Класс: 4.
Роль и место данной темы в курсе: изучение произведений, не включенных в программный материал (внеклассное чтение).
Основные вопросы темы: викторина по сказкам Х.-К. Андерсена, чтение сказки «Ёлка».
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме: биография писателя, сказки, главная мысль, викторина по сказкам.
Программные средства: художественная литература со сказками Х.-К. Андерсена.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.
Цель: заинтересовать детей творчеством Х.-К. Андерсена.
Задачи:
- Образовательные: учить анализировать сказки, пробудить познавательную активность
- Воспитательные: воспитывать доброту, внимание, отзывчивость, желание помогать другим
- Развивающие: развивать речь, критическое мышление, читательские умения, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;
Оборудование и ресурсы: выставка книг, компьютер, мультимедийный проектор, пословицы, напечатанный отрывки из сказок.
Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке: презентация «Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена» – Приложение.
Ход урока
Д.:
Пользу книг ничем не соизмерить,
Книга в жизнь открывает двери.
– Как вы понимаете эти слова?
– Ребята, действительно, когда читаем книги, как будто раздвигаем границы мира. При помощи книги мы можем совершить путешествие, побывать в гостях у писателя, у литературных героев.
Книги – наши друзья, душевные собеседники, умные советчики в жизни.
– Очень много пословиц о книгах. (Прочитать)
Д.:
- Испокон века книга учит человека
- Хорошая книга – лучший друг.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Книга учит жить, с книгой надо дорожить.
1 слайд
– Сегодня мы в гостях у великого сказочника Х.-К. Андерсена.
(Биография)
– Несмотря на одиночество, ежедневный труд и редкие минуты отдыха, сам Андерсен в книге «История моей жизни» написал: «Моя жизнь прекрасная сказка, полная счастливых случайностей». Наверное, поэтому именно сказки стали главным делом творческой биографии Х.-К.Андерсена. Хотя он писал и пьесы для театра, и стихотворения, и даже романы.
– Андерсен много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки, в общей сложности он покидал Данию 29 раз. Многие сказки и истории им были написаны во время этих путешествий.
– Какие сказки Х.-К. Андерсена вы знаете? (выставка книг)
2 слайд
– Давайте мы отправимся в путешествие по сказкам Х.-К.Андерсена. Мы готовились и читали сказки великого сказочника.
– Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена
3 слайд
Из каких сказок эти отрывки? (2 команды)
- «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Всё же плохое, безобразное, напротив, выступало всё ярче, казалось ещё хуже». («Снежная королева»)
- В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)
4 слайд
Назови героя по описанию
- «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка»)
- «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты …» (Снежная королева»)
5 слайд
Конкурс «Что же произошло дальше»
- «Как-то раз совсем тёмный вечер был, а солдат не мог купить себе даже свечку; и тут вспомнилось ему, при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…» («Огниво») (появилась собака, что угодно….)
- «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди») (сядь на голову-тупой и ленивой, на лоб-безобразной, на сердце – злонравной).
- «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидев его, тоже поплыли к нему.
– Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утенок») (свое собственное отражение – красивый лебедь) - «Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала русалочке морская ведьма. – Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как все люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, – сказала ведьма!». («Русалочка») (отдать свой голос)
6-8 слайды
Конкурс «Угадай сказку»
– О ком говорится в следующих строчках:
- Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля. (Русалочка)
- Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла с зелёным листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев. (Элиза, «Дикие лебеди»
- Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик, «Стойкий оловянный солдатик») 9 слайд
- Какая сказка начинается строчками: «Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги…» («Новое платье короля»)
Чтение учителем сказки «Ёлка»
– Какие мысли у вас возникли во время прослушивания?
– Какие выводы вы сделали?
Чтение подготовленных отрывков (2-3 ученика)
10 слайд
О ком это стихотворение? (читает ученик)
Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)
– Чему научила вас маленькая Дюймовочка? Что она сама делала? (Ценить помощь, помогать другим, быть доброй и отзывчивой)
– Сказки Х.-К.Андерсена учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, пении птиц, невзрачных полевых цветах, они учат нас мечтать. А ещё сказки великого сказочника делают нас добрее и великодушнее.
Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь он знал очень хорошо. Андерсен стал добрым советчиком для всех детей на Земле.
11 слайд
– В России интерес к творчеству великого сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые его из его сказок. Х.-К. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».
12 слайд
– На родине сказочника сделаны памятники: в Копенгагене и в Оденсе.
13 слайд
– В 1968 году была учреждена Международная золотая медаль Х.-К.Андерсена, получившая название «Малая Нобелевская премия», которая раз в два года присуждается лучшему современному автору, чаще сказочнику, а также художнику-иллюстратору.
– В день рождения Андерсена – 2 апреля ежегодно проводится Международный день детской книги.
– Наше занятие подошло к концу.
– Кого заинтересовали сказки Х.-К.Андерсена?
Материал:
- «Я иду на урок в начальную школу» с. 215 (1а, в, 2, 8а)
- Журнал «Начальная школа», №10, 2010.
- Журнал «Начальная школа», №1, 1994.
- Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, 2010.