д. – Старый парк.
У. – Чем вы должны поделиться с товарищем в конце сочинения?
Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.
(Ученики записывают план сочинения на черновики.)
9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)
У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.
– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.
(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)
У. – Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Поражает – удивляет, изумляет.
10. Устное сочинение. (Слайд 10)
У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.
11. Самостоятельная письменная работа.
У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!
(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)
12. Итог урока.
Список литературы.
- С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
- О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
- Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.