Программное содержание.
Упражнять детей в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами слева – справа, впереди – сзади, вверху – внизу. Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, пользоваться выражениями по четыре, по пять, поровну, столько – сколько; пользоваться предлогами за, на, под, в. Закреплять навыки количественного и порядкового счета, сравнения предметов по ширине и величине, пользоваться словами широкий – узкий, большой – маленький, малюсенький – большущий, представления детей о сезонных изменениях в природе зимой. Активизировать словарь по теме «Зима».
Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, речь.
Воспитывать самостоятельность, желание помогать друзьям, культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми), доброжелательность.
Материал.
Демонстрационный: настенное панно «Календарь природы» и детали к ней; 5 белых пластмассовых ведер, разных по величине; длинные широкая и узкая ленты для лабиринта; листочки с цифрами от 1 до 5; письмо; конверты с заданиями; игрушки: 2 зайца, белка; звоночек; мешочек с орехами.
Раздаточный: плоскостные изображения белочек и грибочков (по 5 штук для каждого ребенка).
Ход занятия
Дети стоят у панно.
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
– Зима.
– Как узнали? Назовите признаки зимы. (Дети называют признаки и прикрепляют на панно).
– Везде лежит снег, деревья голые, солнце светит, но не греет, заяц поменял серую шубу на белую, многие птицы улетели в теплые края, остались только зимующие птицы, ...
– Назовите зимующих птиц. (Дети называют и прикрепляют на панно).
– Сколько птиц прилетело? (Четыре). Какая птица прилетела первой (второй)? Снегирь, которой по счету прилетел? А дятел? Смотрите, еще одна птица летит. Кто назовет птицу? (Сорока). Сколько теперь стало птиц? (Пять).
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, Поочередно сгибают пальцы
снегири, сорока,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек. Стучат пальцами по раскрытой ладони
Сорока нам что-то принесла. Что это? (Письмо). Интересно, от кого письмо? (Читаю письмо).
«Ребята, помогите найти грибы, которые я засушила на зиму моим бельчатам. На пути вас будут ждать трудные испытания. В конце каждого испытания вас будет ждать задание. Первое испытание – сугробы.
Бельчиха».
Поможем бельчихе? Прежде чем отправиться в путь проведем разминку.
Двигательно-речевая миниатюра «Мороз».
На дворе такой мороз! Поеживаются, обхватив себя руками.
Трем руками уши, нос, Трут уши и нос.
Хлопаем в ладоши - Хлопают в ладоши.
Ох, мороз хороший!
Поднимаем воротник, Движения по тексту.
Топаем ногами.
Топают.
И на месте прыг да прыг. Прыгают.
Мама, прыгай вместе с нами! Прыгают и зовут к себе маму.
А вот и сугробы. (Ведра). Сколько сугробов? (Пять). Сугробы разные или одинаковые? (Разные). Чем они отличаются? (Величиной). Первый сугроб какой? (Маленький). Как по-другому можно сказать, если он очень маленький? (Малюсенький). Второй сугроб, какой? (Побольше). Третий сугроб? (Еще больше). Четвертый сугроб? (Еще больше). А пятый сугроб, какой? (Самый большой). Как по - другому можно сказать? (Большущий). Будем перешагивать сугробы. Все прошли испытание? Где-то здесь должно быть письмо со следующим заданием. Может быть под сугробом? (Находим и читаем письмо).
«Помогите моему зайчонку дойти до дома. Только помните, вам надо идти по узкой тропинке.
Зайчиха».
Найдите тропинки. Что можно сказать о ширине тропинок? (Одна тропинка узкая, а другая широкая). Покажите узкую тропинку. Покажите широкую тропинку. По какой тропинке нам надо идти? (По узкой тропинке). Не забудьте зайчишку.
Прохождение лабиринта из ленточек.
Вот и дошли. Только что-то зайчихи не видно. Только письмо нам оставила и звоночек. Поиграем с зайчонком?
Игра «Угадай, где звучало?»
Давайте прочитаем письмо.
«Путь к бельчихе лежит через болото, но оно еще не замерзло. Вам надо пройти по кочкам с цифрами.
Зайчиха».
(Дети проходят по листочкам с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5). Где же грибы? (Дети находят грибы и уточняют их местоположение, используя предлоги за, на, под, в).
Поможем бельчихе раздать бельчатам грибы. (Инд. работа).
Положите бельчат в ряд, слева направо. Сколько бельчат вы положили? (Пять). А сейчас каждому бельчонку раздайте по грибочку (методом наложения или приложения). Всем бельчатам хватило грибочков? Сколько грибочков, сосчитайте. Пять бельчат и четыре грибочка – сравните, кого больше. (Пять бельчат больше, чем четыре грибочка). Четыре грибочка и пять бельчат – чего меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы бельчат и грибочков стало поровну. По сколько теперь бельчат и грибочков? (По четыре, поровну, грибочков столько - сколько и бельчат). Каким способом еще можно уравнять бельчат и грибочки? (надо добавить еще один грибочек). Что теперь можно сказать о количестве грибочков и бельчат? (Грибочков и бельчат по пять, поровну, грибочков столько – сколько и бельчат). Молодцы, ребята. Вы не только помогли бельчихе найти грибочки, но и разделить их поровну между бельчатами. За вашу доброту, за помощь бельчиха решила сделать вам подарок. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Высказывания детей). Правильно, в мешочке орешки. Поблагодарите бельчиху и попрощайтесь, нам пора в детский сад.