Урок-проект "Все мы разные, но такие одинаковые"

Разделы: Начальная школа


В современной России, вставшей на путь построения правового государства, образование и воспитания в духе соблюдения и уважения прав и свобод особенно актуально.

Мы должны работать над тем, чтобы в будущем национальные отношения в нашей стране стали гармоничными. Воспитывать подрастающее поколение признающее права и свободы человека высшей ценностью.

Данный урок соответствует основополагающим принципам гуманизации и демократизации современной школы.

Цель: формирование качества толерантности.

Задачи:

  1. Дать представление о людях, населяющих планету Земля.
  2. Формировать понятие, что люди любой национальности имеют право на счастье и необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.
  3. Развивать устную речь обучающихся, обогащать их кругозор, словарный запас.

Оборудование: проектор, карта мира, рисунок человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Открытие нового знания.

1. Просмотр презентации «Земля из космоса».

- О чём презентация?

- Да, мы смотрели на нашу Землю из космоса. Наша планета уникальна, ведь только на ней, как доказано учёными, существует жизнь. И мы люди отвечаем за то, какая будет жизнь на нашей хрупкой планете под названием Земля.

- А как вы думаете, почему же люди ответственны за жизнь на планете, в чём это выражается?

- Я с вами согласна, должно быть бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы на Земле не было войн, террористических актов, люди по доброму относились друг к другу.

2. Словарная работа.

На доске: толерантность.

- Кто помнит, что обозначает это слово? (Высказывания детей.)

III. Сообщение темы урока.

(Приложение. Слайд 1)

- Сегодня мы вспомним, что такое толерантность, поговорим о качествах толерантного человека. (Приложение. Слайд 2)

Толерантность (от лат. toleraпtia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

- А кто помнит происхождение этого слово? (Приложение. Слайд 3)

На рубеже 18-19 веков во Франции жил Тайлеран Перигор, князь Беневентский. Он при разных правительствах долго оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих. Уважительно к ним относиться. Искать решение проблем способом. Наименее ущемляющим интересы других людей.

IV. Игра.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.

V. Тестирование

Учитель: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.

VI. Работа по карте.

  1. Как называется наша планета?
  2. Сколько материков на Земле?
  3. Сколько океанов?
  4. На каком материке живем мы?
  5. Как называется наша страна?
  6. Как называется народ, который живет в России?

VII. Беседа.

Учитель: Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

VIII. Выступление группы 1.

(Приложение. Слайд 4-5)
(Приложение 1)

Учитель: Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.

IX. Выступление группы 2.

(Приложение. Слайд 6)
(Приложение 2)

Учитель: Люди не только создавали подобные легенды, существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека.

X. Выступление группы 3.

(Приложение. Слайд 7-9)
(Приложение 3)

XI. Групповая работа.

Учитель: Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каждая группа выступает.

XII. Выступление группы 4.

(Приложение. Слайд 10-11)
(Приложение 4)

- В классе было проведено анкетирование среди 24 учеников, в результате которого были сделаны следующие выводы:

  1. Больше половины учеников (14) считают, что цвет волос и цвет глаз не влияет на характер.
  2. Больше половины учеников (13) не знают людей другой расы.
  3. Только (8) учеников дружат с людьми другой расы.

Учитель: После выступления ваших товарищей, разговора о толерантных качествах человека, как вы считаете, влияет ли цвет кожи, волос, глаз на характер человека?

А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой. На доске дети создают силуэт человека. На доске. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

Мы дети одной планеты. Планеты – Земля. И нас всех объединяет желание жить. Радоваться, любить.

XIII. Работа с афоризмами.

(Приложение. Слайд 12)

XIV. Итог урока.

Учитель: Объясните, почему урок носил такое название?

А закончить наш урок я хотела бы стихотворением С. Маршака "Всемирный хоровод". (Приложение 5)

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Используемые ресурсы:

  1. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  2. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания: продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
  3. Никулина О.В. Методика выявления уровня толерантности у учащихся и педагогов / О. В. Никулина // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №11.
  4. Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.
  5. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приёмы дни индивидуальна и групповой работы / Л. П. Шустова // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  6. Сайт «Детские презентации».