Цель: в ходе практической работы и наблюдений развить умение прибавлять и вычитать число 1.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида +1, – 1; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
1. Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
2. Актуализация знаний.
1) Логическая разминка.
- Сколько на рисунке (Рисунок 1) треугольников? (3.)
Рисунок 1
- Решите задачи:
- Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик.)
- Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Оля. Кто всех аккуратнее? (Ира.)
2) Индивидуальная работа.
(У доски работают три ученика.)
2 5 | 2 + 1 3 | 6 5 | ||
6 9 | 6 – 1 6 | 4 1 |
Вопросы остальным учащимся:
- Сосчитайте от 2 до 7, от 8 до 4.
- Назовите:
- соседей чисел 5, 8;
- число, которое на 1 больше, чем 3;
- число, которое на 2 меньше, чем 8;
- соседей числа 7;
- число, которое стоит между числами 4 и 6.
3) Устный счет.
Игра «Кто быстрее».
На доске два перемешанных магнитных набора чисел от 1 до 10. По команде
первая колонка расставляет числа в порядке возрастания, а вторая – в порядке
убывания.
Игра «Молчанка».
Учитель молча показывает пропуск, учащиеся – карточку с цифрой или знаком.
3 + = 4 | 2 – = 1 | |
4 – = 3 | 2 2 = 4 | |
1 3 = 4 | 3 1 = 2 |
3. Самоопределение к деятельности.
Игра «Где мое место?»
К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от 1 до
10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку
номеров у доски.
- Правильно ли построились ребята?
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед. Сколько здесь ребят? (5.)
- Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой.)
- К 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик, с какой карточкой сделает шаг вперед? (7.)
По аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.
- Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число.)
Вывод повторяют несколько учеников друг за другом.
Далее предлагается десятому ученику положить на стол карточку и сесть на место.
- Сколько было учеников? (10.)
- Сколько учеников село на место? (1.)
- Сколько учеников осталось? (9.)
- Как это записать? (10 – 1 = 9.)
Аналогично рассматриваются случаи 9 – 1,8 – 1,7 – 1 и т.д.
- Кто догадался, чему мы научимся на уроке? (Прибавлять и вычитать число 1.)
- Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число 1, узнаем, как это можно сделать при помощи числового отрезка.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.
- Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?
- Прочитайте в учебнике предложение, котором говориться о том, как прибавить число 1.
- Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа… (надо назвать предыдущее число.))
- Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже. Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
- Сколько всего лягушат? (10.)
- Сколько лягушат уже в воде? (1.)
- В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2.)
- Как это записать? (1 + 1 = 2.)
Работа в парах.
Далее учащиеся 1-го варианта объясняют 2-му варианту, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу.
- Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)
- Сколько лягушат прыгнуло? (1.)
- Сколько осталось? (9.)
- Как это записать? (10 – 1=9.)
Далее учащиеся 2-го варианта объясняют 1-му, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу.
- Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
5. Физкультурная минутка.
Утором бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа с электронным приложением к учебнику «Математика» М.И. Моро.
Тема «Числа от 1 до 10». Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 1.
2) Практическая работа.
Раздать детям карточки с числами от 0 до 10, они строят числовой ряд.
- 2 + 1 – с какого деления начнете движение? В каком направлении пойдете? Сколько шагов сделаете? Возле какого числа вы остановились? Какой ответ в примере?
3) Работа по учебнику №2 (с.81).
- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражения и объясните, что они означают.
№3 (с.82.)
Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино.
4) Работа в тетради с печатной основой (с.29).
- Расскажите, что вы видите на первом рисунке. (Было 3 воробья, к ним прилетел еще 1 воробей.)
- Какое равенство можно составить? (3 + 1 = 4.)
- Самостоятельно составьте равенство по второму рисунку. (Проверка.)
- Оцените себя с помощью «Светофора».
Самостоятельное выполнение следующего задания. Проверка. Учащиеся хором читают состав каждого числа.
- Прочитайте следующее задание. Вычислите.
- Какую закономерность вы обнаружили в первом столбике? (Первое число становится меньше на 1, вычитаем везде 1. Ответ уменьшается на 1.)
- Назовите закономерность во втором столбике. (Первое число увеличивается на 1, прибавляем везде 1. Ответ становится больше на 1.)
- Чем интересен первый столбик? (И первое, и второе числа уменьшаются на 1. Ответ везде равен 0.)
7. Рефлексия.
«Проверь себя» (учебник, с. 81). Работа в парах.
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
8. Подведение итогов урока.
- Что вы запомнили на этом уроке? (Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)