Вид работы: Рисование по представлению. Графика.
Цель: Комплексный подход к раскрытию характеристик образа.
Основная задача: Средствами изобразительного языка отразить индивидуально-психологические особенности образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прообраза.
Материалы к уроку:
Для учителя: рисунки с изображением различных пород деревьев. Деревья могут быть с кроной и без кроны.
Билетики, которые дети будут тянуть при получении индивидуального задания. В каждом билетике какое-то одно определение сказочного образа: пол (мужской, женский), возраст (детский, средний, пожилой), а может быть определённое настроение (радость, грусть) или черта характера (доброта, злость, любопытство ит.д.), или особенности внешнего вида.
Для учащихся: альбом, чёрный фломастер или чёрная гелевая ручка.
Методические рекомендации:
- Во время описания деревьев по рисункам незаметно перейти к описанию деревьев по памяти. А также перейти от более лёгких для описания деревьев к более сложным. Затем необходимо подвести учащихся к осознанию важности графической характеристики образа.
- Размер и расположение предстоящих рисунков легко показать наглядным путём. Предложить ребятам положить ладони рук на лист, так чтобы каждая из них лежала на своей половинке. В центре, не касаясь краёв листа должен быть расположен будущий рисунок.
- Оставшиеся 5 минут в конце урока использовать на экспресс-выставку наиболее интересных рисунков, вывесив их на доске.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель входит в класс, здоровается с детьми. Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему урока.
Слайд 1
Учитель обводит всех взглядом и тихим заговорщическим голосом произносит:
-Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас – берёза, по левую – дуб, впереди – ель, а за ними – ива, сосна и ещё много-много других деревьев.
Представили? Теперь откройте глаза и слушайте дальше.
Деревья – это заколдованные люди. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей. Давайте попробуем расколдовать хотя бы некоторые из этих деревьев. Для этого надо поточнее описать пол, возраст, внешний вид и характер выбранного «человека-дерева».
На экране появляются рисунки с изображением деревьев и привлекается внимание учащихся. Учитель предлагает описать, глядя на рисунок, дерево.
Слайд 2
Например – Дуб
- Дуб в народе называют («могучий»)
- Кто это: женщина или мужчина (мужчина)
- Старый или молодой человек?
- Стройный или нет?
- Для него характерно: крепкий с сильными руками и ногами или худенький?
- С добрым лицом или злым?
- Кудрявый?
Слайд 3
Тополь
- Молодой (юноша)
- Стройный (подтянутый, спортивный)
- Ветки (руки) тянутся вверх (к солнцу)
- Добрый даже смешной
- Спокойный, постоянный
- Одежда (спортивный костюм)
Слайд 4
Клён (..ты мой кудрявый, опавший)
- Взрослый мужчина
- Крепкий, стойкий
Слайд 5
Ель
Девушка или женщина
- Весёлая, озорная
- Одежда зимняя (шуба)
- Руки в варежках
- На ногах сапоги
Слайд 6
Сосна – Женщина
Осина – Девочка
Слайд 7
Берёзка…
Этот образ также не доставит особых трудностей.
Обратить особое внимание на её одежду (сарафан), на волосы (длинные или короткие, прямые или волнистые), на пластику рук. Обратить внимание на разницу характеристик старой и молодой берёзы.
Слайд 8
Ива… плакучая.
Это молодая девушка или женщина постарше.
Грустная, молчаливая, с длинными прямыми волосами, с тонкими чертами лица и тонкими пластичными руками.
- Ребята, на что вы опирались, характеризуя то или иное дерево?
(На внешний вид: тонкий или мощный ствол, гладкий или узловатый, на изгиб веток, на крону, корни.)
- Ребята, давайте более внимательно посмотрим на изображение деревьев. Как они изображены?
- Где-то цвет усиливается, а где-то наоборот очень светло. Ветки деревьев изображаются тонкими штрихами.
Следующий этап: постановка конкретной практической задачи перед учащимися.
- Вы все – добрые волшебники и мои полноправные помощники.
Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный лес. Каждому из вас достанется свой человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человека в нашем сказочном лесу.
Ученикам разносятся билетики, и каждый становится ответственным за конкретную человеческую судьбу.
- Слово, написанное в билетике: например – доброта – это то, что обязательно должно быть отражено в рисунке. А остальное, будет ли добрым мужчина или доброй женщина, внешний вид, возраст и прочее, придумываете вы сами. Если же в билетике указан возраст человека, то придумывать можно всё остальное и так с каждым словом.
III. Самостоятельная работа учащихся.
После объяснения, ученикам предлагается сложить горизонтальный лист пополам, затем развернуть его. Линия сгиба будет служить границей двух рисунков. На левой половине изображается дерево, а на правой – расколдованный человек.
Изображение дерева и человека делается во взаимосоответствии с графической и психологической характеристиками.
Учащиеся выполняют рисунок по собственному творческому замыслу.
IV. Итог урока.
Когда до окончания урока остаётся 5-7 минут, учитель объявляет, сколько времени осталось до завершения работы. Некоторые дети уже сделали, а другие заканчивают. Тем, кто с заданием справился быстрее, предложить дополнить рисунок словесным описанием в письменной форме.
V. Рефлексия.
Экспресс-выставка детских работ.
Поблагодарить всех детей за помощь и предложить им самим выбрать рисунки тех учащихся, которые на этот раз оказались самыми искусными помощниками доброго волшебника.
Урок закончен.