Наши помощники – органы чувств

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепление знаний об органах чувств. Воспитание потребности заботиться о своем здоровье.

Задачи:

  1. Формировать у детей адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека.
  2. Уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
  3. Учить передавать различные эмоциональные состояния.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  5. Способствовать развитию уверенности в себе.

Ход занятия

Педагог: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей). А чтобы оно было, еще лучше давайте с вами поздороваемся.

Проводится игровое упражнение «Музыкальное приветствие». Ребята, мы с вами поздоровались, а что люди желают друг другу, когда здороваются? (они желают друг другу здоровья). А что нужно для того, чтобы быть здоровым? (ответы детей).

Дети, сегодня мы отправимся в Институт Здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей).

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств здесь исследуют.

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей). Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

Проводится комплекс зрительной гимнастики.

  1. На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.
  2. Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом 7-10 секунд.
  3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

Педагог: Входим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку.

Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. (Тихо говорит – встаньте) дети выполняют. Почему вы встали?

Дети: Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог: Чем вы это услышали? (ответы детей).

Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (ответы детей).

Проводится игра «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети взявшись за руки, идут по кругу и говорят: «Алеша (Саша, Маша и т.д.), ты стоишь в кругу, мы зовем тебя: «Ау!», глаза закрывай, кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Педагог: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Между двух светил в середине я один. (Нос).

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос педагога, для чего человеку нужен нос. Проводятся дыхательные упражнения. (Вдохнуть через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Затем проводится игра «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках (шоколад, апельсин, лук, чеснок), но не называть сразу, а выразить запах мимикой лица.

Педагог: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Педагог: В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык. А знаете ли вы, что поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (ответы детей). Давайте поиграем с язычком.

Проводится артикуляционная гимнастика.

  • «Холодно-жарко» – Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3-4 раза.
  • «Качели» – Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
  • «Лошадка» – Поцокать языком.

Проводится игра «Определи на вкус».

Дети с закрытыми глазами определяют разные продукты на вкус: яблоко, банан, морковь, капусту и т.д.

Педагог: Давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз.

Проводится разминка.

Как мы весело живем, дружно песенки поем,
Можем весело смеяться, пошутить, побаловаться,
И поспорить иногда, ну а драться – никогда!

Педагог: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать,
Крепкие и дружные,
Все такие нужные!

Проводится игра «Твердый-мягкий».

  1. Возьмите в руки камень, сожмите его пальцами. Какой он? (ответы детей). Найдите на столе предметы, о которых можно сказать «твердый, как камень» (карандаш, ручка и т.д.).
  2. Возьмите в руки кусочек ваты. Какая она? Отыщите на столе мягкие предметы. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть мягкая, как пух.)
  3. Положите отдельно мягкие и твердые предметы.

Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы поговорили с вами о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…

(Дети говорят друг другу добрые пожеланья.)