Внеклассное чтение "Путешествие по сказкам Г-Х. Андерсена"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4.

Роль и место данной темы в курсе: изучение произведений, не включенных в программный материал (внеклассное чтение).

Основные вопросы темы: викторина по сказкам Х.-К. Андерсена, чтение сказки «Ёлка».

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме: биография писателя, сказки, главная мысль, викторина по сказкам.

Программные средства: художественная литература со сказками Х.-К. Андерсена.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.

Цель: заинтересовать детей творчеством Х.-К. Андерсена.

Задачи:

  • Образовательные: учить анализировать сказки, пробудить познавательную активность
  • Воспитательные: воспитывать доброту, внимание, отзывчивость, желание помогать другим
  • Развивающие: развивать речь, критическое мышление, читательские умения, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;

Оборудование и ресурсы: выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, пословицы, напечатанный отрывки из сказок.

Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке: презентация «Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена» – Приложение.

Ход урока

Д.:

Пользу книг ничем не соизмерить,
Книга в жизнь открывает двери.

– Как вы понимаете эти слова?

– Ребята, действительно, когда читаем книги, как будто раздвигаем границы мира. При помощи книги мы можем совершить путешествие, побывать в гостях у писателя, у литературных героев.

Книги – наши друзья, душевные собеседники, умные советчики в жизни.

– Очень много пословиц о книгах. (Прочитать)

Д.:

  1. Испокон века книга учит человека
  2. Хорошая книга – лучший друг.
  3. Кто много читает, тот много знает.
  4. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  5. Книга учит жить, с книгой надо дорожить.

1 слайд

Сегодня мы в гостях у великого сказочника Х.-К. Андерсена.

(Биография)

– Несмотря на одиночество, ежедневный труд и редкие минуты отдыха, сам Андерсен в книге «История моей жизни» написал: «Моя жизнь прекрасная сказка, полная счастливых случайностей». Наверное, поэтому именно сказки стали главным делом творческой биографии Х.-К.Андерсена. Хотя он писал и пьесы для театра, и стихотворения, и даже романы.

– Андерсен много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки, в общей сложности он покидал Данию 29 раз. Многие сказки и истории им были написаны во время этих путешествий.

– Какие сказки Х.-К. Андерсена вы знаете? (выставка книг)

2 слайд

– Давайте мы отправимся в путешествие по сказкам Х.-К.Андерсена. Мы готовились и читали сказки великого сказочника.

– Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена

3 слайд

Из каких сказок эти отрывки? (2 команды)

  1. «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Всё же плохое, безобразное, напротив, выступало всё ярче, казалось ещё хуже». («Снежная королева»)
  2. В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)

4 слайд

Назови героя по описанию

  1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка»)
  2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты …» (Снежная королева»)

5 слайд

Конкурс «Что же произошло дальше»

  1. «Как-то раз совсем тёмный вечер был, а солдат не мог купить себе даже свечку; и тут вспомнилось ему, при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…» («Огниво») (появилась собака, что угодно….)
  2. «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди») (сядь на голову-тупой и ленивой, на лоб-безобразной, на сердце – злонравной).
  3. «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидев его, тоже поплыли к нему.
    – Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утенок») (свое собственное отражение – красивый лебедь)
  4. «Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала русалочке морская ведьма. – Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как все люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, – сказала ведьма!». («Русалочка») (отдать свой голос)

6-8 слайды

Конкурс «Угадай сказку»

– О ком говорится в следующих строчках:

  1. Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля. (Русалочка)
  2. Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла с зелёным листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев. (Элиза, «Дикие лебеди»
  3. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик, «Стойкий оловянный солдатик») 9 слайд
  4. Какая сказка начинается строчками: «Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги…» («Новое платье короля»)

Чтение учителем сказки «Ёлка»

– Какие мысли у вас возникли во время прослушивания?

– Какие выводы вы сделали?

Чтение подготовленных отрывков (2-3 ученика)

10 слайд

О ком это стихотворение? (читает ученик)

Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)

– Чему научила вас маленькая Дюймовочка? Что она сама делала? (Ценить помощь, помогать другим, быть доброй и отзывчивой)

– Сказки Х.-К.Андерсена учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, пении птиц, невзрачных полевых цветах, они учат нас мечтать. А ещё сказки великого сказочника делают нас добрее и великодушнее.

Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь он знал очень хорошо. Андерсен стал добрым советчиком для всех детей на Земле.

11 слайд

– В России интерес к творчеству великого сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые его из его сказок. Х.-К. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».

12 слайд

– На родине сказочника сделаны памятники: в Копенгагене и в Оденсе.

13 слайд

– В 1968 году была учреждена Международная золотая медаль Х.-К.Андерсена, получившая название «Малая Нобелевская премия», которая раз в два года присуждается лучшему современному автору, чаще сказочнику, а также художнику-иллюстратору.

– В день рождения Андерсена – 2 апреля ежегодно проводится Международный день детской книги.

– Наше занятие подошло к концу.

– Кого заинтересовали сказки Х.-К.Андерсена?

Материал:

  1. «Я иду на урок в начальную школу» с. 215 (1а, в, 2, 8а)
  2. Журнал «Начальная школа», №10, 2010.
  3. Журнал «Начальная школа», №1, 1994.
  4. Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, 2010.